Объекты авторского права

Говоря о существующих возможностях защиты и восстановлении нарушенных прав необходимо остановиться на вопросах, связанных с созданием объектов авторского права, условиями предоставления им правовой охраны, а также с документальным подтверждением авторами и/или правообладателями своих прав в отношении результата интеллектуальной деятельности. Так, при наличии определенной совокупности документов, можно сделать вывод о том, что заявленный как произведение объект не является, например, плагиатом, «произведением народного творчества» или «официальным документом», а указанное в качестве автора лицо, действительно является автором этого произведения, и ему принадлежат личные неимущественные и исключительные права на произведение.

Безусловно, когда есть необходимые документы, упрощается процедура доказывания своих прав в отношении спорного объекта, что имеет свою значимость при заключении договоров страхования интеллектуальной собственности, а также при защите своих прав в суде; упрощается хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности (при заключении договоров залога, передачи исключительных прав, а также правомерности отнесении к нематериальным активам и т.д.).

Также, гораздо легче доказать свои права в отношении произведений или исключительных прав, если, например, речь идет о принудительном обращении взыскания на интеллектуальную собственность.

Проблема установления и подтверждения факта создания произведения, приобретает свою значимость в тот момент, когда решается вопрос о приобретении того или иного результата интеллектуальной деятельности, о вложении денежных средств для дальнейшего получения доходов от эксплуатации приобретаемого и/ или создаваемого произведения или обладания имущественными правами на них, т.е. обобщенно говоря — о финансировании, кредитовании интеллектуальной деятельности.

Подводя итог проведенному исследованию, мы можем заключить, что институт авторского права является сложным правовым институтом, который неизменно следовал за развитием технического и научного прогресса, в связи с чем это, пожалуй, наиболее активно и постоянно развивающаяся категория права, чем вызвана основная сложность его правовой регламентации. Но при этом, пройдя сложный путь развития, он не только достойно занял свое место в современном гражданском праве большинства государств мира, но и выработал основные начала и принципы регулирования общественных отношений в области авторских прав.

3 стр., 1490 слов

Проблемы авторского права на музыкальные произведения

... варианты защиты интеллектуального права на музыкальную композицию, однако есть и другие способы: - Депонирование (регистрация) произведения в Российском авторском обществе. Однако такое депонирование не является официальной государственной регистраций авторского права, а лишь ...

В современных условиях объекты авторского права занимают особое место в экономическом и общественном обороте страны. Нами была предпринята попытка глубокого и разностороннего анализа объектов авторского права.

В первую очередь мы проанализировали само понятие авторского права. С одной стороны, авторское право обычно определяется как самостоятельный институт или подотрасль гражданского права, а с другой – оно рассматривается в качестве элемента другого сложного правового образования, традиционно именуемого «право интеллектуальной собственности».

В юридической литературе, в том числе учебной, объект авторского права ( произведение) определяют как не материальный продукт духовного творчества человека, имеющий объективную форму. В определение объекта авторского права, которое давалось ст. 475 ГК РФ, не содержалось прямого основания подтверждать, что «новые, творчески самостоятельный произведения- это лишь часть охраняемых авторским правом произведений». Новое определение объекта авторского права является более четким и согласуется с определением, приведенным в Типовом законе ВОИС.

Продукт творческой деятельности автора может быть объектом авторского права, если он выражен- какой либо объективной форме, так как авторским правом защищаются именно те структурные элементы произведения, которые определяют его формы. Наличие элементов новизны в произведении не является обязательным для предоставлением ему авторско- правовой охраны.

Для правильного восприятия норм авторского права было целесообразно обратить внимание на основные принципы авторского права. К ним мы отнесли свободу творчества, сочетание личных интересов автора с интересами всего общества, моральную и материальную заинтересованность автора в создании и использовании произведений, всемерную охрану прав и законных интересов авторов, свободу авторского договора.

Анализ объектов авторского права не было бы полным без изучения субъектов авторских правоотношений. Таким образом, были рассмотрены основные положения российского законодательства касательно субъектов авторского права. Ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации достаточно четко описывает признаки субъектов данных правоотношении, обращая на такие детали как возраст автора, его дееспособность и пр.

Также особое внимание законодатель уделяет соавторству, условиям его правомерного существования и проблемам наследования авторских прав.

В общем, в процессе исследования под объектами авторских прав были признаны произведения науки, литературы, искусства, постоянными признаками которых являются творческий характер результата интеллектуальной работы, объективная форма и способность воспроизведения. Если произведение не соответствует данным критериям, то оно не признается объектом авторского права.

В случае спора, когда ставится вопрос об авторстве, возникает необходимость обратиться и к дополнительным признакам авторского произведения, к числу которых можно отнести новизну (точнее приоритет), авторскую индивидуальность (неповторимость), уникальность логики идей. Отметим, что каждый из основных и дополнительных критериев авторского права нам удалось достаточно глубоко изучить и подробно описать в дипломной работе.

4 стр., 1640 слов

История развития авторского права

... лет после смерти автора. История возникновения авторского права в России. Развитие авторского права в России ... авторском праве: Концепция общего права. Здесь права автора толкуются как имущественные права. Благодаря этой концепции автор может свободно передавать права на использования произведения любому лицу. Концепция «право автора». Она в основном направлена на право, как создателя произведения ...

Законодательство не обходит стороной и содержание объектов авторского права, хотя признает свободу авторов в выражении идей. Существуют ограничения в других нормах, исключающие публичное представление произведений, нацеленных на совершение уголовно наказуемых деяний, разглашение государственной тайны, направленных против целостности государства, нарушающих права других граждан такие как право на достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, личная и семейная тайна и иные личные неимущественные права и т.д.

В ходе исследования мы выделили несколько типов классификаций

объектов авторского права, базирующихся на разных принципах. Например, выделяются основные и производные, самостоятельные и составные, литературные, художественные и научные. Помимо этого существует разделение авторских произведений на непосредственно указанные в законе и произведения, являющиеся авторскими в силу обладания постоянными признаками объекта авторского права. Мы посчитали необходимым пояснить содержание и юридическое значение отдельных произведений (литературные, драматические, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные и многие другие) и подчеркнуть специфику каждого их вида. На наш взгляд, законодатель сумел создать для каждого вида объектов авторского права свой правовой режим, учитывающий его особенности. Конкретный перечень произведений, признанных объектами авторского права приведен в п. 1 ст. 1259 ГК РФ (ст. 7 Закона об авторском праве и смежных правах).

Также Закон об авторском праве указывает в ст. 8 произведения, которые объектами авторского права не считаются.

Непосредственно в силу указания Закона об авторском праве (ст.8) не считаются объектом авторского права:

  • объекты, по которым истек срок охраны авторского права;
  • истечение данного срока не являет на охрану правомочий авторства, имени автора и неприкосновенности произведения;
  • официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, гимны, ордена, денежные знаки и пр.), а также символы, знаки муниципальных образований;
  • произведения народного творчества;
  • сообщения о событиях и фактов, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движении я транспортных средств и т.п.).

Здесь прослеживаются, на наш взгляд, и некоторые недочеты, например, по отношению к учебно-методическим материалам, которые не признаются авторскими произведениями. В большинстве случаев такие разработки содержат оригинальный текст и вполне могут быть признаны как самостоятельные авторские научные произведения.

Что касается определения элемента авторского произведения как самостоятельного объекта авторского права, то здесь можно утверждать о невозможности заранее заявить о правовом значении того или иного элемента произведения. В таких случаях разумно опираться на эстетический, семантический и иной анализ выделенного элемента, соотнести его с самим произведением. Следовательно, нельзя создать норму права, которая изначально содержала бы ответ на вопрос о юридическом значении того или иного элемента произведения.

14 стр., 6979 слов

Авторское право: юридический и бухгалтерский аспекты

... авторским правом охраняются только творческие переработки. Техническая работа, даже если она названа переводом, рефератом, базой данных, не получает охраны по авторскому праву. Произведения, не являющиеся объектами авторского права ... исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, ...

В четвертой части ГК РФ был предусмотрен ряд новелл, касающихся вопроса регулирования правоотношений при создании так называемых служебных произведений, которые тоже являются объектами авторского права. Перед законодателем ставится задача особого распределения прав и обязанностей между работодателем и работником. Согласно ст. 1295 ГК РФ существует необходимость установить служебный характер произведения объясняется особым распределением прав и обязанностей между работодателем и работником в таком случае. Так, по общему правилу исключительное право на служебное произведение принадлежит не работнику а работодателю (п. 2 ст. 1295 ГК РФ).

И на оборот, личные не имущественные права сохраняются за работником как автором.

В такой позиции отечественного законодателя нет ничего не логичного- работник выполняет задание, его рабочее место и заработная плата сохраняется за ним, расходы по созданию произведения так же несет организация. В зарубежной практике распространен и более жесткий подход- кто финансирует работу, тот и получает исключительные права.

Мы считаем, что задачи и основная цель выпускной квалификационной работы были достигнуты в процессе исследования. Объекты авторского права и существующий правовой режим были систематически проанализированы в различных аспектах.

В заключение можно отметить, что в целях усиления защиты авторских прав необходимо выработать единую государственную и правовую политику, которая бы обеспечила надлежащие условия реализации охраны прав и законных интересов как самих авторов, так и рядовых пользователей. Ключевым направлением в этой сфере должно стать совершенствование законодательства о защите авторских прав и практики его применения. Важно отметить, что Российская Федерация уже сделала некоторые положительные шаги в этом направлении. Но в то же время существуют вопросы, которые необходимо решить уже в ближайшем будущем. Например, не разработан понятийный аппарат, отсутствует законодательное закрепление многих важных терминов, критериев. К тому же, законодательство не содержит специальных норм, обеспечивающих надлежащую защиту авторских прав несовершеннолетних авторов, авторов, признанных законом недееспособными и т.д.

И всё же в защите объектов авторского права существует вполне чёткая

тенденция к её усилению. Об этом можно с уверенностью говорить, если вспомнить хотя бы то, что относительно недавно была принята четвёртая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, полностью посвящённая интеллектуальной собственности, что, несомненно, говорит об огромном значении и актуальности данной проблемы.

Важное значение имеет то, что в целом законодательство Российской

Федерации представляет авторам и иным правообладателям достаточно мощный набор правовых средств для реализации авторских прав в современных условиях, а также для их эффективной защиты или оспаривания, а правильное распоряжение этими правовыми возможностями во многом является задачей самих правообладателей.

12 стр., 5518 слов

Контрольная работа: Субъекты авторского права. Объекты авторского ...

... 2. Субъекты авторского права Авторские правоотношения - отношения предполагающие множество участников. В них участвуют, с одной стороны, авторы произведений и их ... авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства. Можно выделить следующие принципы авторского права как совокупности правовых ...

На сегодняшний день соответствующие правоположения составляют основу любой современной правовой системы. Подобная тенденция как раз демонстрирует значение авторского права и признание его непременным компонентом социальной жизни.