Государство и право Древней Спарты

Контрольная работа

Общественный и государственный строй древней Спарты сильно отличается от других полисов. С одной стороны «община равных», внутри которой установились отношения, схожие с коммунизмом, с другой — эксплуатируемая масса порабощенного населения.

Как сложились такое общество? Что легло в основу институтов его власти? Под влиянием чего они из родоплеменных органов стали институтами рабовладельческого государства? Можно подымать еще множество различных вопросов об истории Спарты.

Все же самый интересный вопрос — каким образом сохранив во многом пережитки родоплеменной организации в управлении государством и архаичные черты общественной жизни, в Спарте сложилось сильное рабовладельческое государство, занимавшее значительную территорию и державшее в подчинении население, во много раз превосходившее по своей численности «общину равных». В VI в. до н.э. Спарта завоевала соседнюю плодородную страну Мессению, а остальные территории Южной Греции постепенно были вынуждены ей подчиниться и вошли в Пелопоннесский союз, ставший самым сильным военным союзом в Греции. Спарта, гегемон в Пелопоннесском союзе, проводила реакционную политику, поддерживая все антидемократические движения в Древней Греции. «Стоя во главе союзников, лакедемоняне не заставляли их платить подати, но заботились, чтобы у тех была всегда выгодная для лакедемонян олигархическая форма правления». Фукидид История. — Ленинград: Наука, 1981. — 530 с. спартанский власть империя

Военная мощь и высокая организация спартанских войск не вызывали сомнения, а общественная жизнь Древней Спарты была нацелена на поддержание постоянной боевой готовности всего коллектива спартиатов.

В конце VI в. до н.э. Спарта представляла собою сильнейшее государство Эллады, контролирующее всю территорию Пелопоннеса за исключением, Аргоса и северных городов Аркадии.

Сложившееся как военный лагерь завоевателей, оформившее своё государственное устройство в условиях постоянной необходимости воевать (подавлять восстания илотов или завоевывать новые территории), создавшее уникальные отношения внутри общества граждан, такое сильное государство, сдерживающее долгое время имущественное расслоение, все же погибло, не выдержав сопротивления естественному ходу исторического развития. Спартанская знать, превратившаяся со временем в плутократическую верхушку, сконцентрировала в своих руках большие денежные средства и земельные владения, а основная масса граждан тем временем обеднела, потеряла свои клеры и являлась только формально гражданами полиса.

14 стр., 6943 слов

Государство и право Древней Греции и Древнего Рима

... "власть народа"). Культура Древней Греции для европейской цивилизации имела неоценимое значение. Многие понятия и термины той эпохи вошли в обиход политической и правовой мысли. Универсальная одаренность и достижения маленького народа ...

Выведение колоний не решило умножающихся проблем. Спартиаты беднели и были недовольны сложившимся порядком. Число спартиатов-граждан сильно сокращалось в результате обнищания и войн. К III в. до н.э., по данным Берга, приведенным в книге «Социальные движения в древней Спрате», в Спарте осталось около 600 граждан, остальные являлись ими формально. Процесс разложения классического спартанского строя ускорялся борьбой за власть, цари усиливали свою власть, в результате которой в полисе начались смуты, окончившиеся передачей его одним из первых в Греции под контроль Рима.

Все своеобразие общественной и государственной организации спартанского общества отразилось в истории Спарты архаического периода истории Древней Греции. Начиная с IV в. до н.э., когда процесс имущественного расслоения набирает силу, Спарта постепенно теряет присущие «общине равных» черты.

К сожалению, по истории древней Спарты очень мало источников. В Спарте литература была неразвита. Из-за военизированного строя государства, приветствующего во всем краткость и четкость, в Спарте отсутствовало искусство ораторства, политические трактаты и т.д. Только стихи на военно-патриотические темы, дошедшие в отрывках до нашего времени, получили популярность среди спартиатов. Археологические материалы по истории Древней Спарты тоже довольно скудные, т. к. материальная культура в Лаконике была бедна.

О начальном периоде сложения спартанского государства известно немногое. Вся ранняя история Спарты недостоверна, современных свидетельств того времени до нас не дошло (вероятно, их и не было), сохранились только легенды, смутно отражающие дорийские миграции и установление власти спартиатов.

В дошедшей до нас античной литературе спартанская община выступает почти сразу как «община равных», в то время как время сложения такой общины не может быть датировано ранее середины VII — VI вв. до н.э.

Главными источниками по истории спартанского государства являются сочинения древнегреческих историков — Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Аристотеля и Плутарха.

Геродот (484 — 425 гг. до н.э.) описал в «Истории в 9-ти книгах», главной темой которой были греко-персидские войны, политический и общественные строй Спарты уже со спартанскими институтами власти и «общины равных».

Фукидид (460 — 395 гг. до н.э.), автор «Истории», посвященной Пелопонесского войне, упоминает о завоевании полуострова дорийцами и приводит сведения о военной организации спартиатов.

Ксенофонт ( 430 — 355 гг. до н.э.) в «Лакедемонской политии» описал государственный аппарат Древней Спарты, реформы Ликурга, воспитание детей и военной дело спартиатов. Его труд наиболее ценен при изучении истории Древней Спарты.

Плутарх (46 — 126 гг. н.э.) в «Сравнительных жизнеописаниях» знаменитых греков и римлян приводит биографию полумифического спартанского царя Ликурга и описывает его реформы, сыгравшие важную роль в социально-экономической жизни Спарты.

О Спарте слагал стихи на военно-патриатическую тему поэт Тиртей. По ним хорошо видно, что высше всего в Лакедемоне ценили военную доблесть и храбрость.

4 стр., 1799 слов

Политические и правовые учения в древнем риме

... роль в истории Древнего Мира сыграла борьба плебеев за уравнение своего положения с патрициями, т.е. с собственно “римским народом”, членами которого монополизировали в своих руках политические и ... порядков оказали идеалы и институты древнегреческой демократии. Основная часть 1. История возникновения Древнего Рима Начало римской истории теряется во мгле легенд и преданий. Это связано ...

Объективность оценки истории Спарты древними авторами невелика, т. к. на один из историков не был спартиатом. А в связи с противоборством Афин и Спарты — демократической и олигархической государственной системы — спартанские порядки или недооценивались, или идеализировались, как это сделал Ксенофонт. Хотя в трудах древних данные отрывочны и не всегда объективны, только по их свидетельствам можно составить представления о политическом устройстве и общественной жизни спартиатов.

1. Политический строй государства Спарта

1.1 Царская власть

В период завоевания дорийцы представляли собой военно-племенные объединения, возглавляемые патриархальной знатью и находившиеся еще в условиях родоплеменного строя. Институты власти, сложившиеся при военной демократии и не соответствующие нуждам оформлявшегося рабовладельческого полиса, приспособились к новым требованиям и сохранились в Спарте как в «музее исторических окаменелостей» , по выражению К.М. Колобовой.

Государственными институтами Спарты являлись:

  • апелла — собрание граждан полиса.
  • герусия — совет старейшин.
  • эфорат — коллегия 5-ти выборных лиц.
  • два архагета — царя.

В Спарте классического периода (VII — V вв до н.э.) сложилась своеобразная система управления государством.

Архит Тарентский в сочинении «О законе и справедливости» считает, что спартанская государственная организация гармонически сочетает в себе элементы трех политических режимов: монархии, олигархии и демократии. Андреев Ю.В. Спартанские «всадники» // ВДИ. — 1969.

Монархический элемент — царская власть. Ведущей роли в управлении государством она не играла. Оба царя, архагета, как вожди времен военной демократии являлись «верховными главнокомандующими» армией и исполняли жреческие функции: «… в походе царь не имеет других обязанностей, кроме обязанностей жреца и военачальника…» Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учеб. для вузов. М.: НОРМА, 2007. 737 с.

Царей чтили как героев. В общественной жизни они пользовались привилегиями и почетом.

«Особые же почести и права спартиаты передоставляли своим царям вот какие: обе жреческие должности — Зевса Лакедемонского и Зевса Урания (бога неба) и даже право вести войну с любой страной. Ни один спартиат не смеет им противодействовать, в противном случае подлежит проклятию. Сотня отборных воинов служит им в походе телохранителями. Жертвенных животных цари могут брать с собой в поход сколько угодно: от каждой жертвы они получают шкуру и спинную часть мяса. Таковы были особые преимущества царей во время войны.(VI, 58) Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3 т. — Москва

В мирное время царям полагались особые преимущества. Во время жертвоприношений от имени царь восседал на 1-ом месте на жертвенном пиршестве; по сравнению с остальными участниками им первым подносят угощения и в двойном количестве. При возлиянии царям полагался первый кубок и шкура жертвенного животного. В 1-ый и 7-ой дни начала месяца община доставляет отборное животное, а затем лаконский медимн ячменной муки и лаконскую четверть вина. На всех состязаниях царям принадлежат особые почетные места. Им поручают назначить проксенами любого из граждан и выбирать по 2 пифия (послов в Дельфы, которые обедают вмете с царями на общий счет).

10 стр., 4547 слов

Образ Алены Дмитриевны в поэме М. Лермонтова «Песня про царя ...

... про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме Песня про царя Ивана Васильевича Несколько интересных сочинений ... из поколения в поколение. Отражение темы семьи мы находим на страницах поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, ... поэзии, со старыми тарханскими песнями. Обращение к фольклорным источникам, к ...

Если цари не являлись на пиршество, то им посылают на дом 2 хеника ячменной муки и по котиле вина каждому. А когда они приходят [на пир], то им подают все кушания в 2-ном количестве. Такой же почет оказывают им и частный гражданин, приглашая к обеду.

Посмертные же почести царей вот какие. О кончине царя всадники сообщали во все концы Лаконии, а женщины ходят вокруг города и бьют в котлы. Лишь только раздаются эти звуки, в каждом доме 2-е свободных людей — мужчина и женщина — должны облечься в траур. Тех, кто не подчинялся этому приказу, ожидало суровая кара… Всякий раз, когда умирал царь лакедемонян, на погребении обязано присутствовать, кроме спартиатов, так же определенное число периэков. Много тысяч периэков, илотов и спартиатов вместе с женами собирались [на погребение] они яростно били себя в лоб, поднимали громкие вопли и при этом причитали, что покойный царь был самым лучшим из царей. Если же смерть постигла царя на поле боя, то в его доме устанавливали изображение покойного на устланное [цветами] ложе, выносили [для погребения]. После погребения царя на 10 дней закрыт суд и рынок, а так же не бывают собрания по выборам должностных лиц, но в эти дни все лакедемоняне в трауре.

После кончины царя его наследник, вступая на престол, прощает спартиатам все долги царю или обещания. (VI, 51-60) Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учеб. для вузов. М.: НОРМА, 2007. 737 с.

Ксенофонт в «Лакедемонской политии» описывает примерно ткие же взаимоотношения между царями и общиной граждан, добавляя некоторые подробности о отношениях сложившихся между царями и эфорами. «При появлении царя встают все, кроме эфоров, которые продолжают сидеть на своих стульях. Эфоры же и царь ежемесячно обмениваются клятвами: эфоры присягают от лица полиса, царь — от своего имени .. клянется править сообразуясь с законами, установленными в государстве, а полис обязуется сохранять царскую власть неприкосновенной, пока царь верен своей клятве. Таковы почести, воздаваемые царю в Спарте… Они лишь немного отличаются от почестей, оказываемых частным лицам. Действительно, Ликург не желал ни внушать царям стремление к тирании, ни возбудить зависть сограждан к их могуществу. Что касается почестей, воздаваемых царю после смерти, то из законов Ликурга видно. Что лакедемонских царей чтили не как простых людей, но как героев.» Хрестоматия по истории Древней Греции / По ред. Каллистова.

В обязанности только царей входили решения по некоторым вопросам. «Только одним царям было дано право выносить решения по следующим делам: о выборе мужа для дочери-наследницы и общинных дорогах (охрана безопасности)… если кто пожелает усыновить ребенка, то должен это делать в присутствии царей. Цари также заседали в совете 28 геронтов… каждый имел 2 голоса».

Однако Фукидид считает неправильным представление о том, что лакедемонские цари при голосовании имели 2 голоса каждый, по его мнению давался на самом деле 1 голос. (I, 20)

В герусии цари председательствовали. «Высшая власть в совещаниях должна принадлежать богоподобным царям… после них — старцами — геронтам…» Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: учеб. для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 543 с.

3 стр., 1229 слов

Государство, право, экономика

... рекомендуемые для обсуждения или дискуссии: 1. Соотношение экономики, государства и права. 2. Необходимость и пределы государственно-правового регулирования экономики. 3. Формы и методы государственного регулирования экономики. 4. Государственное регулирование и саморегулирование. Все темы данного раздела: ...

Цари Спарты были крупными землевладельцами. Помимо земельных участков, выделенных им на землях периэков, они владели плодородными участками, выделенными из государственных земель. Кроме того, им полагались описанные выше приношения «от народа»: жертвенные животные, вино, ячменная мука, т.е. содержание царского дома во многом основывалось на натуральных поставках спартанской общины. Как военачальникам им полагалась часть военной добычи, в то время как остальная добыча становилась собственностью всей общины. Колобова К.М. Древняя Спарта в X — IV вв. до н.э. — Ленинград, Наука, 1957.

Одновременное правление двух царей, происходивших из рода Агиадов и Эврипонтидов, можно объяснить тем, что знать ахейского общества, поднявшегося до завоевания на более высокий уровень развития культуры, вошла в общину завоевателей.

Происхождение власти 2-х царей обычно объясняется результатом синойкизма дорийской и ахейской общин. Плутарх в биографии Ликурга ведет род Эврипонтидов от царя Соя, завоевывавшего земли аркадцев.(II, 54) Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3 т. — Москва Возможно именно этот род являлся дорийским. Следовательно, Агаиды были ахейским родом.

Царская власть переходила по наследству, от отца к сыну. Но одновременное правление двух царей было обязательным.

Таким образом, цари пользовались экономическими привилегиями и их почитали как героев, но основной функцией царей были военные полномочия. Во время походов цари пользовались неограниченной властью, имея право жизни и смерти любого воина. В походе никто из должностных лиц не имел право вмешиваться в распоряжения царей или не подчиняться им. Все решения выносились царями совместно и лишь в этом случае были обязательны.

Геродот описывает попытку царя Клеомена арестовать жителей Эгины, обвиненных афинянами в сотрудничестве с персами. Некоторые эгинцы оказали ему сопротивление «… заявив, что Клеомен … действует без разрешения спартанских властей … иначе бы он прибыл вместе в другим царем». Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: учеб. для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 543 с.

После окончания войны власть царей ограничивалась жреческими функциями и еще несколькими обязанностями.

Слабость царской власти, контроль над ней со стороны эфората и соправление царей доказывают, что институт царской власти в Спарте унаследовал много архаичных черт, относящихся ко времени военной демократии.

Во избежание установления тирании царей в Спарте, одной из задач эфората и геронтов было поддержание постоянной вражды между царями, в то время как наиболее важные решения были действительны только при одобрении их обоими царями.

Так, за царями сохранилась власть военного вождя, но политические права были сильно урезаны. Это обстоятельство позволило приспособить институт царской власти к нуждам крупного рабовладельческого государства, основанного на эксплуатации завоеванного населения, а следовательно, нуждающегося в наличии сплоченной армии, с одной стороны, а с другой — заинтересованного в сохранении равенства среди граждан, что невозможно при полной монархии.

12 стр., 5704 слов

Рабовладельческое государство и право

... праву завоевания, однако были оставлены завоевателями на своих прежних земельных участках с обязанностью содержать спартиатов. Илоты находились в собственности государства, но любой спартиат, ... становились делом властей. Государство, можно думать, ... повозка. Все спартиаты, от царя до ... эфорами). Илоты - порабощенные жители Мессении, превращенные в класс-сословие рабов были собственностью государства. ...

В связи с этим герусии и эфорату передавалась часть тех политических прав, которых были лишены цари.

1.2 Герусия

Герусия — совет старейшин. Традиция приписывает создание этого органа управления реформатору Ликургу. Якобы «… первых старейшие Ликург назначил из числа тех, кто принимал участие в его замысле. Затем он поставил взамен умерших всякий раз выбирать из граждан, достигших 60 лет, того, кто будет признан самым доблестным …» Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3 т. — Москва

Ведущую роль в оформлении герусии вряд ли можно признать только за Ликургом. Подобный орган управления существовал у дорийских племен со времен военной демократии, ликургова ретра только узаконила определенной количество геронтов, оставив принцип их избрания мало измененным.

В герусии, кроме двух председательствующих царей, входили «…28 старейшин… постоянно поддерживающих царей, оказывавших сопротивлении демократии, но в тоже время помогавших народу хранить отечество от тирании». Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3 т. — Москва (V, 57)

Геронты выбирались пожизненно на народном собрании. Причем учет голосов велся весьма условно «…спартанцы выносят решение, голосуя криком, а не камешками..»(I, 87) Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: учеб. для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 543 с.

При том, что силу крика, а значит и победу претендента, оценивали особые выборные, находившиеся в момент голосования в закрытом помещении, итоги голосования были неточны и субъективны.

Первоначально герусия была верховным судом общины и хранителем устного права, одновременно она же являлась и верховным советом государства. Её решения касались и внешней и внутренней политики Спарты. Позже государственный суд по уголовным делам и государственным преступлениям.

Таким образом, разделив полномочия с эфоратом, древний родоплеменной орган — совет старейшин приспособился к новым условиям рабовладельческого государства.

1.3 Апелла

Апелла — народное собрание полноправных граждан-спартиатов. Первоначально функции апеллы были широки. Ей принадлежало право принимать и отвергать законы, решать вопросы войны и мира, а также решать наиболее важные дела внутри самой общины. Но после ограничения власти апеллы второй ретрой наиболее важной функцией апеллы был выбор должностных лиц. Прежние широкие полномочия апеллы были сильно ограничены. Члены апеллы не имели права по своей инициативе предлагать рассмотрению народного собрания какие-либо вопросы, а должны были только выражать свое отношение к вопросам, предложенными им герусией и архагетами. Многие это обычно выражали криком или, в спорных случаях, расступались по сторонам, и большинство определялось геронтами на глаз. Этот способ голосования указывает на большую древность существования апеллы; он восходит, вероятно, еще к племенным собраниям дорийцев.

Так как в апелле не происходило обсуждения вопросов и от граждан, а такой

требовалось только высказать свое мнение путем голосования, а такой архаический способ голосования допускал злоупотребления, то герусия, конечно, могла проводить любые решения. Если большинство спартиатов высказывало против предложенного герусией постановления, то герусия имела право, во второй ретре, распустить собрание. Таким образом, после ограничения роли народного собрания второй ретрой, апелла перестала играть активную роль в жизни спартанского государства и превратилась лишь в совещательный орган при герусии.

3 стр., 1144 слов

Государство, право, личность

... характер. В демократическом и правовом государстве в этом заинтересованы не только отдельные личности, но и властные структуры, которые в первую очередь создаются именно для охраны прав и свобод человека. В качестве примера ...

Подобное положение апеллы позволило ей просуществовать в условиях рабовладельческого государства долгое время, хотя в сущности она являлась архаизмом. Сохранение столь древнего органа, создавало видимость демократии и позволяло сплотить спартиатов.

1.4 Эфорат

Эфорат — должностная коллегия эфоров, состоявшая из 5 человек, ежегодно переизбираемая из состава всей общины спартиатов. «Магистратура эта [эфория] ведёт важнейшие отрасли управления в Лакедемоне, пополняется же коллегия эфоров из среды всего гражданского населения, так что в состав правительства попадают зачастую люди очень бедные …»

Первоначально эфорат был учрежден для ограничения власти царей и их влияния на государственные дела. «… Ликург придал государственному управлению смешенный характер, но приемники его, видя. Что олигархия все еще чересчур сильна … набрасывает на нее, словно узду, власть эфоров — блюстителей — приблизительно 130 лет спустя после Ликурга, при царе Пеопомпе». Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3 т. — Москва

Об этом же свидетельствует приведенная ранее взаимная клятва царей и эфоров.

Согласно преданию, раз в 8 лет эфоры проводили ночь вне дома, наблюдая за небом. Если в эту ночь они не видели звезду, падающую в определенном направлении, это значило, что один из царей подлежит смещению, как не соблюдающий данной им клятвы.

Вторая Мессенская война, сопровождающаяся порабощением всего свободного населения долин, привело к усилению эфората.

«Так власть эфоров чрезвычайно велика и подобна власти тиранов…» Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: учеб. для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 543 с.

Важной функцией эфоров стал полицейский надзор за охраной установленной конституции, в связи с чем и гражданский суд был передан из герусии эфорам. «В руках эфоров, … находится власть постановлять свои решения по важным судебным процессам…»

Во время войны два члена коллегии эфоров участвовали в походах для постоянного наблюдения за деятельностью царей. Во время войны они не имели право вмешиваться в распоряжения царей, но после войны могли судить царей. «По возвращению (из Аргоса) [царя] Клеомена привлекли к суду эфоров» (IV, 82)

Эфорат контролировал «… все магистратуры государства. Но… сам способ, которым должен осуществляться указанный контроль эфоров над геронтами…не исправлен».

Система спартанского воспитания подлежала теперь контролю эфоров. Эфоры же имели право удалять из Спарты иноземцев. В их руки перешло и право контроля за распределением военной добычи, установление налогов и проведение военного набора.

Особенно важным были функции эфоров по контролю за илотами и периэками. Именно они устанавливали время начала криптий. Над периэками они получали право уголовного суда.

Имея право немедленно наказывать любого гражданина, преступившего обычаи Спарты, сами эфоры не подлежали суду и оставались бесконтрольными «… казалось, эфорат был учрежден в интересах народа, на самом же деле он послужил к усилению влияния знати».

5 стр., 2156 слов

История права России

... года, Литовский статут 1588 года. В XVI веке в России появляется идеологическое обоснование сильного самодержавного государства и органов центральной власти. В 1497 г. в правление Ивана Третьего был ... году Государственная дума приняла новый Уголовный кодекс Российской федерации. История уголовного права России Принятый в 1997 году Уголовный кодекс Российской Федерации сменил Уголовный Кодекс РСФСР ...

Таким образом, коллегия эфоров стала постепенно самым влиятельным государственным органом.

В итоге, описав все органы управления древней Спарты, представлявших как упоминалось вначале главы, олигархический, монархический и демократический политические режимы, можно заключить, что реальная власть была сосредоточена в руках эфоров.

Так, в управлении государством принимали участие цари и герусия — два аристократических института власти. Но по причине уравновешивания друг друга, все три института власти создавали особый, присущий Спарте, тип управления — олигархическую республику.

2. Общественный строй Спарты

2.1 Архаичные черты в общественной жизни спартиатов

Военный характер спартанского общества способствовал сохранению в среде спартиатов пережитков доклассовых отношений. Таким пережитком была значительная обоществленность быта спартиатов, связанная с их полным устранением от хозяйственной деятельности и со столь же полным превращением их в военный господствующий класс.

В быту спартанцев сохранилось много обычаев, восходящи к глубокой древности. Например, архаическая система возрастных классов, которая обнаруживается в недрах спартанского государственного аппарата. В известном смысле политический режим, существовавший в Спарте в V — IV вв. до н.э., можно определить как самую настоящую геронтократию. Важнейшими атрибутами этого режима были такие обстоятельства, как власть совета старейшин, распространявшаяся на все государственные дела, политическая и даже экономическая неправоспособность младших граждан, воспитание подрастающего поколения в духе беспрекословного повиновения старшим по возрасту и т.д. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: учеб. для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 543 с.

Общие трапезы — сисситии также можно считать архаичной чертой быта, однако смешение возрастов в этих коллективах, схожих с мужскими домами родовой общины было по-видимому, результатом коренной перестройки существовавшей здесь древней системы возрастных классов.

Женщины являлись полными хозяйками в быту. «Их своеволие и могущество — следствие частых походов, во время которых мужья вынуждены бывали оставлять их полными хозяйками в доме, а потому и оказывали им уважение … и даже называли «госпожами». Такое положение женщины явный пережиток матриархата.

Многие обычаи семейной жизни также восходили к первобытнообщинному строю. Ярким примером этого может служить обряд заключения брака путем похищения девушки-невесты. «Невест брали украдом, но не слишком юных, недостигших брачного возраста, а цветущих и созревших.» Хрестоматия по истории Древней Греции / По ред. Каллистова.

Семья в Спарте моногамная, но допускались внебрачные отношения и для мужа, и для жены — пережитки группового брака. Рождение женщиной ребенка от доблестного воина — друга её мужа приветствовалось и государством, и обществом, т.к. «… дети вырастают хорошими, коль скоро происхождение их хорошо.»

Плутарх об этом говорит так: «Ликург решил, что дети принадлежат не родителям, а всему государству, и потому желал, чтобы граждане рождались не от кого попало, а от лучших отцов и материй.»

2.2 Воспитание спартиатов

Воспитание детей было подчинено одной задаче — подготовить крепкого и выносливого воина, в любую минуту готового выступить против илотов.

14 стр., 6574 слов

Происхождение государства и права

... свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право». Наиболее ценные из них в дальнейшем были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом) Мелехин А.В., Теория государства и права, МФПА, 2004, ... Учеб для вузов 2 - е изд. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. М.: Норма, 2005. - 496 с. 1.1 Возникновение государства В процессе длительного, но неуклонного ...

По этому воспитание и обучение являлось одной из главных государственных забот и осуществлялось на общественных началах. «Согласно законам Ликурга, все новорожденные подвергались специальному осмотру старейшин филы. Если они находили ребенка крепким и здоровым, то его отдавали родителям для выкармливания, тут же назначив ему один из наделов. Если же ребенок имел какой-либо недостаток, который мешал бы ему стать в дальнейшем полноценным воином, его убивали, бросая в апофеты, посчитав, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе»

Родители были не в праве сами распоряжаться воспитанием ребенка. Едва мальчики достигали семилетнего возраста, их забирали у родителей и распределяли по отрядам — агелам, где они вместе жили, играли и трудились, причем под словом «трудиться» подразумевалось выполнение гимнастических упражнений. «Агела» — значит стадо. В этом названии пережиточно сохранились следы скотоводческого хозяйства дорийцев до их переселения в Лаконию. Таким образом, система совместного воспитания, вероятно, восходит еще ко времени до дорийского вторжения в Лаконию.

Воспитывали и обучали детей педономы — государственные воспитатели, избранные из числа наиболее достойных спартиатов. Начальниками агел — агелархами — были мальчики старших возрастных групп, отличавшиеся рассудительностью, сообразительностью и храбростью в драках. Дети должны были во всем равняться на них, исполнять их приказы, молча повиноваться и молча терпеть наказания. Таким образом воспитывалась привычка к строгой дисциплине, которая считалась высшей добродетелью. «Следуйте же за вашими предводителями, куда бы они вас ни повели, соблюдая превыше всего дисциплину и бдительность, и всегда точно выполняйте приказы военачальников. Нет ничего прекраснее и надежнее для большого войска, чем подчиняться единой воле и единому порядку».(II, 11) История государства и права зарубежных стран: учеб. для вузов: в 2 ч. / под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, 2009.

«Самыми же величайшими пороками спартанцы считали глупость, слабость и нерадение, а также самолюбование».(I,122) Фукидид История. — Ленинград: Наука, 1981. — 530 с.

Таким образом, все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. «Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись».

Детей учили говорить немногословно и метко («лаконизм»), так, что в их словах «едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления».

Так же учили пению и музыке. По достижению 20-ти лет юноши получали полное вооружение воинов и вступали в члены одной из сисситий. Воспитание спартанца длилось и в зрелые годы. Непрерывные тренировки и лагерная жизнь, поддерживаемая в мирное время, продолжались до старости. «Никому не разрешалось жить так как он хочет: точно в военном лагере, все в городе подчинялись строго установленным порядкам и делали то из полезных для государства дел, которое им было поручено».

Государство заботилось о воспитании не только мальчиков, но и девочек, так как спартанская община была заинтересована в том, что бы дети рождались здоровыми и сильными и могли стать в дальнейшем полноправыми воинами. Несмотря на то, что воспитывались девочки матерями, они также должны были выполнять те же упражнения, что и мальчики: бегать, бороться, бросать диск, метать копья, чтобы «.. зародыш в здоровом теле с самого начала развивался здоровым, и сами женщины рожая, просто и легко справлялись с муками»

Таким образом, вся жизнь спартанцев была подчинена интересам военизированного государства, что способствовало сохранению архаичных черт в быту.

3. Дайте определение следующим понятиям

раджа — военный вождь племени, изначально избирался собранием, потом — наследственная должность, сам возглавлял госаппарат, обладал законодательной властью в Вавилоне, профессиональный воин, получавший за свою службу от царя землю и скот в пожизненное пользование, но без права отчуждения;

  • рейхстаг (нем. Reichstag; от Reich — государство, империя + Tag — съезд, собрание)

1. Один из органов центральной власти в средневековой «Священной Римской империи германской нации».

2. В Германии в 1867-1945 гг. — название нижней палаты парламента.

рескрипт (лат. rescriptum, букв. письменный ответ) В древнем Риме — имевший силу закона ответ императора на предоставленный ему для разрешения вопрос;

  • реституция (от лат. restitutio — восстановление, отозвание, возвращение прежних прав и преимуществ) — норма, позволяющая претору возвратить положение дел на то положение, каким оно было до совершения сделки;

— рецепция (лат. receptio — принятие, прием) В широком смысле осознанное заимствование и освоение богатства чужой культуры в целях обогащения собственной. Под рецепцией в узком смысле понимается использование системы римского права в некоторых странах Западной Европы, особенно в Германии, начавшееся в XII в. и достигшее высшего подъема в XV-XVI вв. В отличие от противоречивших друг другу феодальных систем права, римское право как право общества товарного производства лучше отвечало потребностям раннекапиталистического развития и абсолютистского государства.

4. Задача

— Любой задержанный человек (или другой человек от его имени) может подать прошение о выдаче постановления хабеас корпус, имеющего силу судебного предписания, которым повелевается доставить задержанного человека (букв. тело, corpus) в суд вместе с доказательствами законности задержания. Фактически, этим устанавливается презумпция незаконности задержания.

  • Закон предусматривал ответственность должностных судей английской тюрьмы за неисполнение его предписаний: высокие штрафы в пользу заключенного и освобождение от должности.

Заключение

В результате изучения доступных источников и учебной литературы можно сделать следующие выводы о государственном и общественном строе Спарты.

1. Процессу сложения спартанского государства предшествовал период завоевания территорий, которые к приходу дорийцев-спартиатов были довольно плотно заселены.

2. В связи с тем, что сложение спартанского государства происходило в условиях завоевательных походов, образовалась чрезвычайно военизированное государство, полностью подчиненное целям захвата новых земель и удержания в полном повиновении уже захваченных.

3. Расширение территорий спартанского государства за счет Мессении способствовало созданию стабильной системы землевладения, основанной на строгом соответствии между числом граждан и наделов — клеров. Такая система землевладения и эксплуатация порабощенного населения — илотов стали основой на которой сформировалась социально классовая структура спартанского общества.

4. Важную социально — экономическую роль в истории Спарты, сыграли реформы полумифического царя Ликурга, в достоверности личности которого сомневались уже древние авторы.

Основательные преобразования, приписываемые ему, приведшие к торможению имущественного расслоения, позволили оформиться «общине равных», силы каждого гражданина которой были направлены на ведение военных действий внутри и вне полиса. Преобразования проведенные, по преданию Ликургом, в государственном аппарате, создали довольно сбалансированную систему, не позволявшую установиться в Спарте ни тирании ни демократии.

Старые органы управления, относящиеся к периоду военной демократии, сохранили некоторые свои функции, но круг вопросов, входящих в их компетенцию сузился. Вся система спартанского государств была направлена на подавление сопротивления илотов.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inauka.net/kontrolnaya/pravo-spartyi/

1. Геродот История в 9-ти книгах. — Лененград: Наука, 1972. — 599 с.

2. Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3 т. — Москва: АН СССР, 1963- Т.2. — 546 с.

3. Фукидид История. — Ленинград: Наука, 1981. — 530 с.

4. Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Каллистова Д.П. — М: Мысль, 1964. — 694 с.

5. Андреев Ю.В. Спартанские «всадники» // ВДИ. — 1969. — № 4

6. Бергер А. Социальные движения с Древней Спарте. — Москва: Правда, 1936. — 108 с.

7. Древняя Греция / Под ред. Струве В.В. — Москва, Наука, 1964. — 503 с.

8. Колобова К.М. Древняя Спарта в X — IV вв. до н.э. — Ленинград, Наука, 1957. — 440 с.

9. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: учеб. для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 543 с.

10. Всемирная история: учеб. для вузов / Г.Б. Поляк [и др.]; под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 867 с.

11. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учеб. для вузов. М.: НОРМА, 2007. 737 с.

12. История государства и права зарубежных стран: курс лекций / С.К. Чернов; под ред. А.А. Юнусова. Рязань, 2009. 301 с.

13. История государства и права средних веков: курс лекций / С.К. Чернов. Рязань, 2005. 84 с.

14. История государства и права зарубежных стран: учеб. для вузов: в 2 ч. / под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, 2009.