Предмет философии права

Различные подходы к определению предмета философии права

. Методы философии права

Необходимо начать с того, что философия права представляет собой философско-понятийное осмысление сущности права, его возникновения, связи с др. явлениями объективного духа, осмысления соизмеримости сформулированных и кодифицированных правовых положений с лежащими в их основе идеями и нравственными целями. В частности, философия права рассматривает право с логической, гносеологической, психологической, социологической и этической точек зрения. Различные по содержанию направления философии права объясняются различиями в мировоззрении, лежащем в их основе, и в том историческом состоянии права, с которым связано его философское осмысление.

Трудность, однако, в том, что «юристы и до сих пор ищут дефиницию для своего понятия права». Прошли века но, увы, положение существенно не изменилось: «отдельные философско-правовые проблемы разрабатывались фрагментарно, от случая к случаю. И только в последние годы стали появляются труды по философии права, которая постепенно приобретает «права гражданства» в системе юридических наук». В правовой литературе понятие философии права учёные сравнивали с некой Ариадниной нитью, при помощи которой можно действительно правильно суметь выбрать необходимый путь к осмыслению правовых явлений и процессов.

Именно эта отрасль знания должна была выработать руководящие принципы и основные понятия права. Ю.В. Тихонравов говорит о том, что философия права открывает юристу научное понимание различных систем позитивного права. Необходимость философии права, по мнению ее представителей, обнаруживается и в правоприменительной деятельности. Так, судья, принимающий решение на основании законов, во многих случаях должен устанавливать их смысл, следуя правилам так называемого искусства толкования. Однако в праве встречаются такие широкие пробелы, которые не могут быть порой восполнены даже путем аналогии.

В широком смысле слова право является основанием всей общественной жизни, на котором строятся различные способы взаимодействия и формы объединения людей, то есть вся система общественных отношений. Раскрыть природу права как сложного механизма можно только с помощью комплексного, интегративного подхода. Без этого невозможно продуктивное развитие юридических наук, которые должны опираться на четко сформулированные принципы, иметь философское обоснование. Именно это и имел виду Г. Гегель, подчеркивая, что наука о праве есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую собой разум предмета, или, что-то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета».

4 стр., 1672 слов

Право и закон – соотношение понятий

... соотношения понятий права и закона. Задачи работы: изучение понятий «право» и «закон», их основных характеристик, основные концепции правопонимания, а также формулирование определения правового закона и его основных признаков, так как это определение является решением проблемы соотношения права и закона. ... нормы права строго взаимосвязаны между собой, находятся в различных зависимостях, подчинении и ...

Наиболее общим образом проблемное поле философии права как раздела гуманитарного знания может быть обрисовано с помощью таких универсальных философских категорий как свобода, справедливость и равенство, право и закон, правосознание и нравственность. Кроме этого, некоторые исследователи включают в этот контекст понятие воли: «… Почвой права является воля, но не в узко психологическом смысле, а в смысле духовно-практического, деятельного способы отношения человека к миру (прежде всего — в отличие от теоретического способа отношения)». И далее: «В психологическом отношении воля есть высшая способность желания, побуждение, страсть, мотив, интерес, ценностная установка. Ни один человеческий поступок не совершается без наличия определенного волевого импульса, без мотива или желания. В философском же смысле воля есть нечто большее. Это — способность человека «опредмечивать» свои идеи и замыслы, вкладывать свои цели в мир вещей, одухотворяя и «очеловечивая» их».

На практике же существует много конкретных, узко квалифицированных вопросов, решение которых предполагает философское осмысление права, например, соотношение права личности и право этноса (весьма актуальный вопрос на постсоветской пространстве), возможность правового обоснования эвтаназии, обоснованность допущения как меры наказания смертной казни и т.п.

С этим все более или менее ясно. Но вопрос о предмете философии права является дискуссионным. Г. Гегель писал: «Познание предмета не дается нам от природы. У каждого человека есть пальцы, он может получить кисть и краски, но это еще не делает его художником. Так же обстоит дело и с мышлением. Мысль о праве не есть нечто такое, чем каждый обладает непосредственно; лишь правильное мышление есть знание и познание предмета, и поэтому наше познание должно быть научным». Свою концепцию философии права Гегель раскрывает и трактует именно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, которая, занимаясь позитивным правом (законодательством), имеет дело, по его характеристике, лишь с его видимыми и внутренними противоречиями.

Можно сказать, что основная задача философии права, по Г. Гегелю, состоит в том, чтобы осмыслить идеи, лежащие в основе права, что возможно лишь с помощью особого мышления и философского познания права. Подлинная мысль о праве, по его мнению, это особое понятие, основанное на внутренней диалектике. Таким образом, решающее значение в философии права имеет ее «мировоззренческий стержень» — мировоззренческое понимание права (по Гегелю это «мыслящая себя идея права», «разумность права»), постижение смысла права, выраженных в нем ценностей.

Право, как объект, исследуется различными науками, каждая из которых рассматривает право под углом зрения своего специфического понимания данного объекта, с позиций своего предмета и метода. При этом (по определению В.С. Нерсесянца), под объектом научной дисциплины имеется в виду того, что еще предстоит изучить и понять, а под ее предметом — уже осмысленное состояние объекта. Исходя из того, что предметом высшей духовной формы познания может служить «право в его соотношении с законом» В.С. Нерсесянц именно по этим углом зрения раскрывает основные проблемы философии права.

4 стр., 1705 слов

Марксистская философия

... историю возникновения философии марксизма; основные идеи марксистской философии; концепцию человека в марксистской философии. 1. Формирование марксистской философии. Марксизм в целом и марксистская Философия как его ... того, чтобы показать сущность и динамику практической деятельности человека. Марксистскую философию часто называют диалектическим и историческим материализмом, подчеркивая, что ...

Но дело как раз в том, что осмыслено это состояние совершенно по- разному. По мнению известного российского теоретика права С.С.

Алексеева, философия права — это «наука о праве в жизни людей, в человеческом бытии». Кроме того, он утверждает, что философия права — это новая, наиболее высокая ступень осмысления права, как явления в «.известном смысле вершина обобщенных юридических знаний».

Затрагивая проблемы историко-логического порядка, историю формирования и развития понятий о права отражающих реальные общественные отношения, надо не упускать из поля зрения тот качественной новый поворот в самом подходе к праву, который характерен для этой, философской, области научных знаний о праве.

Возможно это и так, хотя все отрасли юридической науки стремятся анализировать право в жизни людей, а не только философия права.

По мнению видного советского теоретика права Д.А.Керимова, «.предмет философии права можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории познания правового бытия». Д.А Керимов в первую очередь подчёркивает бытийную составляющую в осмыслении философии права. В своей другой работе Д.А. Керимов рассматривает перспективы философского осмысления права в контексте учения о всеобщих диалектических законах и категориях. Данный способ представляется оправданным, но только в рамках одной выбранной методологии.

В.С. Нерсесянц считает, что предмет философии права — это «право в его соотношении и различии с законом». Пожалуй, это наиболее распространенный в настоящее время подход, хотя, по мнению некоторых ученых, этим должна заниматься общая теория права.

Ю.В. Тихонравов полагает, что предмет философии права это «смысл права», поиск некой особой правовой сущности, хотя разве не поиском смысла права занята вся юриспруденция? И.П. Малинова полагает, что предмет философии права скрыт в особом способе самоопределения человека (т.е понимания права), рефлексии духовных оснований его бытия в сфере реальной, воплощённой в некое действие свободы. Здесь, в этом определении делается акцент на отражающие возможности философии права, которые позволяют взглянуть внутрь социально-регулятивных процессов, основания которых могут возникать в сознании человека. Есть также мнение о том, что: «.философия права имеет своим предметом изучение сущности права как выражения социальной справедливости». При таком разнообразии трактовок ответ на вопрос о предмете философии права не столь очевиден, как может показаться на первый взгляд.

Подобные расхождения в определении предмета философии права не случайны, поскольку, хотя в настоящее время ценность права и является общепризнанной для цивилизованного общества, каждая школа, и каждый серьезный теоретик имеют свое представление об этом явлении.

Право ищут в разрешении любого спорного дела. К праву апеллируют и прокуроры и адвокаты, на право возлагают надежды простые граждане. Все люди ищут право, а где его искать и что это такое до конца никто не знает. Может быть, оно воплощено в свободе, может быть в достоинстве, в идеале или реальности? Может быть, его следует искать в экономике или классовой борьбе, а может быть в воле некого Мирового Разума или Абсолюта?

4 стр., 1681 слов

Язык и понятийно-категориальный аппарат философии политики

... о мире при его познании. Это, согласно Т. Гоббсу, ... это возможно, совершенствует понятийно-категориальный аппарат своих исследований. Показательно, что ... и «нынешнего времени» по тем или иным причинам обладают ... прав (свобод, привилегий) членов отдельных корпораций в универсальные права ... игры», заимствованы из прикладной социологии, основанной на позитивизме. Понятия «правые», «левые», «консерватизм», ...

Истина, как её понимать по отношению к правовым явлениям относительна и сами единичные истины сокрытые в праве также относительны. Особенность правового феномена заключается, что он по сути своей относителен, так как его внутренняя идея и его внешние проявления варьируются в зависимости от времени и пространства и обусловлены конкретными правовыми системами, то есть — зависят от своего окружения.

соблюдается

Само существование такой учебной дисциплины как «Философия права» не всем специалистам представляется бесспорным. Например, существует мнение, что «Познание правовых закономерностей является непосредственным делом юристов и только их. Философия права, сыграв свою позитивную роль в формировании правоведения, представляется анахронизмом. Современное правоведение (то есть теория права) имеет более глубокие знания о закономерностях права, чем априорно созданные когда-то философии права». Такое теоретическое положение выражает крайнюю степень веры во всесилие юридической науки, хотя сразу возникает вопрос, почему теория права с помощью своего инструментария так до сих пор чётко не ответила, например, на вопрос что такое право как явление, каковы его онтологические основания.

Но наличие подобной точки зрения не избавляет нас от необходимости искать истину в праве. Высшие учебные заведения готовят людей, «способных разумно и сознательно проводит в жизнь идею правды (права), а не казуистов, способных ловить рыбу в мутной воде российских законов». И в данном случае, следует отличать правосознание от повседневной юридической компетентности. Подобная компетентность правосознанию не мешает, но никоим образом его и не формирует. Если бы было иначе, то пришлось бы признать, что человек постигший право — это рецидивист, хорошо знающий уголовный кодекс и умеющий избегать заслуженного наказания.

Таким образом, можно указать на основные вопросы, которые формулируются философией права: Ввиду сложности самой структуры права решение вопроса о том, что есть право, может быть осуществлен в контексте решения отдельных задач:

  • A) о сущности и значении справедливости — один из важнейших вопросов философии права, который подчеркивает связь с нравственной философией, можно его также трактовать как вопрос об обосновании возможности естественного начала в праве;
  • Б) о нормативно-принудительной силе права, или вопрос о том, почему человек должен подчиняться праву, и как функционирует механизм властного принуждения;
  • B) о природе и функциях позитивного права (задача, в рамках которой выясняется характер правовых норм), тесно связанный с решением предыдущих двух вопросов, — он обеспечивает оправдание позитивному праву;
  • Г) об отношении личности к праву, как в процессе соприкосновения с правовой реальностью на чувственно-эмоциональном уровне, так и в процессе познания норм и структуры права на рационально-теоретическом уровне.

Решение этих задач философии права позволяет функциональный круг действия права, т.е. обосновывать необходимость права для человека и определять границы, которые обозначают степень его легитимности.

5 стр., 2294 слов

Метод уголовного права

... метод познания, метод изучения уголовно - правовой материи и, во-вторых, метод правового регулирования общественных отношений. В первом случае можно говорить о методе науки уголовного права, а во втором - о методе уголовного права как отрасли права. ... но без философской основы рассуждать о методе в праве тоже не стоит. Именно философия помогает выработать мировоззренческий взгляд на окружающую ...

Методология философии права строится на основании общей философской методологии, однако среди исследователей существуют различные мнения по поводу специальной философско-правовой методологии. Д.А. Керимов полагает, что методология философии права есть общенаучный феномен, объединяющий всю совокупность принципов, средств и методов познания выработанных всеми общественными науками, в том числе и комплексом юридических наук, и применяемых в процессе познания специфики правовой действительности, ее практического преобразования».

Можно сказать, что методология философии права строится по следующим основаниям и делится на:

1) методологию теоретического познания права;

2) методологию практического функционирования права, которая включает в себя методологию правотворчества, и правоприменения

3) методологию личностного отношения к праву, которая включает в себя методологию правоотношения и правосознания.

В свою очередь, в рамках методологии познания права можно выделить следующие уровни:

1) философский, представляющий собой систему мировоззренческо- методологических идей и принципов, воплощенных в том или ином способе осмысления права (типе правопонимания), а также их сравнение, критику и обоснование;

2) научный, представляющий систему принципов и методов научного познания в целом или отдельной науки, применяемых для более глубокого познания права, в рамках которого выделяются: общенаучные методы и приемы и частнонаучные методы — психологический, логический и другие, то есть знание в области отдельных наук, применяемое для познания правовых явлений.

В современной научной литературе даются различные подходы к определению методологии права. Например: «Методологией права в собственном смысле следует считать наиболее общий философский уровень правоведения — методологию философии права. Она представляет собой систематизированную совокупность познавательных средств, позволяющих исследовать многогранную правовую реальность в ее многообразных связях с иными сферами общественной жизни, а также теоретический анализ (рефлексию) этих средств. Обобщенным выражением такой системы являются различные типы правопонимания, или способы осмысления права — методологические парадигмы, обладающие целостностью мировоззренческо-смыслового содержания права и его обоснования».

С.Г. Чукин, В.П. Сальников, В.В. Балахонский полагают, что вопрос о методологии относится к одному из главных в современной философии права и служит основанием разграничения типов философского обоснования права. Главным выделяется метод критической рефлексии, отличающий философское познание от нефилософского. Суть его состоит в неразрывности акта познания от акта размышления о самом познании. Кроме того, выделяются герменевтический и феноменологический метод. В происхождении, функционировании и применении права многое зависит от того, как субъекты права могут коммуникатировать друг с другом, а также каким образом происходит понимание субъектами смысла и содержания нормативных текстов. Феноменологический метод основан на принципах феноменологической редукции, и включает в себя анализ права с точки зрения «природы вещей». Его практиковали немецкие философы Г. Радбрух, Г. Фехнер и В. Майхофер.

2 стр., 915 слов

Принципы и методы познания историко-правовых явлений

... правовых исследований в Украинской ССР. 1918-1984 гг.-К., 1984. 3. Ивакин А. А. Краткий очерк общей философии. ... критический метод и метод исторического анализа. История государства и права Украины использует также диалектический метод познания, формально-логический, статистический ... наличии соответствующих условий, возможность превращается в действительность. Так происходит развитие общества в целом ...

Существует также теоретико-аксиологический метод. Это подход к праву с точки зрения философии ценностей, основывающийся на аксиологической концепции и философской антропологии М. Шелера. Он писал: «.внутренние и внешние действия живого существа служат влечению и удовлетворению потребности. Далее, мы называем этот интеллект практическим, так как его конечным смыслом всегда является действие … Но если мы перейдем к психической стороне, то сможем определить интеллект как внезапно возникающее усмотрение предметного и ценностного состояния дел в окружающем мире. не только недоступного непосредственному восприятию, но и никогда не воспринимавшегося прежде, так что его невозможно воспроизвести. Выражаясь позитивно, это — усмотрение положения дел на основе системы отношений, фундамент которой отчасти дан в опыте, а отчасти дополняется предвосхищающим». М. Шелер предлагает оригинальное представление о необходимости понимания и принятия права, основанного на особом для человека способе регулирования поведения: «.по сравнению с животным, которое всегда говорит «да» действительному бытию, даже если пугается и бежит, человек — это «тот, кто может сказать нет», «аскет жизни», вечный протестант против всякой только действительности».

В качестве особого метода философии права В.С. Нерсесянц предлагает специальный метод — «либертарно-юридический». Либертарно-юридический метод — это всеобщий способ правового моделирования познаваемой социально регулятивной действительности по принципу формального равенства свободы и справедливости, способ познания действительности с позиций и в границах данного понятия права, способ правового (формально-равного) понимания, выражения, измерения, квалификации и оценки изучаемой действительности. Этот метод характеризуется гуманистическим содержанием, стремлением подчеркнут «правовой взгляд на мир, правовое виденье действительности» .

По сути, либертарный метод раскрывает, что сущностью социальной реальности является особое формальное равенство во взаимосвязи с осознанием обществом свободы и справедливости.

В целом, можно отметить, что для философии права эффективна методология рациональной философии, которая использует в построении теоретических основ философского обоснования права метод рациональной дедукции, с помощью которого формулируется понятие права из определенных, предельно обобщенных логико-понятийных конструкций. Эмпирико-позитивистская философия идет обратным путем, пользуясь методом эмпирической индукции, то есть обобщает частные проявления права в общее понятие права.

Можно также выделить в рассмотрении актуальных вопросов методологии философии права применение диалектического и метафизического методов.

Философия намного шире раскрывает человеку горизонты познания, чем любая другая наука. Философский метод многообразен и дает общий путь решения задач, то есть выступает в качестве одного из принципов системного знания так как в этом случае в методе совпадают объективное и субъективное начала, философия позволяет не навязывать никому своей воли. Методологическая, диалектическая рефлексия позволяет раскрывать процесс знания мира и человека. Категории диалектики выступают в качестве универсальных понятий, поэтому они в каждом методе способствуют построению любой специфической теории, в том числе и философско-правовых теоретических положений. В категориях диалектики, идеях и принципах философии аккумулируется весь опыт человеческого знания, что позволяет выделить её особую синтезирующую функцию. Поэтому диалектика как метод выступает в качестве основания, в том числе и для философско-правового знания.

5 стр., 2317 слов

Понятие и предмет предпринимательского права, источники предпринимательского ...

... началах. В данном реферате будет вкратце рассмотрены понятие и предмет предпринимательской деятельности, источники предпринимательского права и методы регулирования. 1 Предмет предпринимательского права Самостоятельность той или ... установленном законом порядке. Регистрация не признак - это установленная законом обязанность. Ко второй группе отношений, входящих в предмет предпринимательского права, ...

В сфере философии права диалектический метод развертывается в систему теоретических конструкций, с помощью которых обосновываются определенные правовые взгляды на взаимосвязанные элементы законов. Диалектика стремится придать органичное единство внутренней структуре познания правовой реальности в целом, как она есть.

Необходимо отметить, что как сами философские учения непосредственно, так и соответствующие философские интерпретации права оказывали и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку. Кроме того, влияние оказывается и развиваемые в ее рамках сравнительно философско-правовые теории и концепции. В то же время юриспруденция, теоретические положения о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают большое влияние на философские исследования правовой тематики.

Несмотря на то, что со второй половины XIX века философия права стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться на юридических факультетах, ее развитие и по сей день представляется тесно связанным с генезисом национальной и мировой философской традиции. Степень развитости философии права, ее реальное место и значение в системе философских и юридических наук напрямую зависят от общего состояния философии и юриспруденции в стране, от политико-идеологических факторов, а также научных традиций.

Итак, в философии права в рамках её предмета исследуется право в целом, право как воплощение социального бытия, право как определенная универсальная целостность, весь мир права, все правовое сущее. Можно пояснить, что философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

2. Основные типы понимания права

Понимание права — это старая, но вечная проблема, так и не получившая на сегодняшний день своего адекватного разрешения. Известный британский юрист Д. Уолкер по этому поводу писал, что было сделано много попыток словесного определения права, но возможно, ни одна из них не является удовлетворительной и не получила всеобщего признания.

Первоначально воззрения на право носили преимущественно мифологемный, а затем теологический характер. Теологические взгляды на право — это возможно первое объяснение сущности права, возникшее еще в древности. Так в законах царя Хаммурапи Древнего Междуречья было записано, что Хаммурапи, царь Вавилона, утвердил своими законами правду и справедливость по внушению бога Мардуха.

Центральной идеей божественных взглядов на правовое регулирование является утверждение, что право создано Богом и происходит от Бога для регулирования жизни людей. Оно дается человеку через посредника, пророка или правителя. Эти взгляды связаны с идеологией мировых религиозных воззрений: иудаизмом, христианством, буддизмом, исламом. В книге «Исход» Библии сказано: «И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дом тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их».

6 стр., 2986 слов

Римское право законы 12 таблиц

... в тексте Латинского договора 493 г., и в законах XII таблиц. 3. Основные черты римского права по Законам XII таблиц. Важной чертой Законов ХП таблиц было четко проведенное разделение вещей на две ... законов XII таблиц. Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Никто поэтому не мог "отговариваться незнанием закона". ...

При рассмотрении права как самого святого, что есть у Бога на земле существует и такая сторона вопроса, которая требует дополнительных характеристик. Это понимание ценности права с точки категорий, находящихся «по ту сторону» представлений о природе, выраженных в духовном мире человека, — трансцендентальных идей чистого разума: свободы, бессмертия, Бога. То есть того внутреннего духовного мира человека, в которой господствуют идеалы и высшие начала морали, начала добра и совести, светлые начала разума, формируется нравственная личность и «в своей трансцендентальности, человек выступает как разумное, разумно действующее, нравственное, свободное существо».

При всей сложности такого подхода к действительности, трудностях его восприятия традиционным мышлением, надо отдавать ясный отчет в том, что без учета глубоких духовных основ нашей жизни, находящихся «по ту сторону» представлений о природе, идеи свободы личности, ее прирожденных неотъемлемых прав, личной ответственности и личной вине лишается каких-либо оснований. И значит — отпадает возможность самой постановки вопроса как объективированном бытии разума и тем более — о праве человека — праве в высоком духовном человеческом значении, способной возвысится над властью, стать целью и под углом зрения высоких духовных, нравственных начал.

Величайший немецкий мыслитель И. Кант понимал, что проблема правопонимания не столько важна сама по себе, сколь важно ее правильно поставить, сформулировать. «Вопрос о том, — писал он, — что такое право, представляет для юриста такие же трудности, какие для логики представляет вопрос, что такое истина».

Индивид, по И. Канту, есть существо, в принципе способное в любой момент стать «господином самому себе» и потому оно не нуждается во внешней опеке при осуществлении того или иного ценностного и нормативного выбора. Но далеко не всякий использует индивидуализированную свободу только для реализации категорического императива, сплошь и рядом она перерастает в произвол. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом, которое призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки. Никто не вправе предписывать человеку, ради чего он должен жить, в чем ему надо видеть свое личное благо и счастье. Тем более нельзя добиваться от него угрозами, силой, выполнения этих предписаний.

Истинное призвание права по философскому рационализму И. Канта

  • надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализоваться свобода индивида.

Еще одна особенность кантовского рационализма в его философско- правовых воззрениях связана с тем, что философ отказался выводить нравственность и право из теоретического знания. И. Кант принял и развил идею Руссо о том, что носителями нравственности могут стать все люди без каких бы то ни было исключений, но пересмотрел позицию французского просветителя относительно источника морали. Источником нравственных и правовых законов, по мнению Канта, выступает практический разум, или свободная воля людей. Новизна такого подхода заключалась в том, что, удерживая демократическое содержание руссоизма, он позволял восстановить рационалистические приемы обоснования этики и права.

4 стр., 1678 слов

Методология общей теории права и государства

... науки, в ее содержание. 2. Методология теории права и государства В основе методологии (системы методов) общей теории права и государства лежит философия, законы и категории которой являются всеобщими, ... образом сгруппировать. Исследование предмета теории права и государства предполагает характеристику: а) сущности права и государства; б) общих черт, присущих праву и государству любого типа и ...

Все обилие определений права, имеющихся в теоретических построениях мыслителей России и в других странах, укладывается в рамки нескольких широко известных типов понимания права. При этом из этой группы определений можно выделить два ключевых. Мы указали на определение предмета философии права, данное В.С. Нерсесянцем и отметили, что данная проблема еще требует более внимательного рассмотрения. Именно два подхода к пониманию права в связи с этим необходимо рассмотреть в первую очередь.

Давно замечено, что слово «право» вызывает у людей два ряда существенно различных ассоциаций. Одни вспоминают различные кодексы (главным образом уголовный) и нормативные акты в сознании других всплывает текст Декларации прав человека. Одни склонны связывать сущность права со словом «порядок», другие со словом «свобода». И не тот, не другой ряд ассоциаций не могут быть отброшены как ложные. Оба содержат в себе частичную правду, поскольку свидетельствуют о двусоставности самого действующего права, — о двух миссиях, которые оно выполняет.

На формирование идеи философского правопонимания оказало большое влияние ещё одно немаловажное обстоятельство. В то время как юристы занимались исключительно толкованием и систематизированием норм права, философия права разрабатывалась лицами, мало причастными к правоведению. Эти исследователи, применяя философские методы не обладали в должной мере юридической культурой. Они изучали право, как оно есть, не задаваясь мыслью о том, каким оно должно быть и даже может ли оно быть иным, а философы создавали идеальное право, не зная, что оно такое и каково оно в действительности. В результате, возникла разобщенность между философией права и отдельными юридическими науками. Так, например можно встретить утверждение о ее связи с теорией познания права, то есть предметом философии права у него выступает вопрос не о том, что такое право, а о том, как мы его понимаем, интерпретируем и как право изучаем.

Отражением неустранимой двусоставности, отражением отличия права как сущности от права как явления, можно считать то обстоятельство, что в общественной мысли на протяжении многих веков с переменным успехом конкурируют два подхода к праву, два типа правопонимания.

Прошлые и современные философские учения о праве включают в себя тот или иной вариант различия права и закона. Речь идет о различии права по природе и права по человеческому установлению, права естественного и права волеустановленного, справедливости и закона, философского права и позитивного права (термин «позитивное право» возник в средневековой юриспруденции и обозначал отрицание необходимости и возможности философии права) и т.д., а за этим терминологическим разнообразием по сути дела лежит то, что в теоретически обобщенной форме необходимо обозначить различение и соотношение права и закона.

Как сами философские учения непосредственно, так и соответствующие философские интерпретации права оказывали и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку и на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концепции. В то же время юриспруденция, теоретические положения о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают большое влияние на философские исследования правовой тематики.

Учёные, которые занимаются философским анализом права, используют следующую классификацию школ (типов) правопонимания: нормативистская, историческая, психологическая, социологическая, естественно-правовая, и марксистская. Их различие обусловлено концептуальной противоречивостью исходных позиций в отношении к праву, тем, что считать определённой точкой отсчёта при осмыслении права в его сущности: человек, государство или общество. Однако если понятие права для философии права связано с вопросом об идее или истине права, то следует отметить подход, академика В.С. Нерсесянца как наиболее методологически проработанный. Опираясь на принцип различения права и закона, он выделяет два противоположных типа правопонимания: юридический (jus — право) и легистский (lex — закон).

Важную позицию занимают так называемые легисты или приверженцы юридического позитивизма. Юридический позитивизм возникает в начале XIX в., в период относительно мирного развития капитализма, когда буржуазия укрепила свои экономические и политические позиции, и торжества свободной конкуренции. Юридический позитивизм отражал уверенность нового богатого класса в незыблемости созданного ею строя, в могуществе созданных ими государственных и правовых институтов. Буржуазия видит в своем праве основной фактор стабильности, порядка, эффективное орудие против всяких поползновений которые противоречат построенному обществу.

Необходимо отметить, что философская концепция позитивизма отрицает «естественное право», которое рассматривается как ложное деструктивное размышление о праве, ведущее к нарушению порядка. По теории юридического позитивизма право — непосредственная реальность, позитивный факт. Всякое позитивное право ведёт свою природу от власти. Право — не просто приказ, предписание власти, он должен быть поддержан санкцией волевого принуждения. Право есть результат только правотворческой функции государства, независимой от экономических и классовых отношений.

Юридический позитивизм понимает право как совокупность норм, установленных или санкционированных государством, обеспечивая их выполнение санкционированным силовым воздействием. «Позитивисты видят в праве общеобязательность, формальную определенность, принудительность. «Принудительность и формальная корректность» — в этом позитивисты видят сущность права и его отличие от морали. Например, библейская заповедь «не прелюбодействуй» — это моральный запрет; но если он будет выражен в форме закона, принятого в рамках особой процедуры, и подкреплен принудительной силой государства, то, с точки зрения позитивистов, он превратится в правовой запрет».

Кредо подобного подхода в свое время сформулировал еще Т. Гоббс в своём знаменитом «Левиафане»: «Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказом суверена».

Приверженцы легистского подхода видят в праве, прежде всего орудие поддержания безопасности и порядка. В своих позитивистских и неопозитивистских конце пци ях они отрицают право как объективную сущность, не зависающую от официальной власти. Для легистов право — это закон, имеющий обязательный и принудительный характер. Для легизма, любое теоретическое учение о сущности права и его соотношении с законом это умозрительное учение о нереальных, т.е. непозитивных объектах. «Нет, — писал русский мыслитель-неопозитивист В.Д. Катков, — особого явления «право», в том смысле, в том смысле, в каком существуют такие особые явления, как «закон», «государство», «правило» или «норма».

Все социальные регуляторы: и право и мораль и религия имеют свои специфические санкции. Легисты традиционно видят различие между социальными номами только в особенности тех или иных санкций: «Право отличается от других социальных порядков тем, что это принудительный порядок; его отличительный признак — использование принуждения».

Философия права в понимании легистов — это философское обоснование позитивистского законоведения. Юридический позитивизм с одной стороны ставит во главу угла «догму закона», с другой — различным способами доказывает, что всякое право — это в конечном счете право силы. Каким же образом легисты познают право как специфический социальный объект, достигают истинного знания о праве и правовых явлений? Сама теоретическая трактовка «позитивности» уходит корнями в определенную философию. право юридический позитивизм философский

Русские мыслители-правоведы Г. Шершеневич, Н. Коркунов, В. Катков исходили из того, что науке недоступно то, что стоит за явлениями. Попытки сформулировать представление о том, что стоит за правом, как нормативной реальностью вводят исследователя в заблуждение. Г. Шершеневич утверждал, что такая философия права может заниматься исключительно созданием идеального порядка. Однако, конструируя мыслительные образы этого порядка философы этого направления обречены делать построения путем чисто логическим, умозрительным, в виде развития из какой-нибудь принятой идеи. Это очевидно приводит к полному несоответствию правового идеала с запросами реальной повседневной жизни, которая строится под влиянием постепенно выдвигающихся интересов.

Необходимо также отметить, что сознательный уход от основных вопросов философии, провозглашается позитивизмом в качестве нового, истинно научного пути в философии, свободного от метафизики и околонаучных размышлений. От материальных основ права представители этой доктрины призывали обратиться к его формальной стороне. Юридическая наука не объясняет жизненных основ права, а исследует его внутреннюю природу, логические конструкции юридических познаний, не выходя за их пределы. В основе позитивистской гносеологии лежит принцип поиска и признания в качестве права лишь того, что является приказанием, принудительно обязательным установлением официальной власти.

С философской точки зрения прагматический характер юридических законов позволяет интерпретировать их как правила. Этим термином подчеркивается специфика юридического закона. Это связано со спецификой анализа философии права с точки зрения рациональности. И.Д. Неважжай отмечает, что: «Процессы, описываемые естественными, природными законами, происходят так, что при заданных условиях результат действия определен. Правила же дают возможность эффективного действия для достижения цели. Это не означает, что цель непременно достигается. Естественный закон не есть закон целенаправленного действия. Правила детерминированы целью: если вы стремитесь к какой-то цели, то должны действовать так-то, т.е. следовать правилам».

В свою очередь в основе позитивистской аксиологии, лежит отрицание объективных, независимых от законодателя и закона, свойств и характеристик права. Позитивистская ценность закона — это его официальная общеобязательность, властная императивность, а не обще значимость по какому-либо объективному показателю. Г. Гегель писал, что «право и основанные на нем законы: «всегда по форме позитивны, установлены и даны верховной государственной властью». Гегель продолжал использовать термин «естественное право», однако употреблял его в особом значении — как синоним идеи права. В трактовке, предложенной мыслителем, естественное право оказывалось уже не совокупностью предписаний, которым должны соответствовать законы государства, а философским видением природы (сущности) правовых отношений между людьми».

Чем же практически занимается легистская или по-другому позитивная юриспруденция?

Так как она ориентирована сугубо прагматически, то она занята рассмотрением двух основных фактов:

1) выявлением, классификацией и систематизацией форм приказов (то есть обязательных установлений) официальной власти, — формальных источников позитивного права;

2) выяснением мнения законодателя, то есть регулятивного содержания соответствующих приказаний государственной власти.

По мнению Г. Шершеневича — это и есть построение идеального правового порядка, соединение в одно стройное представление различных теоретических выкладок отраслевых юридических наук — общее начало всей правовой политики. Таким образом, позитивисты предлагают отойти от моральных основ права и обратиться к его формальной стороне. Они предлагают изучать право, так как оно есть, не задаваясь вопросом, каким оно должно быть.

Другой тип правопонимания можно назвать сугубо юридическим. Его сторонники видят в праве, прежде всего «нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения и произвола законоустанавливающей власти». Сторонники юридического подхода отмечают объективные по своей природе, сущностные различия различных видов социальных норм (в том числе и права).

И только специфические свойства социальных норм обуславливают и особенности санкций за их нарушение.

В данном подходе трад ици онно наибольший вес имеют теории естественного права, согласно которым право выводится из разума или природы общества или человека. А человеку предписываются врожденные и неотъемлемые права, существующие независимо от власти и предшествующие государству.

Для сторонников естественного права, естественное право — это единственно подлинное право, право в собственном смысле слова, тогда как позитивное право, то есть государственно установленное и официально действующее — это право неестественное и произвольное. В данной концепции, философия права — это философия естественного права, а объективность права мыслится как равное и ли неравное природное достоинство людей.

Более позднее философское понимание права сводит его к принципу свободы. Право определяет условия, при которых человек, наделенный общественным статусом, может действовать свободно. К числу таковых теорий принадлежит, например либертарно-юридическая концепция права, изложенная в работах доктора юридических наук В.С. Нерсесянца. В.С. Нерсесянц определяет сущность права как всеобщую и равную меру свободы и справедливости социальной жизни людей.

Во главу угла ставиться равенство в свободе, которое выражает условия, при которых человек ощущает наличие справедливости. Специфика либертарно-юридической концепции состоит в частности, в том, что в ней нет (а вернее, приверженцы данной концепции утверждают, что нет) присущего естественно-правовым представлениям дуализма одновременно действующих систем «правильного» права, то есть идеального, естественного, того, который должен быть и так называемого «неправильного права».

Мы видим, что легисты и сторонники теории естественного права выражают крайние позиции в понимании философии права и права как такового. Каждый из приверженцев того или иного учения приводит массу аргументов в свою пользу. Верно, что права нет там, где нет государственного закона и принуждения, о чем нам говорит теория легизма. Но также верно, что без подчинения объективным критериям справедливости нет и закона в строгом смысле слова. Верно, что в естественно-правовых учениях право и справедливость обладают лишь нравственной обязующей силой, и в случае падения нравов уже ни кого, ни к чему не могут принудить. Но верно и то, что концепция, которая не умеет различать право и закон, совершенно бессильна перед таким фактом как закон правонарушающий.

Противостояние легистского и сугубо юридического подхода к правопониманию может заостряться до антогонизма, но в принципе не имеет противоречий такого острого характера. Эти воззрения соседствуют веками и даже ссылаются друг на друга. В тоже время, видимо следует признать, что надежда на появление целостной доктрины, которая сняла бы противоречия между легизмом и юридизмом тщетна. Это происходит потому, что стремление к достижению полной гармонии между установкой на поддержание порядка и защитой прав личности маловероятно.

3. Философия права в системе наук. Функции философии права

У философии права богатая история, хотя и следует указать, что в античности и средние века она разрабатывалась в рамках более широкой темы и только в XVIII века стала самостоятельной научной дисциплиной. Возникновение философско-правовых представлений происходит еще в древности. Философы древности, пытаясь найти истину, мыслили совершенно свободно, надеялись и хотели познать ее непосредственно; они не могли осознавать чётко и ясно тех начал, которыми они руководствовались в познании истины; противоположность между мышлением и бытием не была проникнута их духом во всей ее глубине, рациональность была интуитивна, без строгой логической системности. Поэтому и в области законодательства государство, вообще говоря, стояло для них выше отдельных лиц.

Начало философии права было положено началом формирования представлений о естественном праве (в рамках теологии, философии, юриспруденции, политической науки).

Стоит, однако, задаться вопросом, какова вообще дисциплинарная принадлежность философии права? Можно ли считать философию права особой наукой в рамках философского знания или это всего лишь часть общей теории права. Один из первых русских философов права К.А. Неволин ещё во второй половине XIX века вводит специальное понятие «философия законодательства». Он задаётся следующими вопросами: «Чем должна быть философия законодательства? Какую задачу она должна выполнить? Обыкновенно она занималась изложением прав и обязанностей человека, вытекающих из его чисто человеческой природы, и поэтому старалась изобразить только совершеннейший, какой возможен, для людей порядок жизни общественной, совсем не обращая или обращая очень мало внимания на несовершенные виды жизни общественной. Но таким образом явления этого последнего рода оставались непонятыми, необъясненными для разума, а с тем вместе не могло быть понято и существо совершенного устройства порядка общественного».

К.А. Неволин полагал, что философия законодательства должна, разрабатывать подходы к следующим проблемам:

1) определить составные начала, из которых слагается всякое законодательство;

2) обозначить различные возможные способы, какими могут быть сложены между собой эти составные начала для образования из них одного целого законодательства, более или менее полного и совершенного;

3) изложить совершеннейший способ соединения между собой разных начал, изобразив совершеннейшее целое, какое может быть из них составлено;

4) описать порядок постепенного образования законодательств и изменения их как с худшего на лучшее, так и с лучшего на худшее.

Вообще, можно сказать, что в целом, философия права является междисциплинарной наукой, соединяющей, прежде всего философские системные и методологические начала и юриспруденцию. Более того, философский контекст придаёт философии права статус интегративного гуманитарного знания.

Как философы, так и юристы претендуют на монопольное отнесение философии права к своему полю научных исследований. Поэтому все множество существующих концепций философии права в целом можно разделить на два основных направления: юридические и философские.

Первоначально сам термин «Философия права» появился в юридической науке. В философской традиции, специального термина для характеристики правовых явлений до этого времени специально термина не существовало. Так, в 1788 году немецкий юрист, профессор Геттингенского университета Густав Гуго впервые ввёл в научный оборот обозначенный выше термин в рамках своих размышлений о праве. Итак, по замыслу Г. Гуго юриспруденция должна состоять из трех основных частей:

1) догматика (эмпирические знания, ремесло, юридическая практика);

2) философия права;

3) история права.

Два последних пункта образуют разумную основу научного познания права. Положительные законы, которые санкционирует государство, не могут бороться со злом, встречающимся в жизни, так как они лишь опора внешне существующего правового порядка.

Однако широкое распространение термина связано только с именем Г. Гегеля и его фундаментальной работой «Философия права». С точки зрения Г. Гегеля — философия права — это не юридическая дисциплина, а философская. Г.Гегель определил предмет данной научной дисциплины как идею права. Он писал: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление».

Задача философии права, по Г. Гегелю, состоит в том, чтобы постигнуть мысли, лежащие в основе права, что возможно лишь с помощью правильного мышления и философского познания права.

Таким образом, мы видим, что налицо два подхода к определению характера философии права как науки в своих глубинных основаниях больше юридической или как науки в большей степени философской.

Необходимо отметить, что практически все основные философские течения философской мысли Х1Х-ХХ вв. — кантианство и неокантианство; гегельянство и неогегельянство; христианская философия (неотомизм, протестантизм); позитивизм, марксизм и неомарксизм, феноменология; философская антропология; экзистенциализм, постмодернизм — разработали свои философско-правовые концепции.

Этот вопрос также представляется крайне сложным. Например, существуют различные подходы к самому построению философии права. Первая точка зрения говорит о том, что философия права есть просто форма философского знания. На разных этапах человеческой истории философия занималась разными проблемами. Сейчас, к числу основных философских проблем относятся проблемы общества. Значит философия права просто современная форма философского знания, как в средние века философия выражала общие направления теологии.

Вторая точка зрения считает философию права обоснованием права, которое нуждается в легитимации.

Последняя точка зрения настаивает на том, что философия права — это преимущественно юридическая наука. Кроме функции легитимации, ученые — юристы выделяют еще и другую, методологическую функцию. Так уже упоминавшийся нами С.С. Алексеев считает, что философия права вместе с социологией права и специальной юридической теорией входит в состав теории права. Весьма известный и в советское время и сейчас теоретик Д.А. Керимов считает, что теория права состоит из философии права и социологии права.

Эти учёные размышляют в одинаковом ключе: философия права выполняет в системе юридических наук методологическую функцию. Философия права занимается разработкой логики, диалектики и теории

познания правового бытия. Д.А. Керимов считает, что задача философии права направлять ученого юриста по правильному пути в исследовательском процессе, оптимизирует и рационализирует этот процесс.

Теперь необходимо дать характеристику отдельным функциям философии права.

Одна из основных функций философии права — легитимирующая. Она проявляется в способности философии оценивать существующие государственно-правовые институты как полезные и пригодные для достойного человеческого существования, или как противоречащие общественному развитию, в соотношении их с трансцендентальными принципами, идеями и ценностями.

Большое значение имеет мировоззренческая функция, которая играет важнейшую роль в концептуальных проявлениях философии права. Мировоззрение, как обыденное, так и теоретическое — это совокупность взглядов на мир как единое целое, на человека и его отношение к миру. Данная функция проявляется в том, что философия права способствует формированию правосознания и правовой культуры, без которых невозможно создание гармоничного правового социального пространства.

Методологическая функция философии права вытекает из той роли, которую философское знание играет в отношении большинства конкретных наук. Знания о смысле и предназначении права, которые вырабатывает философия права, задают направления в изучении конкретных правовых форм и служат основой общей теории права.

Эвристическая (познавательная) функция свойственна философии права лишь в контексте конкретизации специальных философско- правовых явлений, и отделения их от общефилософского содержания познания социальной реальности.

Философия права также выполняет эпистемологическую функцию, т.е. функцию системного отражения фрагментов правовой действительности. На её основе формируется «особое видение юридической действительности сквозь призму общих свойств и закономерностей, когда явление рассматривается с точки зрения всеобщей взаимосвязи, с учетом его места и роли в данной взаимосвязи, проявление единичного в общем, и общего через единичное».

Аксиологическая функция философии права состоит в выработке особой системы ценностей на основе принятия, осознания и реализации на практике правового начала.

Воспитательная функция философии права состоит в том, что ей принадлежит большая роль в воспитании как социальных групп так и отдельных граждан, которые, в результате изучения и принятия философско-правовых знаний должны обрести уверенность в том, что правовое ограничение свободы дает возможность стабильности и устойчивости социального развития и извлечения для всех максимальной полезности.

Если попытаться обозначить в целом предметное и проблемное поле философии права философии права как особого отражения, рефлексии по поводу предельных оснований права необходимо сконцентрировать внимание на тех проблемах, которые исследуются философией права. В существующей учебной литературе по философии права четкого и системного определения в отношении того, что образует предметное и проблемное поле философии права как особой системы философского знания.