Защита авторских прав в Российской Федерации и в США

Курсовая работа

С древних времен человечество стремится защитить и сохранить то, что является необычным, оригинальным и исключительным. Понятие «авторское право» затрагивало сравнительно небольшое число людей в мире. В основном писателей, композиторов, художников, издателей. Но по мере развития научного и художественного творчества, бурного роста духовной жизни народов появлялись всё новые и новые правообладатели, возникали различные новые направления использования произведений. Всё более активными «потребителями» произведений литературы и искусства стали радиовещание, телевидение, театр, кино, концертные залы и др. Быстро развивается техника репродуцирования произведений.

На современном этапе развития общества проблема регулирования правоотношений, складывающихся в области авторского права, приобретает все большее значение во всем мире. Важной задачей государства в области охраны интеллектуальной собственности является создание эффективного механизма предотвращения и пресечения незаконного использования объектов авторского права.

Авторское право изначала было не правом, а привилегией. Теперь же когда авторское право стало частью обыденной жизни, многие авторы нуждаются в его защите. Встала проблема защиты авторского права.

Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники, которые могут успешно развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки.

Думается, актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что институт авторского права динамичен и находится в движении. Появляются новые объекты для защиты, которые нужно урегулировать. Поэтому эта проблема до сих является одной из «сегодняшних» проблем законодательства стран, а именно России и США. Авторскому праву вообще в мире уделяется большое внимание. Доказательством этому служат различные международные союзы, конвенции, договоры.

Целью настоящей работы является исследование защиты авторских прав в Российской Федерации и в США.

Для этого поставлены следующие задачи:

1. Изучить историю авторского права в России и США;

2. Изучить способы защиты в этих странах

3. Сделать соответствующие выводы.

1. История развития авторского права

Авторское право, как правовое явление, возникло не сразу, а в результате длительной эволюции. Зачатки авторского права существовали уже в античные времена и выражались, в первую очередь, в борьбе с литературным плагиатом. Однако эти попытки носили эпизодический характер и были свойственны не всем, а отдельным из древних цивилизаций.

5 стр., 2330 слов

Юридическая терминология в российском публичном праве: проблемы ...

... работе использованы тексты ряда законодательных актов, позволившие комплексно рассмотреть проблему использования юридической терминологии в российском публичном праве: ... защиту выносятся следующие положения и выводы, содержащие элементы научной новизны: вывод о том, что требования к юридической терминологии публичного права отличаются от требований к юридической терминологии частного права. ...

В Древний Египет считается родиной книги. Именно там появились первые литературные произведения, но их авторы обычно приписывали авторство какому-нибудь богу или фараону, что считалось лучшей гарантией бессмертия произведения.

В Афинах литературное творчество, издательское дело и книготорговля достигли достаточно высокого уровня. Именно в Древней Греции возникло понятие изданной книги, впрочем, далекое от современного понимания. Древнегреческое слово «экдосис» (издавать) означало определенный процесс, при котором лично автором или писцами под его наблюдением изготавливался оригинал литературного произведения, а затем с него переписывались заказанные копии. Произведения переписывались всеми желающими без ведома и контроля автора, что вело к появлению искаженных версий произведения. Поэтому оригиналы произведений, в первую очередь тексты драматических произведений — комедий и трагедий передавались на хранение в публичные учреждения и служили своего рода эталонами, позволявшими не только сверять изготовленные копии, но и оберегать автора от плагиата. Плагиат рассматривался как проступок, позорящий честь гражданина, и зачастую наказывался изгнанием из полиса.

Однако, даже в Риме периода Империи, который по праву считают временем расцвета гражданского права, так и не возникло какое бы то ни было закреплённое в законе право на произведение, которое отличалось бы от права собственности на рукопись. Отсутствие специальной правовой охраны в античном мире было обусловлено отсутствие технических средств, позволявших воспроизводить их в достаточном количестве, необходимом для того, чтобы произведения стали полноценным товаром, предлагаемым публике. Размножение произведений было затруднено, поскольку рукопись могла быть переписана только от руки, картина перерисована и т.п. Автор произведения, существовавшего либо в единственном экземпляре, либо в виде нескольких рукописных копий, являлся собственником материального объекта, который можно было продать или подарить другому лицу. Поскольку произведение как нематериальный объект фактически не отделялось от материального объекта, в котором оно было воплощено, то для регулирования подобного рода отношений не требовалось создания иного, кроме права собственности, правового института.

Именно поэтому большинство исследователей связывают возникновение авторского права с изобретением книгопечатания в Европе. Иоханн Генсафлейш по прозванию Гуттенберг в 1440г. выпустил первую, не сохранившуюся до нашего времени, печатную книгу. Изобретение Гуттенберга привело к тому, что процесс изготовления копий произведений значительно упростился, цена на книги понизилась и они стали более доступными — теперь рукопись могла быть напечатана большим тиражом и распространена среди широкой аудитории. Тем самым, результаты творческого труда авторов стали полноценным товаром и могли приносить стабильный доход. И первыми, кто поставил вопрос о необходимости особой охраны для произведений, стали издатели.

Издатели, которые несли значительные расходы на приобретение типографского оборудования, покупку рукописи автора, изготовление тиража не были защищены от конкурентов, которые перепечатывали уже выпущенные в свет книги и могли предлагать их по более низкой цене. За защитой своих интересов первоиздатели вынуждены были обращаться к власти — королевской, церковной, муниципальной с просьбой о защите их монопольного права на издание той или иной книги. И власти, как светские, так и церковные, выдавали обращавшимся к ним первоиздателям охранные грамоты, которые получили название «привилегий».

32 стр., 15960 слов

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

... авторского права; раскрыть понятие и сущность авторского права; описать сферу действия авторского права; раскрыть первичные субъекты авторского права; описать другие субъекты авторского права; проанализировать произведения науки, литературы и искусства, как объекты авторского права; описать производные произведения; дать характеристику составным произведениям. ...

Со временем количество индивидуальных привилегий стало заметно увеличиваться. Поэтому отдельные государства стали практиковать выдачу вместо индивидуальных привилегий одной общей привилегии, которой могло пользоваться любое заинтересованное лицо при выполнении предусмотренных в этой привилегии условий. Кроме того, к концу XVII века система привилегий, как монопольных прав, предоставляемых королевской властью, все более и более подвергались критике, и все громче звучали требования авторов признавать их права.

Положения, характерные для корпораций и гильдий, частью которых являлось правило о привилегиях, в течении XVII и начале XIX века постепенно рушатся и заменяются правилом о предпринимательстве, базирующемся на свободной конкуренции. Но именно это крушение спасло авторское право, поскольку признавалось, что в данном случае дело касается особой области деятельности, где есть постоянная необходимость регулирования в форме правовой защиты.

Таким образом, начался отход от присвоения привилегий к оказанию правовой защиты на основе законодательства и, следовательно, было положено начало современному авторскому праву.

Англия легимитизировала то, что, вероятно, можно считать первым законом в области авторского права. Это произошло ещё в 1709 году с принятием статута Анны, предоставившего авторам правовую охрану на своё произведение сроком на 14 лет, который при жизни автора мог быть продлён ещё на 14 лет. Было введено понятие копирайта, означавшего право на охрану опубликованного произведения и запрет на его тиражирование без согласия автора.

После того как права писателей и деятелей искусства были закреплены в законодательстве, начался период (весь XIX и начало XX века), ознаменовавшийся постоянным их расширением и развитием. Все большее и большее число видов произведений было взято под правовую охрану, а сама охрана была направлена против все большего и большего числа способов использования произведений.

Наконец, были созданы предпосылки для разработки в 1886 году международной системы охраны авторских прав и принятия первой многосторонней Бернской конвенции.

Итак, современное понимание авторского права это — совокупность норм, регулирующих отношения по охране произведений литературы, науки и искусства; по установлению режима их использования; по наделению их авторов личными и имущественными правами и защите этих прав Зенин И.А. Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учеб. Пособие. М., 2005. С. 95..

1.1 История развития авторского права в России

Вопросам защиты прав интеллектуальной собственности в целом и авторского права в частности в нашей стране уделяется значительное внимание и связано это не только с необходимостью выполнять обязательства по международным договорам и соглашениям, но и с необходимостью защищать интеллектуальный потенциал страны.

В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим вопросы авторского права, является глава 4 Гражданского кодекса РФ.

7 стр., 3157 слов

Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года

... Всемирная конвенция об авторском праве была принята на состоявшейся в Женеве в сентябре 1952 года межправительственной конференции с участием представителей 50 стран. Конвенция вступила в силу в сентябре 1955 года. Женевская конвенция об авторском праве ... Бернскому союзу в связи с тем, что уровень охраны авторских прав по конвенции был слишком высок по сравнению с внутренним законодательством. Вместе ...

Становление авторского права в России отличается от других стран. С самого начала книгоиздательское дело считалось государственной монополией и, соответственно, присутствовала цензура. И первый закон, регулирующий авторское право появился в рамках законодательства о цензуре 1828 года Автор, напечатавший книгу без учета правил этого устава лишался права на книгу.

Следующим этапом развития авторского права является принятый 8 октября 1928 года законом «Об авторском праве». Право авторов на созданное ими произведение в большинстве случаев стало пожизненным, использование произведений допускалось только на основе договоров с авторами. И, тем не менее, не считался нарушением авторского права перевод произведения, публичное исполнение опубликованных произведений с выплатой автору гонорара. Однако по сравнению с периодом военного коммунизма данный этап следует рассматривать как период постепенного восстановления и расширения авторских прав.

В начале 60-х годов в ходе проводившейся в тот период кодификации законодательства нормы авторского права были существенно пересмотрены в направлении дальнейшего расширения прав авторов и укрепления их позиций в отношениях с организациями, использующими их произведения. В 1973 году СССР становится участником Женевской конвенции об авторском праве и в советском законодательстве впервые закрепляется право автора на перевод произведения, срок действия авторского права после смерти автора возрастает до 25 лет, расширен круг субъектов авторского права.

В связи с распадом Советского Союза многие нормы авторского права, которые значительно расширяли права авторов, исключив свободное использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также публичное исполнение без согласия автора, продлили срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора и вступили в силу лишь в июле 1992 года, как раздел 5 Основ гражданского законодательства.

И вот 3 августа 1993 года вступил в действие Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», с принятием которого утратил силу раздел 5 Основ гражданского законодательства. Особой чертой Закона можно назвать его рыночную направленность, заключающуюся в том, что имущественные права авторов становятся своеобразным товаром, который может свободно отчуждаться и передаваться на основании гражданско-правовых сделок.

Затем, в декабре 2006 года на смену этому закону вступает в силу часть четвертая Гражданского кодекса РФ.

1.2 История развития авторского права в США

В качестве основы для ранних посвященных авторскому праву законодательных актов большинства северно-американских штатов явился статут королевы Анны. Первый федеральный Закон США об авторских правах от 1790 года, который является основой всего федерального законодательства Соединенных Штатов об авторском праве, также практически полностью базировался на положениях статута королевы Анны.

Считается, что самый первый нормативный акт об авторском праве на территории США, «Закон о поощрении литературы и таланта», был принят штатом Коннектикут. Поскольку экономика ранней Америки было в основном аграрной, до 1783 года законы защищающие авторские права были приняты только в трех из тринадцати составлявших в то время США штатов.

9 стр., 4247 слов

Реферат аудиовизуальные произведения авторское право

... субъективного авторского права. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления прав на произведение или ... и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, ...

В 1787 году в ходе работы Конституционного (Филадельфийского) Конвента, Джеймс Мэдисон из штата Вирджиния и Чарльз Пинкни из Южной Каролины предложили включить в Конституцию США параграф, наделяющий Конгресс полномочиям предоставлять защиту авторских прав и патентов на ограниченное время, чтобы служить утилитарную функцию, а именно «содействовать прогрессу науки и полезных искусств». Данный параграф получил название «параграф об авторских правах» и лег в основу всего федерального законодательства США в области авторского и патентного права. Закон об авторском праве 1790 года существовал параллельно с законодательными актами об авторском праве принятыми ранее в большинстве штатов. Таким образом, в США исторически сложилась двойная система защиты авторских прав. На федеральном уровне авторские права защищались на основе федеральных законов принимаемых Конгрессом (статутов), а на уровне штатов — на основе норм общего права, сложившихся в каждом данном штате.

Наиболее кардинальные изменения законодательства связанного с авторским правом произошли в 1909 и 1976 годах. Закон об авторском праве от 1909 года стал определенной вехой в развитии статутного авторского права США. Новый закон расширил сферу охраняемых категорий авторских работ и продлил срок охраны до двадцати восьми лет с возможным продлением на еще один такой же срок. Закон 1909 года устанавливал, что авторские права на произведения подлежат защите на федеральном уровне только тогда, когда эти произведения были опубликованы и явно содержали уведомление об авторском праве. Таким образом, закреплялось, что правовое регулирование авторских прав на опубликованные произведения осуществляется исключительно федеральным законом, тогда как авторские права на неопубликованные произведения по-прежнему регулировались нормами общего права штатов. В случае, если произведение публиковалось без явного уведомления об авторских правах, то никакая защита не предоставлялась и произведение становилось общественным достоянием.

В 1976 году был произведен очередной кардинальный пересмотр законодательства США связанного с авторским правом. Закон об общем пересмотре авторского права раздела 17 Свода законов США и других вопросах (An Act for the general revision of the Copyright Law, title 17 of the United States Code, and for other purposes) 1976 года, по существу, представляет собой новый статут, который внес существенные изменения в авторское право США.

Конституция США определила целью защиты авторских прав как «содействие развитию науки и полезных ремесел» а основным способ достижения данной цели — закрепление «на определенный срок за авторами и изобретателями исключительные права на их сочинения и открытия». Данный подход сохраняется и в современном авторском праве Соединенных Штатов. Таким образом, авторское право США направленно на защиту имущественных прав автора, традиционно игнорируя неимущественные права, с целью стимулирования создания как можно большего числа произведений искусства, литературы, музыки и других авторских работ для того, чтобы приносить максимальную пользу обществу.

8 стр., 3586 слов

Фактический материал в произведении, приемы его проверки редактором ...

... иногда цитирует по памяти. Редактор не должен позволять себе этого. 1.1 Виды фактического материала Фактическим материалом могут быть как цифры, так и цитаты. Цифровые данные выполняют разные функции ... просто наполнить текст цифрами - недостаточно. Нужно, чтобы они работали на решение авторской задачи. Основные требования к цифрам: нельзя перегружать текст цифрами: это затрудняет его ...

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей Гражданское право: учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2004. С. 638..

В субъективном смысле авторское право — те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства Советское гражданское право / Отв. ред. В.А. Рясенцев. М., 1987. С. 454.

Под защитой же авторских прав понимается «совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании» Гражданское право. Учебник. Часть III/ Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М., 1999. С.105..

В США, авторское право есть форма охраны, которую законодательство обеспечивает «оригинальным авторским произведениям», в том числе литературным, драматическим, музыкальным, архитектурным, картографическим, хореографическим, пантомимическим, живописным, графическим, скульптурным и аудиовизуальным творческим работам. «Авторское право» буквально значит право копировать. Данным термином сейчас принято обозначать совокупность исключительных прав, обеспечиваемых по закону авторам в плане охраны их произведений.

В Гражданском кодексе РФ авторское право понимается как интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.

  • литературные;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://inauka.net/kursovaya/avtorskoe-pravo-v-ssha/

  • музыкальные;
  • драматические;
  • пантомимы и хореографические произведения;
  • живописные, графические и скульптурные работы;
  • аудиовизуальные произведения;
  • звукозаписи;
  • производные работы;
  • сборники;
  • архитектурные работы.

Не являются авторскими правами официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и/или источника заимствования:

  • цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объёме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
  • использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объёме, оправданном поставленной целью;
  • воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
  • воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесённых политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объёме, оправданном информационной целью.

При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

4 стр., 1731 слов

Изучение и преподавание римского права. Личность в системе римского ...

Темами Коллоквиума стали следующие: «Изучение и преподавание римского права. Личность в системе римского права. Защита должников». В работе Коллоквиума приняли участие профессора из академий, институтов и университетов ...

  • воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путём передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
  • воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.

Авторское право является составляющей частью права интеллектуальной собственности, институтом. Оно включает в себя непосредственно авторское право, а также смежные права. Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов и имеет определенные функции.

Первой функцией авторского права является признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Как и ранее действовавшее законодательство, ГК РФ закрепляет право авторства — право признаваться автором произведения (ст. 1265) и устанавливает охрану произведений с момента их создания. При этом, как и прежде, нет легального определения понятия произведения. Даются лишь определения отдельных видов произведений. Например, понятие служебного произведения закреплено в ст. 1295 ГК РФ. Ст. 1263 ГК РФ содержит понятие аудиовизуального произведения — это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальными являются кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения).

При этом способ их первоначальной или последующей фиксации значения не имеет.

Второй функцией авторского права следует считать установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение).

Согласно ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону.

12 стр., 5986 слов

Цифровые произведения как объект авторского права

... целью данного реферата является рассмотрение цифровых произведений как объектов авторского права. При этом необходимо решить такие задачи: определение понятия и установление юридической природы цифровых произведений; характеристика видов цифровых произведений рассмотрение способов защиты цифровых произведений Цифровые произведения – понятие, включающее ...

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. ст. 1273 — 1280).

Третью функцию авторского права составляет наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами).

Четвертой функцией авторского права является защита прав авторов и других правообладателей Свечникова И.В. Авторское право. М., 2009. С. 139..

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

В юридической литературе предложено немало научных определений произведения как объекта авторского права, однако наибольшее распространение получило определение, сформулированное в 1956 году В.И. Серебровским: «Произведение — это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. С. 32..

В этом и иных определениях подчеркивается, что произведение есть прежде всего благо нематериальное, как реально существующее явление окружающего мира оно выступает в виде комплекса идей и образов. В связи с этим всегда важно различать само произведение, имеющее нематериальную сущность, и форму его воплощения, т.е. ту вещественную форму, которая является материальным носителем произведения.

Материальный носитель творческого результата (рукопись, магнитная лента и т.п.) выступает в качестве вещи и может передаваться в собственность другим лицам, может быть уничтожен и т.п. Но сам результат творческой деятельности, будучи благом нематериальным, сохраняется за его создателем и может использоваться другими лицами лишь по согласованию с ним, за исключением случаев, указанных в законе.

Произведение как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. До тех пор пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми, и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охране Гражданское право: учебник/ Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.,2005.С.154..

Для возникновения, осуществления и охраны авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо других формальностей. Но исключением могут стать программы для ЭВМ, здесь регистрация возможна по желанию правообладателя. авторский право россия америка

Как и в случае с объектом авторского права в Российской Федерации, в законодательном определении данного понятия по праву США, можно выделить три обязательных признака, наличие которых является необходимым условием авторско-правовой охраны в США. К ним относятся: оригинальность произведения, авторский (творческий) характер, необходимость закрепления в любой осязаемой (материальной) форме.

7 стр., 3341 слов

Права авторов произведений науки, литературы и искусства

... право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора, право на обнародование произведения и т. д. По мнению других ученых, автору произведения принадлежит ряд конкретных субъективных прав, а о едином авторском праве ... детально понятие интеллектуальной собственности раскрыто в части третьей ГК РФ. 1. Исключительная природа авторских прав В результате создания произведения науки, литературы ...

Под «оригинальностью» понимается такое свойство творческих результатов, при котором они являются продуктом независимого, самостоятельного творчества автора (соавторов) и не повторяют форму других произведений ни полностью, ни в той части, которая является определяющей для квалификации произведения как охраноспособного.

Субъектами авторского права как в России, так и в США могут быть авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, соавторы, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору.

Возможность иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства входит в состав правоспособности гражданина, которая возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Для возникновения авторских прав необходим юридический факт — создание произведения. В отличие от патентного права для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

В РФ понятие «авторское право» охватывает, закрепляемые законодательством в отношении авторских произведений:

1) личные неимущественные права автора, например, право на имя, право на обнародование, право на защиту и т.п.;

2) исключительное авторское право, на основании которых автор и его правопреемники (правообладатели) могут разрешать или запрещать использование произведения любым способом (ст. 1270 ГК РФ);

3) «право на вознаграждение», устанавливается, когда произведение может использоваться без согласия автора (правообладателя), но с выплатой ему вознаграждения (ст. 1245 ГК РФ) http://www.copyright.ru/ru/documents/avtorskoe_pravo/.

2.1 Защита авторских прав в России

Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащих форм и способов защиты.

Для доказывания наличия нарушения исключительного права на произведение необходимо и достаточно одновременное наличие двух обстоятельств:

1) факта использования произведения каким-либо способом, в том числе совершения в отношении произведения одного из видов действий, предусмотренных ст.1270 ГК РФ;

2) отсутствия у лица, осуществляющего использование произведения, договора с правообладателем (или предшествующим лицензиатом).

Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты — юрисдикционная и неюрисдикционная. Юрисдикционная форма защита есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных и оспариваемых авторских прав. Суть ее заключается в том, что лицо, чьи права нарушены, может обратиться в органы государственной власти и иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры по пресечению правонарушения.

Неюрисдикционная же форма защиты предусматривает собой действия граждан и организации по защите авторских прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения в государственные и иные компетентные органы.

Законодательство РФ предоставляет авторам и иным правообладателям достаточно широкий спектр способов защиты их прав. Под способами защиты обычно понимают предусмотренные законодательством средства, с помощью которых могут быть достигнуты: пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и (или) возмещение потерь, вызванных нарушением права.

Способы защиты авторских прав в зависимости от того, к области каких правовых отношений они относятся, могут быть разделены на гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые.

Гражданско-правовыми способами защиты прав является:

1) признание права;

2) пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

3) возмещение убытков (в частности, за использование без договора);

4) изъятие материального носителя (оборудования, устройств и материалов);

5) публикация решения в суде о допущенном нарушении прав (такое требование может быть предъявлено к любому нарушителю исключительного права вне зависимости от наличия его вины).

Указанные способы защиты не исчерпывают собой всех возможных мер, к которым может прибегнуть потерпевший для защиты своих авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов.

Обратимся к анализу конкретных гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав:

а) Признание авторских и смежных прав. Необходимость в данном способе защиты возникает тогда, когда наличие у лица авторского или смежного права подвергается сомнению, авторское или смежное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Зачастую неопределенность авторского или смежного права приводит к невозможности его использования или, по крайней мере, затрудняет такое использование.

Признание права как средство его защиты по самой своей сути мажет быть реализовано лишь в юрисдикционном порядке, но не путем совершения истцом каких-либо самостоятельных односторонних действий. Требование истца о признании права обращено не к ответчику, а к суду, который должен официально подтвердить наличие или отсутствие у истца, данного права. В большинстве случаев требование о признании авторского права является необходимой предпосылкой применения иных предусмотренных законом способов защиты. Например, чтобы взыскать убытки, связанные с незаконным использованием произведения, истец должен доказать, что он обладает авторским правом на это произведение.

б) Восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Данный способ защиты применяется в тех случаях, когда нарушенное авторское или смежное право в результате правонарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения. Например, автор, обнаруживший, что в ходе подготовки его произведения к опубликованию или в процессе его использования в него внесены не согласованные с ним изменения, может потребовать восстановления произведения в его первоначальном виде.

В тех случаях, когда произведение уже обнародовано и стало известно неопределенному кругу лиц, восстановить нарушенные авторские права в полном объеме уже практически невозможно. Для защиты своих нарушенных интересов и частичного восстановления, прав автор может потребовать публикации сведений о допущенном нарушении.

в) Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Как и признание права, данный способ защиты может применяться в сочетании с другими способами защиты, например взысканием убытков, или иметь самостоятельное значение. Например, в случае бездоговорного использования произведения его автор может потребовать как запрещения его дальнейшего использования, так и возмещения убытков, которые он понес в связи с таким использованием. Однако интерес автора может выражаться и в том, чтобы лишь прекратить (пресечь) нарушение его права на будущее время или устранить угрозу его нарушения. Типичными примерами реализации данного способа защиты в рассматриваемой сфере являются наложение запрета на выпуск произведения в свет, запрещение дальнейшего распространения произведения, запрет на использование перевода или переработки и др.

г) Принуждение к исполнению обязанности в натуре. Принуждение к исполнению обязанности в натуре, нередко именуемое еще реальным исполнением, как самостоятельный способ защиты гражданских прав характеризуется тем, что нарушитель по требованию потерпевшего должен реально выполнить те действия, которые он обязан совершить в силу обязательства, связывающего стороны. Исполнение обязанности в натуре обычно противопоставляется выплате денежной компенсации. Вполне очевидно, что интерес потерпевшего отнюдь не всегда может быть удовлетворен такой заменой.

д) Возмещение убытков, взыскание незаконно полученного дохода и выплата компенсации. В данном случае имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных им имущественных потерь. При этом такая компенсация может быть либо прямо связана с размером причиненного вреда (возмещение убытков), либо связана с ним лишь косвенным образом (взыскание незаконного дохода), либо вообще относительно независима от него (выплата компенсации).

Обоснование размера причиненных убытков, включая упущенную выгоду, является задачей самого потерпевшего. Им же доказывается сам факт нарушения принадлежащих ему авторских или смежных прав, а также причинная связь между нарушением его прав и возникшими убытками. Что касается субъективного условия ответственности, то нарушитель авторских прав предполагается виновным до тех пор, пока им не будет доказано противное.

е) Прекращение или изменение правоотношения. Данный способ защиты субъективных авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов в рассматриваемой области, особенно в договорной сфере, находит достаточно широкое применение. Реализация рассматриваемого способа защиты прекращает (изменяет) права и обязанности участников авторских правоотношений на будущее время. Иногда, однако, возникшее правоотношение может быть признано недействительным с самого начала. Например, если при заключении авторского договора допущены серьезные нарушения действующего законодательства, данный договор признается недействительным с момента его заключения.

ж) Признание недействительным не соответствующего законодательству ненормативного акта органа государственного управления или местного органа государственной власти. Это означает, что гражданин или юридическое лицо, авторские или смежные права, которых нарушены изданием указанного административного акта, имеют право на его обжалование в суд (арбитражный суд) без каких бы то ни было дополнительных указаний закона на этот счет. Важны лишь два обстоятельства: во-первых, нарушенное право должно носить гражданский характер, и, во-вторых, административный акт, имеющий подзаконный характер, должен быть противоправен с точки зрения его соответствия действующему законодательству, в частности может быть принят не уполномоченным на то органом.

Авторские права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и поэтому их защита может осуществляться с помощью всех тех способов, которые применяются для защиты субъективных гражданских прав. В числе таких способов можно назвать требования о прекращении или изменении правоотношения, о признании недействительным не соответствующего законодательству ненормативного акта органа государственного управления или местного органа государственной власти, о возмещении морального вреда и некоторые другие.

Административно-правовые способы защиты авторских прав. Преимущество административных мер борьбы с нарушителями авторского права и смежных прав состоит в том, что установить личность нарушителя и привлечь его к ответственности можно гораздо быстрее, чем в гражданском или уголовном судопроизводстве.

Анализ действующего законодательства и практики его применения позволяет сделать однозначный вывод: защищать свои исключительные права посредством административно-правовых мер не только можно, но и нужно, с тем, чтобы каждый нарушитель таких прав, способный своей незаконной деятельностью значительно подорвать интересы законных правообладателей (в частности хозяйствующих субъектов, вложивших немалые средства в реализацию своих проектов), был привлечен как минимум к административной ответственности, а контрафактная продукция была изъята из гражданского оборота Свечникова И.В. Авторское право. М., 2009. С. 147..

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает санкции административной ответственности за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе за нарушение авторских прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ административным правонарушением признаются: «ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода».

Ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12, наступает в одном из двух случаев:

1)если экземпляры произведений (фонограмм) являются контрафактными в соответствии с законодательством;

2)если на экземплярах произведений (фонограмм) указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также о правообладателях.

Для привлечения лица к ответственности по ст. 7.12 КоАП РФ необходимо доказать характер цели совершенного им нарушения — извлечение дохода.

К административной ответственности за нарушение авторского права могут привлекаться юридические лица, в том числе и иностранные. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него была возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению этих норм.

Не могут расцениваться как наличие достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, такие обстоятельства, как:

  • присутствие на обнаруженных на внутреннем рынке Российской Федерации товарах (например, на компакт-дисках) надписей на английском языке (на русском языке надписи отсутствуют);
  • наличие сведений о выявленных объектах авторского права и смежных прав в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности либо в реестре Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, которое ведет реестр лицензиатов, без установления факта незаключения автором или обладателем смежных прав с конкретным лицом соглашения на использование последним объектов авторских и смежных прав;

— заявление автора или обладателя смежных прав о привлечении к административной ответственности конкретного лица (без проведения надлежащей проверки поступившей информации на предмет установления факта перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации).

В целях решения вопроса о том, является ли экземпляр произведения контрафактным, необходимо оценивать все фактические обстоятельства дела, в частности:

  • обстоятельства и источник приобретения лицом указанного экземпляра, правовые основания его импорта, продажи и др.;
  • наличие договора о передаче (предоставлении) права пользования (например, авторского или лицензионного договора с автором или обладателем смежных прав);
  • соответствие обстоятельств использования произведения условиям этого договора (выплата вознаграждения, тираж и т.д.);
  • заключение экспертизы изъятого экземпляра произведения.

После составления протокола об административном правонарушении, в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ, протокол и материалы дела в течение суток направляются для рассмотрения в суды общей юрисдикции.

Привлечение лица к административной ответственности за использование контрафактной продукции не исключает возможность привлечения его к гражданской ответственности за это же правонарушение.

Законодательство России, как и многих других государств, наряду с мерами гражданско-правовой защиты авторских прав устанавливает уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав. В соответствии с УК РФ незаконное использование объектов авторского права, а равно присвоение авторства, если эти действия причинили крупный ущерб, признаются уголовным преступлением. Объектом данного преступления являются охраняемые законом авторские и смежные с ними права, как составная часть гарантированной ст. 44 Конституции РФ свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Конституция РФ предусматривает защиту законом интеллектуальной собственности. Ст. 146 УК устанавливает такую защиту, выступающую важной гарантией указанных прав.

Законодатель не дает исчерпывающего перечня способов этих посягательств, он лишь говорит о том, что нарушение авторских прав может быть выражено в незаконном использовании объектов авторского права, а равно в присвоении авторства. Под незаконным использованием объектов авторского права или смежных прав следует понимать, например, «переработку» чужого произведения, которая не придает новому произведению художественной или научной самостоятельности, принудительное соавторство (принуждение автора к включению в соавторы лиц, не имеющих отношения к созданию произведения), незаконное воспроизведение чужого произведения (переиздание без ведома автора его произведения, изъятие части произведения, включение в произведение комментария, пояснительного текста).

Это и незаконное распространение чужого произведения (реализация, публичное исполнение, представление) вопреки воле автора.

Присвоение авторства — это выпуск в полном объеме или части чужого произведения под своим именем; издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их фамилий Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. М., 2000. 400с..

Ущерб от данного преступления может быть материальным, а также может заключаться в нарушении конституционных прав граждан. Материальный ущерб может быть в виде реального ущерба собственности и в виде упущенной выгоды (недополучение, например, определенной суммы денег, которую мог бы получить автор на законных основаниях).

К критериям крупного ущерба относятся:

  • степень нарушения конституционных прав гражданина;
  • характер и размер понесенного им материального ущерба;
  • число потерпевших граждан;
  • тяжесть причиненного им морального вреда.

В последние годы судебная практика признает под крупным ущербом ущерб, который превышает десятикратный минимальный размер зарплаты, установленный законодательством РФ.

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав наступает при условии, если вредные последствия в виде крупного ущерба находятся в причинной связи с незаконным использованием объектов авторского права или смежных прав, а равно с присвоением авторства.

Уголовную ответственность за нарушение авторских прав несут лица, достигшие 16 лет.

Уголовно-правовой способ защиты авторских прав будет заключаться в возбуждении против нарушителя авторских прав уголовного дела с применением к такому нарушителю мер уголовного наказания.

2.2 Защита авторских прав в США

Нарушителем авторского права США является любой, кто нарушает «любое из исключительных прав владельца авторских прав, … или личных неимущественных прав автора, … или кто импортирует в Соединенные Штаты копии произведений в нарушении статьи 602» (ст. 501 раздел 17 Сборника законов США).

Согласно законодательству США все бремя доказывания факта нарушения авторских прав лежит на владельце, чьи права были нарушены. Чтобы получить исковую защиту в суде, владелец нарушенных авторских прав обязан представить доказательства устанавливающие факты:

  • наличия авторских прав на произведение;
  • копирования данного произведения;
  • ненадлежащего присвоения.

В общем виде, авторские права защищаются автоматически с момента их возникновения. Тем не менее, истцу необходимо подтвердить, что данное конкретное произведение является объектом авторского права и удовлетворяет всем необходимым требованиям, исключениям и ограничениям. Например, произведение должно было быть зафиксировано на материальном носителе, иметь оригинальный характер выражения, не являться простым перечислением общеизвестных фактов, и так далее.

Затем необходимо доказать, что имел место факт копирования произведения. Например, независимое создание защищенной авторским правом работы не считается копированием. Это означает, что копирование не может быть доказано на основе факта простого сходства двух произведений в одиночку. Существуют два основных подхода доказать факт копирования — использование прямых и косвенных доказательств. Прямыми доказательствами копирования могут являться признание ответчика или показания свидетелей, который лично видели факт такого копирования. Тем не менее, в большинстве случаев, истцу приходится опираться на косвенные доказательства. Например, суд может сделать вывод, что копирование произошло, если истец докажет, что ответчик имел доступ к оригиналу произведения, пользовался данной возможностью, и продемонстрирует «поразительное» сходство между оригиналом и его предположительной копией.

Наконец, истец должен доказать, что копирование было произведено с целью ненадлежащего присвоения охраняемого авторским правом произведения, поскольку не всякое копирование является нарушением. Например, если копирование было произведено для «добросовестного» использования данного произведения, то данные действия не являются нарушением авторских прав.

Если истцу удалось доказать суду факт нарушения его авторских прав, то он может рассчитывать на целый ряд мер гражданско-правовой защиты. Более того, в определенных случаях ответчик может подвергнуться уголовному преследованию.

Меры гражданско-правовой защиты можно разделить на две основные категории: запреты и возмещение убытков. Закон об авторском праве разрешает судам предоставлять «…временный и окончательный запрет на таких условиях, которые он считает разумным, чтобы предотвратить или ограничить нарушение авторских прав» (ст. 502 раздел 17 Сборника законов США).

Запрет, как временный, так и постоянный, направленны на то, чтобы предотвратить или ограничить нарушение авторских прав. Тем не менее, в случае если нарушителем является правительство США, запрет не действует и владелец авторских прав может рассчитывать только на возмещение убытков.

В дополнение к запрету, в любое время в течение судебного процесса, суд может вынести постановление об изъятии контрафактной продукции на условиях, которые суд сочтет разумными в данной ситуации. Кроме незаконных копий, изъятию могут также подвергаться материалы и оборудование, используемые для получения таких копий. В рамках окончательного решения суд может вынести постановление об уничтожении всех изъятых материальных ценностей.

Кроме вынесения запрета, владелец авторских прав может требовать денежной компенсации понесенных убытков. Существуют два вида возмещения убытков: возмещение реального ущерба и возмещение по закону, которые являются взаимоисключающими санкциями. В ходе судебного процесса, в качестве альтернативы владелец авторских прав может обратиться в суд за обоими видами возмещения. Однако, к моменту завершения рассмотрения дела судом, он должен выбрать вид возмещения, который будет присужден.

В рамках возмещения ущерба, владелец авторских прав имеет право на возмещение фактических убытков, понесенных в результате нарушения, а также на любую связанную с нарушением прибыль нарушителя, не включенную в расчет фактических убытков. Для определения реального ущерба истец, обычно с помощью показаний эксперта, должен доказать суду, каким образом дополнительная прибыль, с учетом имеющейся у него структуры расходов, могла быть получена при условии отсутствия нарушения, например за счет увеличения объемов продаж, или установления более высокой цены. При определении прибыли нарушителя, владельцем авторских прав необходимо представить только доказательства валового дохода нарушителя.

Возмещение убытков по закону доступно в качестве альтернативы возмещению фактических убытков и прибыли, например, в ситуации, когда наличие и размер фактических убытков истца и прибыли ответчика слишком трудно доказать. Тем не менее, возможность возмещения по закону доступна не всегда. Владелец авторских прав не имеет права требовать возмещения по закону, если:

  • произведение не было опубликовано и нарушение началось до даты вступления в силу его регистрации;
  • произведение опубликовано, но нарушение началось после первой публикации и до даты вступления в силу его регистрации, если регистрация производится в течение трех месяцев после первой публикации.

Размер возмещения по закону может составлять от нескольких сотен долларов до сотен тысяч, в зависимости от вида нарушения. В общем виде размер возмещения составляет от $750 до $150 000 за произведение. Размер может быть снижен до $200, если суд сочтет, что нарушение было «невинным», например, когда нарушитель был уверен, что использует произведение добросовестно. Также размер может быть значительно увеличен до $ 300 000, если суд признает, что нарушение было «умышленным».