Каноническое право

Курсовая работа

Отдельный декрет является типичным инструментом церковного управления, регулирующим конкретные случаи. В самом деле, даже когда закон предписывает издание декрета, он всегда исходит из свободной инициативы компетентной власти, хотя бы только в отношении принципа законности. В отличие от рескрипта, декрет по самой своей природе не предполагает никакого запроса, дается физическому или юридическому лицу и содержит в себе решение или указание необходимых мер, исходящее от компетентной власти. Как таковой, отдельный декрет совершенно абстрагирован от желания заинтересованных лиц.

Особый тип декрета — отдельное предписание. Оно представляет собой содержащий решение декрет императивного характера. Посредством такого декрета компетентная власть непосредственным и законным образом предписывает одному или нескольким определенным лицам что-либо сделать или не делать. Эта специфическая цель ясно показывает, что отдельное предписание не только не требует никакого прошения или запроса, но по своей природе обращено к пассивным субъектам вопреки их воле.

Рескрипт, привилегия и диспенсация

От имперского римского права церковная власть унаследовала практику издания рескриптов или письменных ответов на запросы или прошения, в которых верующие (а также некрещеные, которым это не было официально запрещено, добивались определен ной милости, привилегии или диспенсации. Таким образом, рескрипт по своей природе есть административный акт, зависящий от просьбы кого-либо и, как таковой, имеющий характер письменного ответа. Этот ответ может быть дан просителю непосредственно (пожалованная форма) или через исполнителей. Именно посредством рескрипта обыкновенно предоставляются привилегии или диспенсации. Привилегия по своей природе есть типичное исключение из общей нормы, которое может быть сделано в пользу определенных физических или юридических лиц только церковным законодателем или тем, кому законодатель предоставит такие полномочия . В отличие от диспенсации, просто освобождающей от данного в каноническом законе обязательства, привилегия представляет собой особое позитивное право, которое законодатель предоставляет лицам, вещам или местностям. Как таковая, привилегия есть норма, модифицирующая общее право или выходящая за пределы того, что обычно предусматривается канонической нормой. По своей природе привилегия постоянна ; во всяком случае, обычно ее действие не отменяется отказом, не ослабляется вследствие уменьшения прав предоставляющей стороны или вследствие неупотребления).

12 стр., 5716 слов

Понятие и правовая природа брака

... исследования - правовое регулирование понятия и признаков брака по законодательству России. Целью исследования является анализ правовых аспектов понятия и регистрации брака как института семейного права, выявление его ... или внебрачным. Так, отдельные правопорядки предоставляют правовую охрану и неоформленному союзу мужчины и женщины (фактическому сожительству - конкубинату). Поскольку брак - это ...

Диспенсация — это административный отменяющий применение закона к данному лицу. В отличие от привилегии, диспенсация исполняет чисто негативную функцию, освобождая в конкретном случае от следования закону, однако не заменяя его другой нормой. По своему характеру диспенсация не является постоянной и подразделяется на выраженную, молчаливую, частичную .Объектом диспенсации не могут быть ни божественные законы, ни законы естественного права. Для диспенсации же чисто церковных законов требуется веская причина, соразмерная важности закона или серьезности конкретного случая, о котором идет речь. Вследствие этого действие диспенсации прекращается вместе с полным и несомненным исчезновением причины .1

Существуют и иные технико-правовые инструменты в каноническом праве: статуты и распоряжения, юридические действия, власть управления ит.д. Однако, на мой взгляд, основные, то есть наиболее важные инструменты, оказавшие влияние на формирование церковного права как такового, были рассмотрены в настоящей главе выше.

ГЛАВА II.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАНОНИЧЕСКОГО И СВЕТСКОГО ПРАВА

Общая характеристика светского и канонического права.

С возникновением Церкви появилась особая ветвь права — каноническое право. Светское и каноническое право изначально строились на различных принципах. В первые века христианской эры, когда начали вырабатываться церковные правила римское право уже насчитывало несколько столетий интенсивного развития от архаичных, патриархальных форм до сложных правовых установлений и институтов, регулирующих комплекс социальных отношений развитого рабовладельческого общества. В основу римского права под влиянием классической греческой философии была положена идея «естественного права» и принципы «справедливости» и «человечности». Мотивы и представления, выходящие за пределы повседневной деятельности, в светском праве отсутствовали. Однако сложность регулируемых светским правом товарно-денежных, имущественных, семейных и других отношений требовала четкости терминов, системности и в то же время гибкости правовых норм. Вековая аналитическая работа римских юристов, вооруженных категориальным аппаратом античной философии, придала светскому праву системность и логическую стройность. Каноническое право, наоборот, изначально было призвано регулировать преимущественно духовные вопросы, имеющие прямое отношение к спасению души и вечной жизни .Оно не могло опираться на принципы формальной логики, как классическое римское право, поскольку во многом основывалось на понятиях, не поддающихся рациональному определению.

При всем при этом обе системы непрерывно взаимодействовали между собой и оказывали друг на друга определенное влияние. Взаимодействие канонического и светского права не ограничивалось влиянием первого на

второе. Светское право в свою очередь также сыграло определенную роль в формировании церковных институтов.

5 стр., 2009 слов

Каноны и каноническое право Православной церкви

... правонарушения, вероучительные споры, вопросы управления имуществом Церкви, контакты с государством и органами светской власти и многое другое. Можно сказать, что каноническое право — это практика церковной жизни, ... если это и происходит, то вызывает неизменное порицание большинства. Читать реферат по основам права: «Каноническое право» Страница 1 (Назад) Функция «чтения» служит для ознакомления с ...

Каноническое право, как западное, так и восточное, является правом в собственном смысле этого слова постольку, поскольку его нормы изданы или утверждены государственной властью. До разделения христианской церкви постановления вселенских соборов официально утверждались римскими императорами, приобретая в силу этого характер правовых актов. Помимо этого императоры издавали «церковные законы, которые вошли в каноническое право. Эти законы вторгались в любые внутрицерковные дела, не исключая догматов веры. Важным источником канонического католического права являются также капитулярии франкских королей- постановления, принятые собраниями духовных и светских баронов и получившие королевское утверждение. 1

Вместе с тем, по мнению Э. Аннерса, римское право не имело в средние века такого глубокого влияния на правопорядок и общественную жизнь европейских стран, как каноническое право. Последние стало сильным орудием укрепление и развитие церковной власти и перестройки социальной культуры общества в нужном церкви направлении. Прежде всего каноническое право, которое в своей основе было правом управления, привело к тому, что церковная собственность стала несравненно лучше администрированной и в связи с этим более экономически полезной, чем соответствующие ресурсы мирских власть имущих. Кроме того, церковь получила большое богатства благодаря добровольным пожертвованиям путём развития институтов завещания и дарения в соответствии со своими возможностями оказывать религиозное давление.2 Таким образом каноническое право в некоторой степени было определяющим для светского.

Сложно сказать, какая из систем в большей степени повлияла на другую, однако мы разбираем воздействие права церкви на светскую систему права, для этого, я считаю, следует изучить влияние канонического права на отдельные области и институты права государств Европы.

Воздействия канонического права на отдельные институты светского права.

1.Церковь и налоги

Католическая церковь была крупнейшим феодальным собственником. Она имела большие земельные угодья ещё во времена Римской империи, которые в эпоху феодализма приняли в течение немногих столетий колоссальные размеры. В своих земельных владениях духовенство обладало судебными, административными и финансовыми функциями. Юридическим выражением этих функций был институт иммунитета, сущность которого в том, что крупные землевладельцы, светские и духовные, получившие иммунитетную грамоту от короля, осуществляли на своей территории всю полноту судебной, административной власти, взимали сборы и налоги, которые шли в пользу короля.1

Таким образом, средневековое крестьянство находилось не только в духовной, но и феодальной зависимости от церкви и духовенства. К тому же правовые нормы придали силу закона канонам, предусматривавшим уплату десятину- налога в пользу церкви из урожая и с других видов налога. Обязательность церковной десятины была установлена рядом королевских актов. Одним из них являлось «Постановление Лондонского собора 1175 года о десятинах.»2 Оно заключалось в следующем: «Все десятины земли как от злаков так и от плодов принадлежат Господу и ему посвящаются. Но поелику находятся довольно многие, которые не желают платить десятин, постановляем, чтобы их увещевали согласно предписаниям господина папы, однажды, дважды и трижды уплачивать десятины с зерна, с вина, с плодов древесных, от приплода животных, от ягнят, от сыра, от льна и прочего, что производится ежегодно. Если они не исправятся после увещания, пусть знают, что подвергнутся анафеме.»

2 стр., 871 слов

Церковь и право . Церковь и право от средних веков до наших дней

... это гражданское право, уголовное, семейное, торговое и другие. Однако, со временем власть стремилась к большей автономии от церкви и это приводило к конфликтам между церковью и монархами. В ... Церковные догматы придавали правовым нормам силу закона. Гражданские и семейные отношения регулировались нормами канонического (церковного) права. Широкое распространение имел так называемый Божий суд, или ...

Так же уплату десятины в пользу церкви устанавливало и Постановление IV Латеранского собора «О первоочередной уплате десятины 1215 года»3, которое имело следующее содержание: « С чрезмерной жадностью пытаются некоторые обманывать церковь относительно десятин, взимая чинши и налоги с плодов и початков, которые иногда остаются не обложенными десятинами…Желая противодействовать потерям церквей и опасностям для душ, мы постановляем, чтобы в знак прерогативы всеобщего владычества церкви взиманию налогов и чиншей предшествовала уплата десятин; или, по крайней мере, те, кому поступили чинши и налоги, с которых не взысканы десятины…должны быть принуждены…к отчислению десятины церквам, которым одни причитаются по праву.»

2.Церковь и институт брачно-семейных отношений.

Брак в каноническом праве понимался и как соглашение между супругами и как главное таинство священного содержания. То, что брак считался договором, предопределяло взаимные права и обязанности супругов. То, что он был таинством, предполагало невозможность его отмены; а в результате брачного сожительства создавался особого рода кровно — родственный союз супругов, и разорвать его было не во власти людей. Только к XII в. утвердилась политика церкви в отношении брака и семьи — ей была придана обязывающая сила.

Для заключения канонического брака важнейшим моментом считалось выражение взаимного согласия на брачный союз. Совершали брак сами брачующиеся (ими могли быть мужчины с 16 лет, женщины — с 14 лет).

Все остальные рассматривались только как ассистенты — их могло и не быть. До XVI в. присутствие священника на брачной церемонии не было обязательным, его мог заменять и мирянин. Бракосочетание могло быть и тайным. Возможность заключения брака без священника и только при свидетелях сохранилась в исключительных случаях и в дальнейшем. Из этого главного принципа — взаимное согласие порождает брак — вытекали все остальные существенные элементы брачного права. Поэтому в особенности детально были урегулированы юридические аспекты проявления согласия. Вступать в брак могли все, кому это не было воспрещено

Основополагающим вкладом в церковную политику силы, многосторонне представленную в каноническом праве, является борьба церкви за такую социальную структуру общества, в которой бы семья, а не род стала первичной социальной группой и поэтому, регулирование брачно-семейных отношений было совершенно особой по значимости областью канонического права. Это было абсолютно необходимо, если церковь хотела иметь возможность создавать Царство Божие на земле, в котором бы все люди считали себя братьями и сестрами под властью Отца Небесного. В родовом обществе для такого отношения к ближним не было социально-психологической основы. В качестве первого звена в этой политике пришлось ввести правила целибата (обязательное безбрачие) для духовенства. Это выводило духовенство из сферы общих родовых и в целом мирских интересов и превращало его в послушный и находящийся под железным правовым контролем инструмент в высочайшей руке церковного руководства. К тому же церковь жестко карала какие-либо иные отношение вне брака. Для этого, собственно, и была создана система нарушений нравственности, которая в дальнейшем определила представления о нравственности и модель поведения людей.

13 стр., 6155 слов

Развитие советского гражданского права в 1917-1945 гг

... советского права в качестве единой отрасли права, регулирующей имущественные и неимущественные отношения на началах юридического равенства участников этих отношений, что было закреплено в Основах гражданского законодательства ... XIX в., но встретила жесткое сопротивление прежде всего, конечно, со стороны церкви. Гражданский брак был допущен лишь в виде исключения, например для староверов, которых ...

3.Церковь и гражданское судопроизводство

Вмешательство церкви в светское правосудие привело к тому, что дела

о ростовщичестве, соглашениях, скрепленных клятвой, и ренте (а рента была запрещена каноническим правом) и т.д. слушались церковным судом, даже если стороны или привлеченные к ответственности лица не принадлежали суду. Причем это вмешательство объяснялось морально-теологическими принципами.

Четкий, регламентированный до мелочей порядок инстанций и высокоразвитая процессуальная техника в каноническом процессе обеспечивали населению большую правовую защищенность, чем светские суды. К тому же канонические процессии были дешевле, так как судебные издержки покрывала, проигравшая сторона.

4.Церковь и долговое и торговое право.

На долговое право и на торговое право церковь влияла, прежде всего, через своё учение о справедливой цене. В его основе стояло неучастие церкви в процессе развития рыночных отношений в средние века. Ищущий мирского богатства подвергал душу опасности. Церковная собственность в городах вообще не включалась в торговую жизнь, и буржуазия часто жаловалась на то, что “мёртвая рука церкви” парализовала торговлю . Церковь пыталась идеологическими средствами склонить торговую жизнь к справедливому соглашению через запрет прибыли, основанный на Библейской заповеди, и требование о равенстве сторон соглашения. Каноническое право, таким образом, принимало основанное на принципе эквивалентности естественного права учение о законе и правосудии, которое уходило корнями в египетское право и играло большую роль в античной торговой жизни и договорных отношениях, а в римском праве привело к образованию судов чести.1

5. Церковь и уголовный процесс.

В области уголовного права знаменитый папа Иннокентий III ввел на IV Латеранском соборе инквизицию основным принципом процессуальной техники. Это означало, что суд по обязанности с помощью предъявленных доказательств должен был устанавливать истину. То есть, по сути, на смену обвинительному процессу, пришел розыскной. И получается, что появлению данного производства светские суды обязаны церкви. Эту точку зрения подтверждает автор классического труда по истории и теории французского уголовного процесса Ф. Эли. Он в первом томе своего курса говорит очень определенно: «Расследование, по нашему мнению, берет начало в каноническом праве. Мы видели как эта форма процесса развивается впервые в декреталиях Иннокентия III и тотчас же завоевывает суды церкви. Сперва примененная к дисциплинарному производству о церковнослужителях, она затем занимает место среди судебных форм, которыми руководствовались официалы.»1

Однако в 1882 году вышел труд А. Эсмена, основной темой которого являлась именно история розыскного процесса во Франции. В своей работе он опирался на уже существовавшие труды Дове и Бруннера, в которых говорилось о том, что, во-первых, в эпоху каролингской монархии уже существовала форма розыска по гражданским и уголовным делам, отрицавшаяся в более старой литературе, во-вторых, церковь заимствовала эту форму из светского права, как ранее она заимствовала очистительную присягу с соприсяжниками и ордалии водой и железом в отношении обвиняемых молвой, в-третьих, инквизиционное производство в светских судах не исчезло с распадением империи, а перешагнув эпоху, не оставившую письменных источников, вновь появилось на землях старой Франкской монархии- во фландрских, французских, нормандских и немецких правовых источниках.

3 стр., 1366 слов

Реферат канонічне право

... у практичній діяльності. СТАНОВЛЕННЯ КАНОНІЧНОГО ПРАВА: формування церковної організації, поняття і джерела канонічного права Канонічне право виникло спочатку як право християнської церкви в цілому . Християнство ... християнських правил для середньовічного релігійного суспільства канонічне право зобов'язувало своїми вимогами не тільки священнослужителів і людей церкви, а й усіх віруючих, включаючи ...