Международно-правовая охрана авторских прав

Сфера интеллектуальной собственности — это целый комплекс прав и отношений, из которого нельзя вычленить какую-либо часть без ущерба для остальных. Так, авторское право неразрывно связано с правом на товарные знаки, патентное право очень часто соприкасается с авторским правом и т.д., но не только в узкой сфере интеллектуальной собственности. Являясь неотъемлемой частью гражданского права, авторское право постоянно взаимодействует с другими отраслями права и, учитывая происходящие в мире процессы глобализации, развития информационных технологий, наукоемкой промышленности, широкого взаимодействия культур, все более становится необходимым для осуществления коммуникаций и сотрудничества между государствами и людьми. Именно поэтому международные соглашения, направленные на урегулирование международных отношений в области авторского права, также необходимо рассматривать комплексно, в соответствии с национальными правовыми нормами.

Основная цель настоящей работы базируется на том, что авторские права являются одним из важнейших составляющих интеллектуальной собственности, распространяясь на научные, литературные, драматические, музыкальные, хореографические, фотографические, аудиовизуальные произведения, произведения архитектуры, изобразительного и прикладного искусства, компьютерные программы, банки данных и другие результаты человеческого творчества. Именно творчество является одной из главных движущих сил устойчивого развития общества.

Так основные задачи международной охраны авторских прав можно рассматривать, во-первых, в правовой охране прав авторов произведений других стран, и, во-вторых, в обеспечении населения всех стран возможностью свободно пользоваться иностранными литературными произведениями, учебными пособиями, посещать иностранные университеты и т.п. Недостаточное внимание к охране прав создателей интеллектуального продукта ведет к значительным убыткам как материального, так и морального и политического свойства. По данным Международного альянса интеллектуальной собственности, общие убытки от незаконного использования произведений (так называемого, пиратства) в 1998 году составил более 12 млрд. долларов США. Если учесть, что авторские общества, входящие во всемирную конфедерацию CISAC, ежегодно собирают и выплачивают автором лишь порядка 25 млрд. долларов, то становится понятно, сколь велико соотношение потерь от пиратства и реальных доходов.

10 стр., 4576 слов

Рынок интеллектуальных услуг в России: проблемы и перспективы

... рынка интеллектуальных услуг является целесообразным рассмотреть уровень не только макроинститутов, но и иных (мезоинститутов, микроинститутов). Обусловлено это и тем, что новые знания появляются, изменяются и становятся интеллектуальной собственностью на ...

При этом, отсутствие экстерриториальности в действии авторского права и то, что международная охрана таких прав возможна лишь на основе международных соглашений — двусторонних и универсальных, — и обусловило «строительство» системы международных договоров в области авторского права, административные функции в отношении подавляющего большинства которых выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности.

Объектом исследования в настоящей работе выбраны общественные отношения, возникающие в связи с созданием, использованием и охраной порождений разума и сердца, причем далеко не всегда облеченных в форму материального объекта, осложненные при этом иностранным элементом.

Глава 1. История развития международной системы охраны авторских прав

Идея охраны авторского права начала появляться с изобретением печатания, благодаря которому стало возможным размножать литературные произведения с помощью механических процессов вместо переписывания от руки. Это привело к появлению новой профессии — печатников и книгопродавцев. Эти предприниматели инвестировали значительные средства в приобретение бумаги, и покупку или изготовление печатных машин, а также в наем рабочей силы, что предусматривало авансирование средств, которые в течение определенного времени могли быть возмещены разумными поступлениями. В этой ситуации без каких-либо форм охраны от конкуренции путем продаж незаконных копий инвестирование в печатание и продажу книг было опасным и рискованным предприятием, многие разорялись.

Усиливался нажим в пользу обеспечения какой-то формы охраны. И она появилась в форме привилегий, предоставляемых различными государственными властями в Англии, Франции, Германии и других странах. Привилегии давали бенефициарам исключительные права на воспроизведение и распространение на ограниченное время с предоставлением средств защиты для осуществления права путем штрафов, арестов, конфискаций поддельных копий и, возможно, взыскания убытков. Создавшаяся в результате этого ситуация обладала многими из основных черт системы авторского права, известной и сегодня.

К концу XVII столетия система привилегий, т.е. предоставление монопольных прав королевской властью, все более и более подвергалась критике, и все громче звучали голоса авторов, утверждавших свои права. Это привело к появлению в Англии Статута Королевы Анны 1709 года, который стал первым нормативным текстом, признающим за автором его право (copyright) в качестве индивидуального права, рассматриваемого как право собственности. Статут обеспечивал за авторами исключительное право на напечатание и опубликование книг в течение 14 лет со дня первой публикации, которое могло быть передано за вознаграждение книгопродавцу, ставил условие о регистрации и депонировании. Естественно, появление Статута неразрывно связано с развитием отношений, основанных на тиражировании произведений авторов посредством книгопечатания. Регулирование отношений авторов произведений и книгоиздателей по этому Статуту длилось долгое время вплоть до принятия Закона об авторском праве Англии в 1911 году. В 1735 году по инициативе английского художника Хогарта, рисунки которого неоднократно подделывались, и который возглавил борьбу с целью узаконить охрану интересов «граверов, рисовальщиков и живописцев», был принят Закон о граверах.

11 стр., 5195 слов

Защита интеллектуальных прав (2)

... эффективность имеет гражданско-правовая защита авторских прав, основные моменты которой были рассмотрены в данном пункте. 2.2. Проблемы защиты интеллектуальной собственности Интеллектуальный продукт, создаваемый ... договоры Российской Федерации в области интеллектуальной собственности представлены следующими международными конвенциями: Всемирная Конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 ...

Во Франции систему привилегий в результате изменений, вызванных революцией, постепенно заменило понятие литературной собственности. В результате отмены всех привилегий в 1789 году привилегий лишились также авторы и издатели. Когда положение стабилизировалось, стало ясно, что пора признать и узаконить права авторов, как естественные права, вытекающие из самой природы творческой деятельности и не зависящие от произвольных толкований официальных властей. В 1791 и 1793 гг. Конституционная ассамблея приняла два декрета, положившие основу системы авторского права во Франции. «Наиболее священная, самая личная собственность из всех видов собственности», — такими были ставшие знаменитыми слова, которыми Ле Шапелье охарактеризовал авторское право в докладе, предшествующем принятию декрета от 13 и 19 января 1791 года, в соответствии с которым Учредительное собрание Французской революции объявило священными право автора на публичное представление своих произведений.

Благодаря влиянию упомянутых декретов, а также доктрины, в соответствии с которой авторское право должно рассматриваться в качестве права собственности, авторское право получило широкое признание в законодательстве многих стран, принятом в XIX веке, а также в большом числе законов, принятых в XX веке, характеризовавших его как «литературная и художественная собственность» и «интеллектуальная собственность».

Дальнейшим развитием было появление в Германии философских концепций, выработанных такими философами, как Кант, которые видели в авторском праве или праве автора не просто форму собственности, обеспечивающую автору или владельцу права имущественные выгоды. Они рассматривали литературную и иную творческую деятельность автора как продолжение или отражение личности автора, в отношении которой он имел право в силу естественной справедливости. Эта концепция оказала большое влияние на развитие авторского права в континентальной Европе и, в частности, привела к развитию личных неимущественных прав.

В США первые законы штатов об авторском праве появились еще до французской и американской революций. Они охраняли «самый священный вид собственности», предвосхищая тем самым определение Ле Шапелье. Конституция Соединенных Штатов предоставила Конгрессу право «поощрять развитие наук и ремесел, обеспечивая на определенный срок авторам и изобретателям право на их произведения и открытия», а в развитие был принят федеральный закон 1790 года об охране книг, карт и схем, причем два последних объекта являлись некоторым юридическим отступлением от понятия «произведения», установленного в Конституции. Более позднее законодательство распространило охрану на спектакли, фотографии, тексты песен и другие формы творчества.

Таким образом, исторически сложилось существо концептуальных различий между системами общего права и гражданского права, заключающееся в следующем: страны общего права рассматривают авторское право фактически как форму собственности, которая может быть создана физическим или юридическим лицом и которая, будучи созданной, может использоваться коммерческим способом так же, как любая иная форма собственности. При этом составляющие его правомочия направлены исключительно на пользование имущественным потенциалом этой собственности. Д.Липцик. Авторское право и смежные права. Научно-издательский центр «Ладомир». Издательство ЮНЕСКО. 1997 В странах континентального права, в том числе и в России право автора также рассматривается в качестве имеющего черты «собственности» и в той же степени, что и в системе общего права, указывается на необходимость охранять имущественное содержание этого права. Однако — и в этом заключается различие — также имеется дополнительное измерение права автора, т.е. интеллектуальная или философская концепция того, что произведение автора является выражением его личности, которое в силу естественной справедливости требует охраны в той же степени, что и имущественный потенциал.

12 стр., 5518 слов

Контрольная работа: Субъекты авторского права. Объекты авторского ...

... содержания без причинения ущерба охране входящих в них произведений. Не являются объектами авторского права: 1). Официальные документы (тексты законов и других правовых актов, решения судов и ... усыновителей и попечителя осуществлять права автора на произведения науки, литературы или искусства…могут несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет. Таким образом, авторская дееспособность наступает с ...

Однако национальные системы охраны авторского права не давали возможности получения охраны в других странах. По мере развития международных отношений и культурного обмена становилось все более очевидной необходимость создания системы международной охраны авторских прав.

Международный период охраны авторских прав начался с подписания Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в 1886 году. Последующие пересмотры Бернской конвенции и новые международные соглашения продолжили совершенствовать систему охраны авторского права в свете постоянного технологического прогресса, затрагивающего авторские и смежные права, утверждая тем самым, что любое национальное законодательство в области авторских прав основывается как на нормах национального авторского права, так и на общепризнанных нормах международного права. Федосеева Г.Ю. Международное частное право. Учебник. — М.: Эксмо, 2005.

1.1 Бернский союз

Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» 1886 года.

Работа по созданию правового инструмента по охране авторского права была начата в Брюсселе в 1858 году на состоявшемся там конгрессе авторов произведений литературы и искусства. Затем последовали конгрессы в Антверпене (1861 и 1877 гг.) и Париже (1878 г.), с 1883года работа была продолжена в Берне, где в 1886 году после трёх дипломатических конференций было выработано международное соглашение получившее название Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Это соглашение было подписано десятью государствами: Бельгией, Великобританией, Испанией, Италией, Либерией, Гаити, Тунисом, Францией и Швейцарией. В сентябре 1887 года делегаты этих стран (за исключением Либерии) обменялись ратификационными грамотами, и в соответствии со статьёй 20 конвенция вошла в силу спустя три месяца, то есть 5 декабря 1887 года. Бернская конвенция 1886 года содержит наравне с так называемыми основными, то есть материально- правовыми, и административные правила. Все её основные положения подлежали обязательному включению в национальные законодательства стран-участниц в тех случаях, когда национальные законодательства обеспечивали менее благоприятный режим для обладателей авторских прав. Федосеева Г.Ю. Международное частное право. Учебник. — М.: Эксмо, 2005. В этом проявилось стремление создателей конвенции к унификации основных положений авторского права. см. Д.Липцик. Авторское право и смежные права. Научно-издательский центр «Ладомир». Издательство ЮНЕСКО. 1997

4 стр., 1978 слов

Международная охрана авторских прав и смежных прав

... авторским правом) и существо творческой деятельности (охраняется изобретательским правом). Соответственно действуют две системы охраны: фактологическая (авторское право возникает в силу самого факта создания произведения, «произведение ... в Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967 г. Однако конкретные способы регулирования и защиты авторских прав и права ...

Одним из наиболее существенных правил, выработанных в Берне в 1886 году, было предоставление владельце авторского права возможность не выполнять формальности в странах, где ищется защита, при условии, что он выполнил таковые у себя в стране.

На конференции 1886 года было объявлено о создании Бернского союза из стран-участниц и избрано международное бюро этого союза. Также были предусмотрены правила присоединения новых государств к конвенции, порядок её изменения и т.п. Одновременно были приняты дополнительная статья и окончательный протокол. Дополнительная статья сохранила в силе все двусторонние договоры, которые устанавливали более высокий уровень охраны авторских прав. В протоколе же содержались пояснения некоторых положений конвенции.

Парижская конференция 1896 года.

15 апреля 1896 года в Париже состоялась первая конференция по изменению конвенции 1886 года. К тому времени к конвенции присоединились четыре страны: Люксембург (1888), Монако (1889), Черногория (1893) и Норвегия (1896).На конференции присутствовали кроме государств членов наблюдатели от 14 стран: Аргентины, Болгарии, Боливии, Бразилии, Дании, Гватемалы, Греции, Колумбии, Мексики, Перу, Португалии, Румынии, США и Швеции.

К числу нововведений 1896 года прежде всего следует отнести включение в конвенцию понятия публикации и определение его как «выпуск копий». Таким образом представление и исполнение драматических, драматическо-музыкальных и музыкальных произведений, выставки произведений искусства к публикации не относились. К числу важнейших изменений следует отнести также и уточнение к статье 3, в соответствии с которым охрана предоставлялась произведению, впервые опубликованному в стране-участнице конвенции, даже в том случае, когда автор являлся гражданином страны, не входящей в Бернский союз. Таким образом, территориальный принцип конвенции оставался неизменным, однако акцент был перенесён с издателя на автора произведения.

Берлинская конференция 1908 года.

Следующим этапом развития Бернской конвенции была Берлинская конференция 1908 года. К этому времени к конвенции присоединились ещё четыре государства: Япония (1899), Швеция (1901), Дания (1903) и Либерия (1908).

Кроме государств- членов на конференцию прислали своих делегатов ещё 19 стран (в том числе и Россия).

Результатом работы конференции явился почти полный пересмотр всех основных положений предыдущих конференций.

Новая редакция содержала 30 статей, и основные её новеллы относились к четырём проблемам:

1) Текст конвенции 1886 года ставит охрану авторского права в зависимость от условий и выполнения формальностей, предусмотренных в стране первой публикации. На Берлинской конференции было решено отказаться от всех формальностей, даже в том случае, если в стране первой публикации они существуют.

2) Берлинский текст конвенции боле полно определил и расширил круг объектов охраны, включив в него произведение хореографии и пантомимы, кинематографии, фотографии и архитектуры. Более того, новый текст признал права композиторов на разрешение адаптировать их произведения для исполнения аппаратами механического воспроизведения и публичное исполнение этими инструментами. Это правило содержало оговорку, что законодательства стран участниц могут устанавливать специальные условия его применения. Федосеева Г.Ю. Международное частное право. Учебник. — М.: Эксмо, 2005.

7 стр., 3157 слов

Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года

... будущих государств-членов. Всемирная конвенция об авторском праве была принята на состоявшейся в Женеве в сентябре 1952 года межправительственной конференции с участием представителей 50 стран. Конвенция вступила в силу в сентябре 1955 года. Женевская конвенция об авторском праве открывается ...

3) Правила регламентирующие право перевода были расширены. Берлинская конференция признала их действительность на протяжении всего срока действий авторского права без всяких ограничений. Правила конвенции 1896 года отменялись, за исключением тех случаев, когда какая-либо страна выскажет пожелание сохранить их.

4) 4) Конференция 1908 года установила срок охраны авторского права в 50 лет, исчисляемых со дня смерти автора. Однако это правило не носило обязательный характер, так как допускались различия в сроках охраны авторских прав, определяемые законом страны, где ищется защита, с условием, что срок охраны не должен превышать тот, который установлен в стране происхождения произведения.

5) Конвенция определила более чётко понятие литературного и художественного произведений и закрепила положение о том, что они должны охраняться во всех странах-участницах с обязательным отражением этого в национальных законодательствах, если таковое не было сделано раньше. И, наконец, в конвенции 1908 года были признаны права автора на воспроизведение, публикацию и представление его работ в кинематографе.

Бернский дополнительный протокол 1914 года.

К этому времени ещё два новых государства присоединились к конвенции: Португалия (1911) и Нидерланды (1912).

Дополнительный протокол 1914 года текст которого был предложен Великобританией, имел своей целью некоторое ограничение режима, установленного конвенцией. Здесь была создана так называемая «Клаузула о репрессалии», нашедшая место в последующих текстах конвенции. Клаузула устанавливала возможность для стран участников ограничивать охрану прав авторов, не являющихся и не проживающих на её территории, при условии, что государства гражданами которых эти авторы выступают, не состоят в Бернском союзе и не предоставляют достаточной охраны авторам стран-участниц конвенции.

Это положение на практике было применено лишь однажды, во время второй мировой войны, когда Великобритания применяла его в отношении граждан тех стран, с которыми она находилась в состоянии войны.

Римская конференция 1928 года.

За период с 1914 по 1928 год к конвенции присоединились следующие государства: Австрия, Болгария, Бразилия, Венгрия, Греция, Ливан, Марокко, Польша, Румыния, Сирия, Чехословакия, Эстония, а также получившие независимость доминионы Великобритании: Австралия, Ирландия, Новая Зеландия и Южно-Африканская Республика.

Римская конференция проходила в период бурного развития средств массовой информации и коммуникаций, характерных для начала двадцатого века. Это в частности нашло отражение в признании охраны прав авторов при трансляции по радио их произведений (ст.11 bis), расширении объектов охраны, признания так называемых личных прав автора и т.п.. Уровень охраны авторского права по конвенции заключённой в Риме, был повышен в связи с включением устных литературных произведений (лекций, речей, проповедей и т.п.) в круг произведений, охраняемых по ст.2. Правда в дополнительной статье (2 bis) государствам предоставлялись права исключать полностью или частично из объектов охраны политические доклады и речи, произнесённые во время законодательных или общественных собраний или в судах, а также определять условия, при которых лекции, проповеди и речи могут быть использованы в прессе. История Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (электронный ресурс) http://ru.wikipedia.org/wiki/

34 стр., 16779 слов

Авторское право рк

... гражданского права. Например, авторское право охраняет прежде всем форму произведения, в то время как изобретательское право - его содержание. Для признания творческого произведения объектом авторского права достаточно ... организацию интеллектуальной собственности, от 14 июля 1967 г. Согласно этим Конвенциям, объектами "промышленной собственности" признаются, в частности, патенты на изобретения, ...

К числу наиболее важных новелл Римского текста Бернской конвенции следует отнести признания так называемых личных прав автора, которые сохраняются за ним и при отчуждении имущественных прав(издание, публикация, постановка и т.п.)

Следует заметить, что признание личных прав Бернской конвенцией было воспринято без энтузиазма представителями кинематографической промышленности, а впоследствии и телевиденья, особенно в США. Это было связано с тем, что эти индустрии в основном используют самостоятельные произведения для создания кино- и телефильмов и, таким образом заинтересованы в возможности более свободно изменить чьё-либо произведение, приспосабливая его к своим нуждам.

Брюссельская конференция 1948 года.

После второй мировой войны в Европе возобновились работы в области международного авторского права. Бернская конвенция вновь существенным изменениям в Брюсселе в 1948 году. Основной целью конференции было стремление добиться более полной унификации правил конвенции и национальных законодательств, а также учесть новые условия научного и технического развития. Унификация правил применения конвенции была достигнута путём усиления принципа её главенства над национальными законодательствами. История Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (электронный ресурс)http://ru.wikipedia.org/wiki/

Стокгольмская конференция 1967 года.

В числе конференций, изменявших и дополнявших Бернскую конвенцию, Стокгольмская конференция 1967 года занимает особое место.

К тому времени на международной арене появилось большое количество развивающихся стран с их специфическими нуждами и проблемами, требовавшими неотложного решения. Они стремились понизить в Бернской конвенции уровень охраны авторских прав, для того чтобы получить более свободный доступ к необходимым им произведениям науки и культуры. Добившись высокого уровня охраны авторских прав в Брюсселе, их владельцы в развитых капиталистических странах, боялись этой тенденции и всячески противились ей. Более того, они были готовы на сужение границ Бернского союза при сохранении прежнего уровня охраны авторского права, так как иное грозило им явным экономическим проигрышем.

Результатом сложной борьбы сложной борьбы на конференции между двумя основными тенденциями в международном авторском праве явился протокол, отразивший в определённой мере насущные проблемы развивающихся стран и предоставивший им значительные преимущества по сравнению с ранее действовавшим текстом. Более того, целый ряд его предложений представлял собой новый подход к авторскому праву, неведомый до Стокгольма.

К наиболее существенным изменениям, достигнутым во время Стокгольмской конференции следует отнести:

1) Усовершенствование критериев применения конвенции и определение понятий страны происхождения и публикации.

2) Признание права на воспроизведение.

3) Особый режим кинематографических и приравненных к ним произведений (Телефильмы)

4) Расширение личных прав автора (личные права существуют независимо от имущественных прав и даже после их отчуждения.)

14 стр., 6571 слов

По авторскому праву «Международная защита авторских прав»

... Правовые основы международной охраны авторских прав 1.1 Бернский союз Кропотливая работа по созданию правового инструмента по охране авторского права была начата в Брюсселе в 1858 году на состоявшемся там конгрессе авторов произведений ... их действительность на протяжении всего срока действий авторского права без всяких ограничений. Правила конвенции 1896 года отменялись, за исключением тех случаев, ...

5) Расширение сроков охраны авторских прав. — Конференция не пошла по пути прямого увеличения 50-летнего срока охраны Федосеева Г.Ю. Международное частное право. Учебник. — М.: Эксмо, 2005.. Но вместе с этим она одобрила специальную резолюцию, поощряющую стремления некоторых стран выработать особое соглашение о применении между ними срока продолжительности свыше установленных пятидесяти лет, исчисляемых со дня смерти автора.

6) Конвенция впервые установила охрану произведений фольклора.(ст. 15,п. 4,п\п»а»).

1.2 Межамериканские конвенции

Бернский союз, объединивший много стран, действительно превратился в достаточно мощную международную структуру защиты прав авторов, а также промышленников и торговцев, действовавших в этой сфере. Но его нельзя было назвать всемирным. Дело в том, что в мире одновременно с Бернским союзом развивался другой межгосударственный союз по охране авторских прав. Несмотря на имеющиеся различия, принципиальных разногласий между Бернской и американской системами международной охраны авторских прав, в общем, почти нет.

Основа развития межамериканской системы охраны авторского права была зало жена Конвенцией о литературной и художественной собственности, которая была заключена в Монтевидео в 1889 году.

Кроме неё были также заключены:

  • Конвенция об охране литературной и художественной собственности. (Мехико,1902)
  • Конвенция об охране патентов на изобретения, промышленных рисунков и образцов, товарных знаков, торговых марок и литературной, и художественной собственности.

(Рио-де-Жанейро, 1906)

  • Конвенция об охране литературной и художественной собственности. (Буэнос-Айрес,1910)
  • Конвенция об охране литературной и художественной собственности, пересмотренная на VI панамериканской конференции. (Гавана, 1928)
  • Межамериканская конвенция об авторском праве на литературные, научные и художественные произведения.

(Вашингтон 1946) Книга. Международные конвенции по авторскому праву — Ю.Г. Матвеев.

Главным недостатком всех этих конвенции можно назвать отсутствие США. Хотя эта страна принимала активное участие в подготовке Межамериканской конвенции об авторском праве на литературные, научные и художественные произведения, принятой в Вашингтоне в 1946 году, она так и не ратифицировала этот текст, скорее всего это было связано с нежеланием Соединённых штатов вносить изменения в свое внутреннее законодательство, которое обеспечивало выгодную государству позицию по отношению к охране авторских прав.

Государства-участники обоих союзов высказывали свою заинтересованность в объединении обеих союзов. В связи с этим ещё на Римской конференции 1928 года возник вопрос о желательности выработке единой конвенции для всех континентов. Это стремление нашло своё отражение и в решениях IX сессии Лиги Наций, в соответствии с которыми было начато изучение вопроса о возможности выработки единого соглашения о международной охране авторского права путём сравнения Бернской и американских систем. Аналогичные меры были приняты и американским союзом в 1931 году, который пригласил для этой цели исполком американского института международного права. VII международная конференция американских государств в 1933 году одобрила проект конвенции, учитывая положения обеих систем.

32 стр., 15956 слов

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

... авторского права; раскрыть понятие и сущность авторского права; описать сферу действия авторского права; раскрыть первичные субъекты авторского права; описать другие субъекты авторского права; проанализировать произведения науки, литературы и искусства, как объекты авторского права; описать производные произведения; дать характеристику составным произведениям. ... конвенции об авторском праве в ...

На XV сессии Лиги Наций в 1934 году были отмечены усилия, предпринятые для унификации обеих систем с целью либо слияния двух конвенций (Гаванской и Римской), либо создания новой, которая заменила бы уже существующие. Исполнительный орган Бернского союза, учитывая существующие разногласия между конвенциями, считал, что их слияние невозможно. Поэтому признавалась целесообразность выработки новой конвенции, содержащей положения Гаванской и Римской. Был создан проект данного соглашения, но начавшаяся вторая мировая война не дала возможности окончить создание новой конвенции.

1.3 Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве

Наряду с совершенствованием положений Бернской конвенции и модернизацией ее в 1948-1951 гг. под эгидой ЮНЕСКО была выработана новая конвенция, которая принята в Женеве в сентябре 1952 г. межправительственной конференцией с участием представителей 50 стран. Названа она была Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве и вступила в силу в сентябре 1955 г.

В настоящее время в конвенции участвуют более 80 государств. Эта конвенция не развивает и не заменяет Бернскую конвенцию, но она больше, чем Бернская, отдает предпочтение принципу национального режима, что и позволило ей объединить государства с различным авторско-правовыми системами и подходами. Согласно конвенции срок охраны авторского права охватывает период жизни автора и 25 лет после его смерти.

После присоединения в 1973 г. СССР к Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.) в гражданское законодательство СССР об авторском праве были внесены существенные изменения в отношении права автора на перевод (ранее действовал принцип свободы перевода, т.е. без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения) и срока действия авторского права (он был продлен с 15 до 25 лет после смерти автора).

Эта конвенция не имеет обратной силы, т.е. ее правила не применяются в отношении произведений или прав на произведения, охрана которых ко времени вступления в силу конвенции в договаривающемся государстве прекратилась или никогда не существовала. Книга Международные конвенции по авторскому праву — Ю.Г. Матвеев.,2013г.

Для граждан СССР это означало, что их произведения, впервые опубликованные в СССР до 27 мая 1973 г., не подлежали охране в странах — участницах конвенции, точно так же как и произведения их граждан, впервые опубликованные до 27 мая 1973 г. за пределами СССР, не пользовались охраной в СССР. Реферат: Копирайт и копилефт (электронный ресурс)http://www.roman.by/r-9525.html

Всемирная конвенция предусматривает соблюдение определенных формальностей в отношении охраняемых произведении, заключающихся в том, что все экземпляры произведения должны иметь следующие указания: знак © (первая буква С слова «copyright», заключенная в круг), имя обладателя авторских прав и год первой публикации произведения. Эти указания должны быть ясно видны (при публикации книг у нас в стране, указания обычно располагаются на обороте титульного листа).

Однако в целом Всемирная конвенция не повысила уровень охраны, предоставляемой Бернской конвенцией, но в какой-то мере позволила расширить обмен культурными ценностями и научными достижениями.

Различия принципиального характера, касающиеся сфер применения конвенций, а также требования развивающихся стран, поддержанные рядом бывших социалистических стран, привели к решению об одновременном пересмотре Бернской и Женевской конвенций. Соответствующая конференция состоялась в Париже в 1971 г.

Редакции Бернской и Всемирной конвенций 1971 г. предусматривают универсальное действие принципа гражданства автора, а в случае, если автором произведения является гражданин страны, участвующей в обеих конвенциях, охрана предоставляется по правилам Бернской конвенции.

Несомненно, институты авторского права зарубежных стран и международные отношения в этой области оказывали влияние на институт авторского права в СССР. Поэтому, чтобы контурно обрисовать авторское право, существовавшее в СССР, рассмотрим некоторые положения, которые действовали до принятия Российской Федерацией самостоятельного закона.

Так, в качестве источников права, действовали Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (1961 г.) и Гражданский кодекс РСФСР (1964 г.), регулировавшие вопросы авторского права на произведения творчества, включая нормы, относящиеся к объектам и субъектам авторского права, к защите авторских прав.

Сфера действия авторского права распространялась на «произведения науки, литературы и искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения». Это произведения, как выпущенные, так и не выпущенные в свет, но выраженные в какой-либо объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора. Для возникновения авторского права не требовалось выполнения каких-либо формальностей. Субъектами авторского права являлись авторы произведений — отдельные граждане, их наследники и иные правопреемники, юридические лица, как носители авторского права, и государство.

В зависимости от гражданства автора произведения могли считаться и не охраняемыми в СССР. И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. Авторское право и смежные права, 2010г.Само авторское право как правовой институт объединяет совокупность правомочий. Авторские правомочия делятся на личные неимущественные (моральные) и имущественные, т.е. те, которые имеют экономическое значение и несут выгоду. К личным неимущественным правомочиям относятся право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения. К имущественным правомочиям относятся права на использование произведения. Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. Патентное право. Регистрация прав (электронный носитель)[http://www.copyright.ru]

Под использованием понимались воспроизведение, распространение, публичное исполнение или показ, радио — и телевизионная трансляция.

Порядок пользования этим правом в общем случае был основан на разрешении владельца — договоре, в котором оговариваются соответствующий вид использования и другие условия. Особо следует упомянуть случаи использования произведений без согласия автора, и в частности без выплаты ему вознаграждения. Эти случаи бездоговорного использования, установленные законом, относились: к воспроизведению в научных и критических работах, учебных изданиях изданных произведений науки, литературы и искусства или отрывков из них; к воспроизведению в газетах, выпущенных в свет произведений в оригинале или переводе, к репродуцированию печатных произведений в научных, учебных и просветительских целях без получения прибыли; к воспроизведению в кино, по радио и телевидению опубликованных произведений и др . И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. Авторское право и смежные права, 2010г.

С выплатой автору вознаграждения закон предусматривал такие случаи, как публичное исполнение выпущенных в свет произведений, запись в целях публичного воспроизведения или распространения (тиражирования) выпущенных и свет произведений. Правда, вознаграждение независимо от тиража было установлено незначительное. А в целом, несмотря на то, что в законодательстве номинально существовали нормы об экономических правах авторов и понятие авторского и лицензионного договоров, политика и практика их применения не могла существенно поощрять ни творческих работников, ни тех, кто способствовал распространению их труда. Интеллектуальная собственность .Авторское право и смежные права .Патентное право Регистрация прав. (электронный носитель)[http://www.copyright.ru]

Знак «копирайт

знака «копирайт» — ©.

(принят ГД ФС РФ 24.11.2006)

Значок «копирайта» нигде регистрировать не надо. Право на его использование вы получаете, как только создали любой объект, на который распространяется авторское право.

Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) Конвенцией об авторском праве в 1952 году и в российском законодательстве закреплен в Гражданском кодексе.

Сам по себе знак «копирайт» не может служить основой для установления факта обладания какими-либо авторскими правами, но помогает установить правообладателя. Значок «копирайта» — это своего рода предупреждение всем: у произведения есть хозяин, коммерческое использование без разрешения правообладателя запрещено!

Знак копирайта важен тогда, когда вам нужна защита от копирования и нелегального распространения вашего произведения. Знак копирайта следует разместить нужно ставить там, где для вас важно показать ваше авторство — в конце оригинальной статьи, на своем сайте, в конце какого-то важного поста на форуме, блоге и т.л. Реферат: Копирайт и копилефт (электронный ресурс)http://www.roman.by/r-9525.html

Закон не обязывает вас проставлять оповещение об авторском праве или соблюдать указанный формат. Можно придумать какой-то свой вариант предупреждающей записи.

Произведения, защищенные «копирайтом», можно использовать для цитирования сообщения в СМИ, научных исследований, обучения, комментариев и критики, но с обязательной ссылкой на источник и с использованием не более нескольких абзацев авторского текста.

Чтобы набрать знак копирайта на компьютере, надо нажать и удержать клавишу «Альт» и на цифровой панели справа набрать 0169 (на верхних цифровых клавишах знак копирайта набрать не получится).

На ноутбуках эта клавиатура «впечатана» справа в общем строю клавиш.

1.4 Плагиат в российском праве

Авторы произведений, созданных их творческим трудом, являются главными обладателями авторского права. Предназначение авторского права состоит в охране и защите прав и интересов авторов произведений науки, литературы и искусства, а также самих произведений от различных посягательств.

Одним из нарушений авторского права является плагиат . Однако, заимствование идеи, концепции, метода и даже информации не может являться плагиатом. право авторский международный

Значение слова плагиат находит истоки в римском праве от латинских слов plagio — похищаю и plagium litterarium — кража литературной собственности. В русскую речь слово вошло из французского языка: plagiat — ограбление, похищение.

Содержание понятия «Плагиат»

В юриспруденции под плагиатом понимаются умышленные действия по незаконному присвоению авторства на чужое произведение литературы, искусства или науки, влекущие за собой гражданскую и даже уголовную ответственность. И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. Авторское право и смежные права, 2010г.

Чаще всего плагиат находит свое выражение в присвоении авторства на чужие результаты интеллектуального труда путем публикации их под своим именем. Плагиат возможен и в частичном использовании чужого произведения или цитировании без ссылки на источник. Плагиатом также могут быть признаны неправомерные действия по принуждению к соавторству.

Для плагиата необязательно опубликование созданного произведения, достаточно нахождение его в какой-либо объективной форме, например в виде рукописи или в составе другого произведения. Главный и обязательный признак плагиата — это присвоение авторства на произведение.

Понятие «плагиат» достаточно определено, но содержание его остается расплывчатым. Не всегда можно отличить действительно плагиат от других пограничных с ним понятий. Так, действия по неправомерному использованию, копированию, опубликованию чужих авторских материалов сами по себе не могут быть признаны плагиатом. Такие нарушения относятся к другому виду нарушений авторских прав и часто называются «пиратством». Плагиатом такие действия можно назвать только тогда, когда они повлекут за собой присвоение авторства на эти труды или материалы.

Использование сюжета, темы произведения или научной идеи, с облачением их в другую форму выражения, а не в ту, из которой они заимствованы, не признается плагиатом. Совпадение некоторых идей также само по себе не может быть признано плагиатом, так как авторы часто приходят к похожим результатам творчества независимо друг от друга.

К плагиату необходимо относить своеобразное оформление, индивидуальную форму нового произведения, его внешнюю оригинальную оболочку, присвоение которых и будет называться плагиатом. И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. Авторское право и смежные права, 2010г.

В практике имеется также такое понятие как «непреднамеренный» (подсознательный) плагиат, под которым понимается опубликование либо иное распространение чужого труда под своим именем, ошибочно принятого как собственное произведение, в результате неосведомленности либо незнания о существовании автора на этот труд. Чаще всего такое заимствование встречается в студенческих работах и в музыкальных произведениях. Реферат: Копирайт и копилефт (электронный ресурс)http://www.roman.by/r-9525.html

Ответственность за плагиат

(принят ГД ФС РФ 24.11.2006)

Недостаточность судебных прецедентов по гражданским делам, расплывчатость содержания понятия «плагиат», отсутствие четких критериев понятия порой не позволяют судам принять самостоятельное решение и определить имеется или нет плагиат в конкретном случае. В результате чего судом назначаются специальные экспертизы, которые должны определить сходность двух произведений до степени смешения. На полную объективность таких экспертиз также сложно рассчитывать.

Глава 2. Основные институты и понятия международного авторского права

Авторское право и регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использовании произведений литературы науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают всемерную охрану, имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом. Международное авторское право является частью международного частного права

А) Круг произведений пользующихся конвенционной охраной.

В первоначальном тексте Бернской конвенции 1886 года понятие «литературные и художественные произведения» было определено через перечисление различных конкретных видов произведений (книги, брошюры, картины и т.п.).

Здесь же говорилось о произведениях в области литературы, науки и искусства которые могут быть выпущены в свет «любым способом издания или воспроизведения.» На сегодняшний день круг произведений намного расширился. Можно выделить следующие основные объекты международного авторского права:

Литературные произведения — составляют значительную часть объектов авторского права. Особенность их в том, что мысли, чувства, идеи и образы выражаются посредством слова в оригинальной композиции и оригинальном изложении. Международные конвенции по авторскому праву — Ю.Г. Матвеев.2013г. В структуре литературного произведения выделяются тема, материал, идеология, образная система, сюжет, язык, заглавие. Эти элементы литературного произведения разделяются на юридически безразличные, т.е. тему, материал, сюжет, идейное содержание, и юридически значимые — образная система и язык. Использование значимых элементов произведения в ряде случаев требует согласие автора.

Литературная обработка — особый объект авторского права. Представляет собой музыкальную или литературную обработку произведений авторов, которые в силу некоторых причин (отсутствие навыков и др.) не в состоянии сами привести своё произведение в законченный вид. Кроме того обработке могут подвергаться народные произведения, произведения неизвестных авторов и т. д.. Записанный и обработанный литературный материал отвечает требованиям, предъявляемым законом к литературным и музыкальным произведениям.

Музыкальные произведения — выражаются в сочетании звуков, образующих мелодию и связанных ритмом и гармонией. Они имеют форму ораторий, симфоний, песен и т.п. Кроме музыкальных произведений существуют также музыкально-драматические произведения, которые создаются на литературно-драматической основе (либретто) и исполняются на сцене в виде опер, балетов, оперетт. Музыкальные произведения записываются композитором особыми знаками, позволяющими фиксировать его творческий замысел. Нотная запись музыкального произведения образует клавир, представляющий собой переложение музыкального произведения для фортепиано, или же партитуру, содержащею все партии многоголосного музыкального произведения. Международные конвенции по авторскому праву — Ю.Г. Матвеев.2013г. Так же музыкальное произведение может фиксироваться на аудио носителях (кассеты, компакт-диски и т.п.).

Обработка чужих произведений, оркестровка, переложение относятся к объектам авторского права, если они содержат элемент творчества.

Хореографические произведения или пантомимы — произведения искусства, создаваемые при помощи пластических движений человеческого тела. В сочетании с музыкой хореографическое произведение образует музыкально-сценическое произведение. В связи с тем что хореографические произведения достаточно сложно закрепить с помощью каких-то особых знаков на бумаге, для этих целей, как правило, используют фото, кино и видео запись.

Произведения изобразительного искусства — это произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и т.п. Художники, скульпторы создают оригинальные произведения, которые могут воспроизводиться путём изготовления копий либо самими авторами, либо иными лицами.

Архитектурные произведения (проекты) — также являются объектами авторского права. Они представляют собой синтез инженерного искусства, бионики, живописи, скульптуры, науки, архитектуры. В них слиты наука, техника, искусство. Эскизный архитектурный проект, в котором воплощается замысел автора, содержит решения будущего произведения, внутреннее развитие его сочлененных пространств, их объёмы, фактуру и цвет. На основе эскизного архитектурного проекта строятся здания, сооружения, комплексы и т.п.

Аудиовизуальные произведения — достаточно широкая категория, охватывающая многообразные произведения для кино, телевиденья, радио, интерактивных сетей и т. п.: сценарий, сценарные планы, текст, тексты песен, кинофильмы, телепередачи, радиопередачи, заставки и многое другое. Данная категория произведений, как правило, закрепляется на аудио, кино и видео носителях (плёнка, кассеты, цифровые носители и т.п.) Международные конвенции по авторскому праву — Ю.Г. Матвеев.2013г.

Программные продукты для вычислительной техники — Данные программы могут представлять собой как отдельные прикладные программы (текстовые редакторы, компиляторы и т.п.), так и целые базы данных, энциклопедии, мультимедийные программы. Кроме того особенность этой категории заключается в том, что в программах для ЭВМ может иметь место использование других объектов авторского права, это могут быть произведения литературы, музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, кинематографии, а также многое другое. В связи со стремительным прогрессом в области использования вычислительной техники, закономерно ожидать появления новых норм внутригосударственного и международного права направленных на разрешение множества коллизионных вопросов.

Все вышеперечисленные объекты международного авторского права можно отнести к категории оригинальных произведений создаваемых авторами. Кроме них под конвенционной охране подлежат также зависимые произведения, возникшие на основе существующих оригинальных произведениях. Эти произведения появляются в результате перевода, переделки, составительства.

Зависимость перевода литературного, художественного, научного произведения от оригинала не лишает его самостоятельности. Конвенция относит переводы к объектам авторского права, сохраняя для них те же критерии охраноспособности, что и для других произведений. Если же переводчик ограничивает свою работу лишь подбором равнозначных слов к языку оригинала, то подобный перевод («подстрочник») не может быть объектом авторского права. Перевод, выполненный с согласия автора или его правопреемников одним лицом, не может препятствовать другому лицу осуществлять новый перевод этого же произведения. И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. Авторское право и смежные права, 2010г.

К объектам авторского права относятся сборники произведений. В сборники могут включатся произведения, не являющиеся предметом чьего-либо авторского труда (законы, статистика, судебные решения и т. д.), а также произведения отдельных авторов. Творческий характер труда составителя заключается в подборе и расположении материала. Международные конвенции по авторскому праву — Ю.Г. Матвеев.2013г.

Авторское право составителя сборника не может мешать другому лицу самостоятельно систематизировать, обрабатывать и выпускать в свет те же произведения.

Научное произведение — это определённая система понятий. Научное произведение может быть выражено в форме учебника, монографии, статьи и т.д. Существуют и другие формы воплощения научных произведений: чертежи, планы, эскизы, модели, компьютерные программы, различного рода карты и т.п.

Основное отличие авторского права от режима правовой охраны других результатов интеллектуальной деятельности состоит в том, что произведение литературы, науки и искусства становится объектом авторского права в силу самого факта его создания автором без какой-либо регистрации, оформления или соблюдения иных формальностей.

Б) Субъекты авторского права.

Субъектами авторского права выступают лица, создавшие творческим трудом произведения литературы, науки и искусства (авторы).

Возникновение субъективных авторских прав у гражданина не зависит от возраста, имущественного положения, местом создания и выпуска произведения в свет и т.п. Субъектом авторских прав может стать даже человек признанный судом недееспособным (напр. по причине душевной болезни).

Савельева, Гусев, Ананьева: Защита авторских и смежных прав по законодательству России 2002г.

Иностранный гражданин может быть субъектом российского авторского права, если его произведение впервые выпущено в свет на территории страны либо не выпущено, но находится на её территории в какой-либо объективной форме. Когда произведение иностранного автора впервые выпущено в свет за границей или находится там в объективной форме, он становится субъектом российского авторского права только в силу заключённых РФ соглашений и в пределах, ими установленных. Международные конвенции по авторскому праву — Ю.Г. Матвеев.2013г

Наряду с авторами произведений к субъектам авторского права относятся лица (граждане и организации), которые не участвуют в творческом создании произведений литературы, науки и искусства. Их называют правопреемниками. К правопреемникам переходит определённый круг авторских правомочий по использованию произведений автора, основанием такого перехода служит закон, наследование или договор с автором.