Народовластие как основа конституционного строя РФ

Курсовая работа

На Руси народовластие зародилось раньше княжеского правления. Как свидетельствуют летописи, до установления княжеской власти народные собрания были «древним обыкновением в городах, доказывали участие граждан в правлении и могли давать им смелость, неизвестную в державах строго неограниченного единовластия». То есть, народ славянский, хотя и покорился князьям, но сохранил некоторые вольности и в делах и опасностях государственных сходился на общий совет.

В XX в. слово народовластие (демократия) стало, пожалуй, самым популярным. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей. Понятие демократии как народовластия является нормативным, поскольку базируется на нормативном подходе к этому феномену, предполагающем построение категории исходя из человеческих идеалов, ценностей и пожеланий. Демократия характеризуется в этом случае как идеал, основанный на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность. Из-за своего ценностного содержания демократия является столь популярной .

Общество как сложная система взаимодействия индивидов, групп, организаций нуждается в управлении, регуляции и согласовании человеческих интересов и действий. Власть упорядочивает социальные отношения с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, поощрения, страха и т.д.

Сущность власти заключается в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность.

Основной целью осуществления народовластия в России является создание такого механизма власти, который может обеспечить нормальное функционирование в соответствии с волей многонационального народа органов представительной демократии, а также непосредственное принятие самим народом решений по важнейшим вопросам жизни государства и общества.

Конституция РФ, закрепив положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ, устанавливает: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (п. 3 ст. 3 Конституции РФ).

Данное положение включено в главу об основах конституционного строя Российской Федерации.

Демократия (греч. demokratia — власть народа) — форма политического строя, основанного на принципах народовластия, свободы и равенства. Демократия предполагает признание принципа подчинения меньшинства большинству, выборность основных органов государственной власти, ведущую роль представительных выборных органов власти в системе государственных учреждений, равноправие граждан, наличие широких политических и социальных прав и свобод и т.д. Суверенная воля народа может быть выражена в двух основных формах:

13 стр., 6079 слов

Судебная власть и её органы

... квалификационных коллегий судей квалификационная коллегия судья сообщество Статьей 29 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" предусмотрено, что для выражения интересов судей как носителей судебной власти в установленном законом порядке формируются органы ...

  • непосредственно;
  • в представительных формах.

Целью моей работы является, изучение понятия народовластия как основы Конституционного строя РФ, особенности его реализации и анализ форм народовластия.

Задачи:

Объектом моего исследования являются общественные отношения, которые в той или иной степени затрагивают выбранную мной тему. В процессе написания работы были проанализированы такие источники как: Конституция РФ, декларация прав и свобод человека и гражданина, Федеральные законы и другие.

Методология исследования тесно связана с поставленными в курсовой работе целями и задачами. В основе методологии лежит совокупность общенаучных методов, а также принцип объективности и системности изучения предмета.

Использование в работе таких общенаучных методов, как анализ и синтез, сравнение и аналогия, позволило структурировать суждения авторов с точки зрения данной проблематики, и выявить общее и различное в их взглядах; а также сделать собственные выводы.

I. Народовластие: понятие, сущность

1.1 Народовластие в научной литературе

Демократия — одна из основных форм правления, политической и социальной организации общества, государства и власти, развивающийся и прогрессирующий в истории политический режим, обычно связанный с республиканской формой государства. Демократия, демократизация и демократичность не одно и то же; демократизм — это характеристика режима, способов правления, применяемых методов, образ политических отношений и поведения власти. Поэтому демократическими, в принципе, могут быть не только республиканские, но и монархические государства, особенно современные, в которых монархия играет номинальную роль. Отсюда и общее наименование демократии для государств разных политических форм правления, но со сходными режимами1 .

Так же как и демократия, понятие «народ» имеет множество определений. В словаре Ушакова народ — это «население, объединенное принадлежностью к одному государству; жители страны» 2 . У В. Даля народ имеет более обширную трактовку — «люд, народившийся на данном пространстве; люди вообще; жители страны, говорящие на одном языке; обыватели государства, страны, состоящие под одним управлением; чернь, простолюдье, низшие, податные сословия»…

Наиболее объективной представляется определение народа, данное в Политической энциклопедии: » народ — многозначный термин, которым обозначаются все общности людей. В широком смысле народ — это всё население страны. В политологическом смысле народ — совокупность граждан, рассматриваемая через призму определенной системы власти и государственного устройства»…3

В отечественной научной литературе при рассмотрении понятия и содержания демократии авторы исходят, так же как и в западных источниках, из традиционного представления о ней как о народовластии. Но в отличие от первых основной акцент при ее определении зачастую ставится не на правах и свободах граждан или на других ее атрибутах, таких как участие граждан в управлении делами общества и государства, а на особом характере формы государства. Демократия, говорится в связи с этим в Энциклопедическом словаре, — это есть не что иное, как «форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел, в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод».

4 стр., 1540 слов

Конституционно-правовые формы реализации власти народа в Российской Федерации

... о приоритете той или иной формы демократии, так как они равным образом важны для реализации народовластия. В Российской Федерации народ выступает как носитель власти на трех уровнях:1. федеральном ( ... как источник и носитель власти в государстве». Причем в Конституции Российской Федерации речь идет не просто о народе, а о «многонациональном народе». Здесь возникают трудности терминологического ...

Это не означает, разумеется, что из поля зрения отечественных исследователей выпадают другие стороны и проявления демократии. Рассматривая ее под разными углами зрения и с позиций различных наук — философии, социологии, истории, политологии и др., — многие авторы, например, определяют демократию как особый политический режим, как некий атрибут государства, «характеризующийся принадлежностью народу всей полноты власти, реальной возможностью трудящихся управлять обществом и государством через созданные и контролируемые ими государственные и общественные организации…»

У такого сложного, многостороннего и нередко внутренне противоречивого явления и понятия, как демократия, нет и не может быть простого и к тому же «единственно правильного» определения. Исходное же определение демократии как народовластия или формы государства не может в полной мере удовлетворить ни теоретические (интеллектуальные) потребности общества или его отдельных представителей, ни их практические запросы. Ибо представление о демократии как о форме государства является весьма односторонним, а представление о ней как о народовластии — слишком общим, непременно требующим определенной детализации и «расшифровки».

В самом деле, можно ли ограничиться пониманием и толкованием демократии как народовластия, если одно из его слагаемых — «народ» в условиях рабовладельческого строя «исключал», согласно официальному о нем представлению, из своего состава такую огромную часть населения, как рабы? В условиях феодального строя из него «исключались» крепостные крестьяне. В современных же условиях, в соответствии, например, с широко распространенным в мире марксистским пониманием «народа», из его состава исключаются господствующие в обществе «эксплуататорские группы и классы». Понятием «народ» при таком подходе охватываются лишь те социальные слои, группы и классы, «которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества». Это главным образом трудящиеся массы — «творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований».

Аналогично дело обстоит и со второй составной частью демократии как народовластия — с «властью», которая в одних случаях сводится главным образом только к государственному феномену (государственная власть, законодательная, исполнительная, судебная власть).

В других случаях — к более широкому, политическому феномену (политическая власть в обществе).

А в иных случаях власть, а вместе с ней и демократия ассоциируются со всем обществом, со всей общественной, а точнее — общественно-политической, властью.

Отсутствие единого или хотя бы достаточно общего представления о демократии — ее понятии, сущности и содержании — открывает огромные возможности для произвольного ее толкования и именования демократическими всех тех государств, правящих режимов и политических систем, которые по сути никогда не были таковыми. Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что в современную эпоху, именуемую эпохой демократии, не было и нет такого государства или правящего режима, которые не причисляли бы себя к народным, демократическим, действующим от имени всех своих граждан и в ᴎʜҭересах всех.

14 стр., 6578 слов

«Демократия- это не власть большинства , а защита…» А. Камю

... демократии? Это, прежде всего диктат большинства. А ведь, иногда оно ошибается. Вспомним, наверное, самую страшную ошибку большинства ... тоталитарных государствах законы не уважают ни государство, ... большинства, учет интересов меньшинства. Политологи, например профессор Йельского университете США Роберт Алан Даль, автор концепции плюралистической демократии, подчеркивают ряд ее достоинств для общества. ...

Это говорит о многом, и прежде всего о том, что во избежание злоупотребления демократией и в целях ее более рационального и эффективного использования, не имея ее единого определения, весьма важным является выработать о ней хотя бы общее представление. Последнее может складываться из выработанных веками и подтвержденных самой жизнью признаков и черт демократии. В их широком спектре необходимо выделить прежде всего следующие.

1.Демократия всегда ассоциируется с народом, его волей и ᴎʜҭересами — с народовластием. Понятие народа, власти, а следовательно, и демократии имеет преходящий, исторический характер.

По мере развития общества, государства и права меняются не только представления о народе и власти, но и об ассоциирующейся с ними демократии, а также о ее идеологах и сторонниках — демократах.

Небезынтересно и весьма поучительно было бы в этом плане сравнить современное представление о демократии и демократах или о тех, кто называет себя таковыми, с первоначальным представлением о ней и об этих людях.

2.Демократия в реальной жизни выступает как сложное и многогранное явление, материализующееся в самых различных сферах жизни и имеющее поистине бесчисленные пути и способы своего проявления.

Она отнюдь не сводится лишь к политической сфере жизни общества или государства, как это иногда трактуется в литературе, а распространяется также и на другие сферы — экономическую, социальную, культурную, научную, идеологическую. В зависимости от того, в каких сферах жизни общества и деятельности государства проявляется демократия, обычно говорят и о соответствующих видах демократии. Например, если демократические принципы, нормы и идеи реализуются в политической сфере жизни общества и государства, то, несомненно, в данном случае речь идет о политической демократии. Когда же они проявляются в сфере экономики, социальной сфере жизни общества или же в области идеологии, то, соответственно, имеется в виду экономическая, социальная и «идеологическая» демократия.

В частности, по отношению к субъекту государственной и общественной власти — народу демократия выступает как максимальное проявление его воли, устремлений и ᴎʜҭересов, а также как их характеристика. Применительно к непосредственным носителям этой власти — государственным, партийным и общественным органам и организациям демократия выступает как их соответствующая форма или принцип организации. По отношению к процессу осуществления государственной и общественной власти демократия проявляется как совокупность соответствующих методов и способов властвования, т. е. как соответствующий режим. Наконец, по отношению к объекту проявления власти — отдельным гражданам, юридическим лицам, социальным слоям, группам, классам, ассоциациям и организациям демократия выступает в виде их соответствующего статуса, режима их жизнедеятельности, широкого круга конституционно закрепленных прав и свобод.

5 стр., 2387 слов

Вопросы понимания власти, государства и права в раннем христианстве

... выявление специфики вопросов понимания власти, государства и права в раннем христианстве. Для ее достижения необходимо выполнить ряд задач: рассмотреть идеи и принципы политического устроения ... процессе перехода от христианских общин к государству; установить взаимоотношения политических взглядов раннего христианства и Римской Империи. Власть, государство и право периода Апостольской Церкви Первые ...

К сказанному следует добавить, что политический и идеологический плюрализм, многопартийность, признание принципа разделения властей, решение вопросов большинством голосов, выборность, сменяемость и подотчетность государственных органов народу и многое другое в таком же духе — это все также есть не что иное, как пути и способы проявления всего того, что именуется демократией.

3. Исходя из взаимосвязи и взаимодействия различных сфер «приложения» и видов демократии, а также различных путей, форм и способов ее проявления, о демократии как явлении в каждой отдельно взятой стране можно говорить не как о случайном наборе демократических проявлений, институтов и учреждений, а как о некой их системе.

Составными частями или структурными элементами такой системы, в зависимости от аспекта исследования, а также от уровня рассматриваемой системы, могут выступать, например, отдельные разновидности демократии — демократия внутрипартийная, государственная, профсоюзная и т. д. Они проявляются как первичные (по своему объему, содержанию, месту в системе и социальному назначению) элементы, непосредственно образующие общую систему демократии и выступающие, в свою очередь, по отношению к ней как подсистемы.

Кроме выделения первичных элементов общей системы демократии возможно также выделение и ее вторичных элементов, которые непосредственно образуют в результате своей взаимосвязи и взаимодействия частные системы (подсистемы) демократии. В качестве такого рода вторичных элементов общей системы демократии можно назвать, например, на уровне рассмотрения форм внутренней организации и внешнего проявления демократии, различные демократические (партийные, государственные и общественные) институты и учреждения; на уровне содержания демократии — соответственно ее различные принципы (выборность, подотчетность, гласность, сменяемость, коллективность руководства и др.), традиции демократии, различные социальные нормы, конституирующие демократические институты и учреждения и содержащие в себе демократические права и свободы граждан. Используя аналогию с другими социальными системами (и, в частности, с политической системой, теория которой считается достаточно разработанной), в общей системе демократии можно выделить в качестве самостоятельных элементов также и взаимодействия субъектов демократии, их общественно-политическую активность и фактические отношения, возникающие между ними в процессе реализации их прав и свобод, при проведении в жизнь принципов демократии.

4. В реальной действительности у разделяющих различные, а тем более несовместимые друг с другом ценности и интересы слоев общества нет и не может быть общих для всех идеалов демократии. У каждого из них свои идеалы, свое представление о гуманизме и справедливости в установлении и осуществлении власти, о «подлинной» демократии.

По-другому, было бы губительным для общества и государства, именуемых демократическими, если бы не было для всех хотя бы формального равенства, если бы открыто доминировали во время формирования государственных органов и их деятельности люди, «имеющие много имущества». Для поддержания единства общества и государства не только принудительными, но и поощрительными, идеологическими мерами раньше, и особенно в современных условиях, требуется хотя бы иллюзия равноправия всех социальных слоев и классов, иллюзия одинакового их доступа к создаваемому всем обществом богатству и к рычагам управления государством.

18 стр., 8845 слов

Формы непосредственной демократии В Российской Федерации

... данной работы: изучить непосредственную демократию как конституционную форму прямого народовластия; ·проанализировать институт референдума и выборов как основные формы непосредственной демократии. непосредственная демократия народовластие конституционный 1. Непосредственная демократия - конституционная форма народовластия в Российской Федерации 1.1 Виды институтов непосредственной демократии ...

1.2 Сущность народовластия

Статья 3 Конституции РФ гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». И далее: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие – «демократия» в переводе с древнегреческого).

Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть – явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым, государственным аппаратом. 4

Основой любого разговора о суверенитете является категория «народный суверенитет». Что это? Народный суверенитет — это народовластие, принадлежность народу всей власти в обществе и государстве. Именно полновластие народа должно соединить такие понятия, как суверенитет и демократия. В конце концов, изначально демократия и означает власть народа, а суверенитет позволяет придать этой власти такое качество, как верховенство — ничего нет и не может быть выше власти народа.5

Государственный суверенитет производен от народного суверенитета и является его логическим продолжением, служит тому, чтобы никакие внутренние и внешние силы не препятствовали выражению воли народа; тем самым государство становится защитником интересов народа, в том числе и на международной арене.

Суверенитет народа — это первоисточник власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной власти. Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущность. Народ никогда не бывает един в своих целях, ибо различны интересы его социальных групп, поэтому отличить реализацию суверенитета народа от эгоистических устремлений к власти опытных демагогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени. Отсюда исключительна важность правовой детализации принципа суверенитета народа, создание надежных гарантий для реализации этого принципа в жизни.

15 стр., 7183 слов

Конституционные характеристики Российской Федерации

... признаки конституционного строя в Российской Федерации; .исследовать экономические и политические основы конституционного строя; .рассмотреть основные конституционные характеристики Российской Федерации. ... российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, ...

Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, — указывается в ст. 3. — Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

II. Основные виды народовластия в РФ

2.1 Непосредственная демократия

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, – указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), – являются референдум и свободные выборы». Иными формами проявления непосредственной демократии являются: собрания, митинги, пикеты, отзыв депутата; правотворческая инициатива; сход граждан; публичные слушания.

Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации», референдум — это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.

В референдуме Российской Федерации имеет право участвовать каждый гражданин РФ, достигший на день референдума Российской Федерации 18 лет. В то же время не имеют право участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.[4]

Референдум Российской Федерации проводится по инициативе:

  • не менее двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме;
  • Конституционного Собрания в случае, когда оно выносит на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации.