Брачно-семейные отношения в Древнем Риме

Курсовая работа

Современная семья является результатом длительного исторического развития. Семья — древнейшее устройство на земле, и она занимает важное место в человеческом обществе. На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности в обществе.

Актуальность темы состоит в том, что семья представляет собой сложное общественное явление, она считается уникальным способом построения общественной жизни людей. Семья по своей сути есть биологический и социологический институт упорядочения жизни человеческого рода. Объединение людей в семью обусловлено различными интересами, и в первую очередь, безусловно, это продолжение рода — рождение детей, а также другие материальные и духовные потребности. Семья выступает в форме социального приспособления к условиям существования на Земле.

Юристы классического периода относили правовой строй римской семьи к числу специфически римских правовых институтов. И действительно, только римский гражданин, вступив в римский брак, мог основать римскую семью. Основные черты семейного строя были выражены в семейном праве с исключительной законченностью и последовательностью.

Уже законы XII таблиц отразили наличие в Риме крупных семейных образований с исключительно широкими правами домовладыки (pater familias pater familias — лат. (патэр фамилиас) отец семейства. Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина. М: Русский язык, 1998).

Тогда условия быта, состояние сознания людей определяли широкий коллективизм в общественных отношениях и преобладание сильной единоличной власти как в семье, так и в государстве. В раннем Риме семья была не только семейной общностью, но и хозяйствующим субъектом и социальным организмом — четко выраженной ячейкой общества. Правовая самостоятельность личности была ограничена и определялась сословным положением, семейным статусом, состоянием семейной общности.

В древнейший период в состав римской семьи (familia лат. familia. Семья вместе с рабами и клиентами в древнем Риме.) кроме ее главы (pater familias) входили жена, дети, жены сыновей, внуки, правнуки. Семья — это не только совокупность свободных лиц, но и рабов, зависимых, имущества, принадлежащих ее главе.

Как известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, правом, которое было заимствовано (рецепировано) вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... что ребенку может быть трудно воспринять новую семью своей, так как человек, которого он называет «мамой», получает за это ... разлукой с матерью. К таковым относятся отношения с другими людьми – друзьями, учителями, приемными родителями. У ребенка, длительное ... ценности и ориентиры [Пути решения проблемы ... , 2002]. Профессиональные семьи, не так давно появившиеся в России, заключают с ...

Последнее обстоятельство предопределяет необходимость изучения римского частного права современными юристами, для которых римское право стало бесконечным терминологическим источником, собранием понятий и определений, сохраняющим свой авторитет до наших дней. Сказанное в полной мере относится и к семейному праву Древнего Рима.

Объектом изучения данной работы является римская семья, как основная ячейка общества, определяющая гражданский статус римлянина, круг его основных прав и обязанностей.

Предметом данного исследования является институт брака.

Цель настоящей работы — исследовать правовое регулирование брачно-семейных отношений по римскому праву.

Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач:

1. Рассмотреть правовую сущность брака.

2. Раскрыть виды брака и формы его заключения.

3. Охарактеризовать порядок прекращения брака.

Основными источниками для изучения темы служат законы XII таблиц XII таблиц // Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 261 — 272. и «Институции Гая». Институции Гая // Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М, 1996. С. 273 — 281. Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 г. н. э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала. Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права — от средств их защиты.

Помимо данных источников, при написании контрольной работы был использован ряд работ по римскому частному праву таких авторов, как А. И. Косарева, И. Б. Новицкого, О. А. Омельченко, И. С. Перетерского, З. М. Черниловского.

Методологическую основу работы составляет совокупность научных приемов и методов исследования явлений и процессов, в том числе общенаучные и частнонаучные методы познания, такие, как: конкретно-исторический, диалектический, структурно-функциональный, системного анализа, сравнительных исследований и др.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

В то же время на жене, матери лежало воспитание детей, она являлась хозяйкой дома и хранительницей семейного очага. Ее моральное, социальное и политическое значение в семье и римском обществе неуклонно возрастало.

И, наконец, о способах заключения брака. Брак cum manu мог быть заключен в следующих трех формах. Первая форма (confarreatio Confarreatio (лат.) — религиозный обряд) — при посредстве религиозного обряда. В присутствии жрецов и десяти свидетелей брачующиеся приносили жертву Юпитеру, совершали ритуальные действия и вкушали особый хлеб. Вторая форма состояла в совершении обряда mancipatio Mancipatio (лат.) — договор купли-продажи, который первоначально, вероятнее всего, означал реальную куплю-продажу невесты, а позже — это всего лишь фикция продажи и форма установления брачных уз. Наконец, третья форма брака — по давности (usus).

11 стр., 5285 слов

Публичные и частные деликты в римском праве

... возвратить обогащение. Однако достоверно известно, что обязательства, возникавшие из неосновательного обогащения, в римском праве были. Они получили защиту посредством кондикци-онных исков или просто кондикций (condictio): ... сумм или иного имущества лицу, не имевшему права на их получение. Платеж мог выражаться в безвозмездном выполнении работы в пользу определенного лица, вследствие чего оно ...

При годичном непрерывном осуществлении брака он приобретал юридическое значение. Но жена могла избегнуть установления над собой власти мужа, если проводила три ночи подряд вне его дома. Такое могло повторяться ежегодно и, по существу, вело к установлению особой, «неправильной» формы брака (sine manu), при котором власть мужа не устанавливалась над личностью и имуществом жены Муромцев С. А. Гражданское право Древнего Рима. М, 2008. — С.113..

Древнейшим браком, характерным для патриархального строя, был cum manu. Жена в этом браке подпадала полностью под власть мужа или его домовладыки, если муж был подвластным лицом. Это распространялось как на ее личность, так и на ее имущество. Юридически она становится дочерью. Она перестает быть агнаткой своей прежней семьи и становится агнаткой мужа и его семьи.

Как указывал Гай, «переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею».

«Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою, сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа.» Этот способ называется usus.

«Конфареационным образом женщины вступают во власть мужа через некоторого рода священнодействие, которое совершается невестой и при котором употребляется пшеничный хлеб, — почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio». Этот обряд совершался в присутствии 10 свидетелей и жрецов, сопровождался торжественными словами. Это религиозный акт. Применялся он в среде патрициев.

«Что касается «купли», то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, т.е. на основании символической продажи, в присутствии на менее пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит». Возник он в среде плебеев, впоследствии став общим.

Законы XII Таблиц указывают на существование другого брака — sine manu, при котором жена не находилась под властью мужа. В Таблице VI закреплено, что «женщина, не желавшая установления над собой власти мужа (фактом давностного с нею сожительства), должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение (ею)». Это должно было повторяться ежегодно. При этом брак sine manu не менял юридического положения жены. Она сохраняла свое прежнее семейное положение, продолжая оставаться persona sui iuris, если была таковой до брака, или оставалась подвластной своему отцу и была юридически чужой своим детям и мужу. В браке sine manu она оставалась агнаткой своей прежней семьи. В имущественном отношении жена не зависела от мужаБаринова М.Н., Максименко С.Т. Римское частное право. — Юстицинформ, 2006. — С.79..

6 стр., 2948 слов

Понятие брака по римскому праву

... римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по ... понятия семьи и брака; условия заключения брака; обстоятельства, прекращающие брак; виды брака в римском праве; различия в семейных правоотношениях в зависимости от вида брака в римском праве; соотнести теоретические воззрения, ...

Возникнув позже брака cum manu, брак sine manu в течение 200-300 лет существует параллельно ему. Во 2-й половине республики брак sine manu становится преобладающим, а в эпоху классических юристов — единственным видом брака.

В позднейшее время он заключался путем простого соглашения вступающих в брак, после чего жена переселялась в дом мужа.

Для нас особый интерес представляют браки sine manu — без мужней власти, которые были типичны в классический и постклассический периоды развития римского государства. Они преобладали благодаря превращению семьи в союз потребителей и возрастанию хозяйственной и общественной самостоятельности женщины.

Вступление в брак sine manu не влекло изменения правосубъектности женщины. Если до вступления в брак жена была persona sui juris (лицо своего права), то и после вступления в брак она оставалась лицом своего права.

Причиной появления новой формы семьи и брака явилось разложение прежней патриархальной семьи. Брак без мужней власти возникал из простого брачного соглашения и заключался без особых формальностей, хотя при нем могли совершаться какие-либо обряды, например, введение невесты-жены в дом мужа. Брак sine manu основан на равенстве супругов. При этом жена сохраняла самостоятельность (persona sui juris), если обладала таковой, но получала имя и сословное положение мужа, его местожительство было для нее обязательным. Все же жена не становилась агнаткой семьи мужа, и потому дети от такого брака не имели юридической связи с матерью. Личные права мужа над женой не столь всеобъемлющи, как при браке с мужней властью. Лишь в случае прелюбодеяния муж имел право убить жену, но с течением времени и это право исчезает Гарридо М.Х.Г. Римское частное право: казусы, иски, институты. М.: Статут, 2005. — С.59..

При браке sine manu жена имела имущественную обособленность. Даже дарения супругов друг другу, чтобы гарантировать их имущественную раздельность, считались ничтожными. Однако расходы на ведение домашнего хозяйства возлагались на мужа, а в случае cпopa o том, кому принадлежит та или иная вещь, устанавливалась презумпция, что это вещь мужа (пока жена не докажет обратного).

Имущественная раздельность супругов проявлялась и в том, что они не наследовали один другому, могли вступать между собой в договорные отношения — во все дозволенные гражданско-правовые отношения (покупать, занимать и т.д.).

Однако между ними исключались иски о бесчестии (infamia), признавалось необходимым ограничивать размер взыскания по суду из имущества одного супруга в пользу другого, «дабы не ставить должника в бедственное положение». В поздней республике римские женщины обладали не только имущественной самостоятельностью, но нередко и значительными материальными богатствами, что в немалой степени обеспечивало их независимость от мужней власти Римское частное право: учебник / под ред. И.Б.Новицкого, И.С. Перетерского. — М.: Юриспруденция, 2005. — С.215..

В период империи укрепляется личная и имущественная самостоятельность жены. Так, если при Августе мужу было запрещено отчуждать принесенные в приданое земельные участки и другую недвижимость без ясно выраженного согласия жены, то при Юстиниане мужу запрещалось отчуждать приданое и при согласии жены. Таким образом, муж хотя юридически и оставался собственником dos, но фактически являлся не чем иным, как простым пользователем dos на время брака (dos остается мужу лишь в случае развода по вине жены, в качестве штрафа для последней).

8 стр., 3584 слов

Брак и семья по римскому праву

... брака образуется римская семья. Вообще же под браком следует понимать постоянное сожительство мужчины и женщины с непременного обоюдного согласия. Это было отражено и в определениях брака, содержащихся в римских юридических источниках, например: "Брак – это союз мужа и жены, общность ...

Сложился афоризм: «Хотя приданое находится в имуществе мужа, но принадлежит жене».

Так постепенно складывалась римская система имущественных отношений между супругами. Принцип юридической раздельности имуществ, ничему не мешающий при браках хороших, но наилучшим образом гарантирующий обоих супругов при браках плохих, лежит в основе этой системы.

Влияние римского частного права на основные начала гражданского законодательства России общеизвестно Суханов Е.А., Кофанов Л.Л. Влияние римского права на новый Гражданский Кодекс Российской Федерации / Е.А. Суханов // Древнее право. — 1999. — № 1(4).

— С. 7.. В связи с этим представляется интересным провести некоторую параллель в области регулирования имущественных отношений супругов в римском частном праве и российском семейном праве.

Отличие брака sine manu от конкубината состоит в том, что он заключался с намерением создать семью, воспитывать детей. От брака «сине Ману» следует отличать конкубинат. Конкубинат в Древнем Риме — это дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины. В отличие от конкубината брак заключался с намерением создать семью и воспитать детей Смирнов М.М. Римское частное право (конспект лекций).

— М.: «Издательство ПРИОР», 2006. — С. 27.

Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногамный характер римской семьи, для мужчины в республиканскую эпоху считалось допустимым наряду с законным браком с одной женщиной состоять в конкубинате с другой (напротив, всякое сожительство женщины с другим мужчиной, кроме мужа, давало в древнереспубликанском праве мужу убить жену).

До того как было введено Львом Философом в новелле 89 церковное венчание, было иногда трудно доказать, что заключен брак. Законами Феодосия II и Валентиниана III было установлено, что если в сожительство вступают лица равного общественного положения, то в случае сомнения исходят из того, что они заключили брак Баринова М.Н., Максименко С.Т. Римское частное право. — Юстицинформ, 2006. — С. 26.

Таким образом, римляне уже очень рано старому патриархальному браку противопоставили его полную антитезу, брак совершенно свободный, и этим сделали огромный исторический прыжок. Вместо жены, личность которой была совершенно задавлена личностью мужа, в этом новом браке рядом с мужем стала жена, лично и имущественно свободная и независимая; брак стал свободным союзом двух совершенно равноправных лиц.

Некоторое время оба эти брака существовали в римской истории рядом и, так сказать, на выбор; но затем старая форма сходит со сцены, и свободный брак делается единственной основой семьи во всей дальнейшей истории Рима. Так был разрешен Римом важнейший внутрисемейный вопрос, вопрос о взаимном отношении между мужем и женой.

Но этим самым был предрешен уже и другой основной вопрос семейного права, вопрос о взаимоотношении между семьей и государством.

2. Особенности брачно-семейных отношений в Древнем Риме

2.1 Положение женщины и брачно-семейные отношения в Древнем Риме

Ранняя Римская республика, насколько позволяет судить история, была государством мужчин для мужчин. Можно сослаться на важные положения, выдвинутые М. Вертингом в его книге «Характер женщин в мужском государстве и характер мужчин в женском государстве» (Карлсруэ, 1921).

9 стр., 4075 слов

Брак в Древнем Риме

... норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав. В данном реферате пойдет речь о браке в Древнем Риме. 1. Значение брака в Древнем Риме matrimonium Авторы времён Римской империи считали республику ... ролью её приданого: принесённые женщиной в дом мужа средства давали ей право требовать внимания со стороны мужа, что иногда рассматривалось мужьями как посягательство на их ...

Когда он говорит (с. 35), что «стандарты социального поведения в мужском государстве обращаются в противоположность в женском государстве», его замечание без всяких оговорок может быть приложено к раннему Риму. Правящий пол — мужчины — имел все имущественные права; при браке жена приносила приданое мужу; мужчины имели «тенденцию поручать подчиненному полу — женщинам — дом и хозяйство в качестве сферы их деятельности». Но Вертинг выделяет и многие другие характерные черты мужского государства в связи с семейной жизнью; и все они вполне приложимы к раннему Риму, особенно положения о женском целомудрии, представляющие собой «двойной моральный стандарт».

Преданность являлась неотъемлемой частью бытия римлянина, а ей сопутствовал своего рода слепой инстинкт собственности на землю и семью, между которыми не проводилось строгого разграничения. Когда ораторы периода ранней республики изображали римскую матрону как образец благородства и добродетели, они упускали из виду тот факт, что это являлось следствием не только самопожертвования, но и инстинкта самосохранения. Вплоть до конца I в. до н.э. муж по закону мог убить свою жену за супружескую измену. При определенных обстоятельствах жена могла быть приговорена к смерти, даже если ее не поймали на месте преступления. Если она выпивала больше определенного (чисто символического) количества вина считалось, что это указывает на ее аморальность, и за это она могла получить развод. Основаниями для развода служили также «упрямство и отвратительное поведение», не говоря уже о бесплодии.

Как и повсюду в древнем мире, в Риме жены и дети считались собственностью своих родственников мужского пола. Но в Риме было одно отличие: воспитание детей и ведение домашнего хозяйства считалось только частью всех обязанностей женщины. От нее ожидалось более активное и обширное участие в делах семьи. Это было своего рода продолжением неолитической ситуации, вероятнее всего связанным с той огромной скоростью, с которой Рим превратился из рассеянного общества, основной единицей которого была семья (и экономический вклад женщины в дела этого общества был весьма существенным), в цивилизованное государство, которое при более плавном развитии и большей зависимости от разделения труда со временем ограничило бы круг занятий женщины исключительно домашними обязанностями.

Одним из следствий этого стало то, что жизнь женщины оказалась менее изолированной, чем в других обществах той эпохи; другим — то, что женщина достаточно хорошо знала себе цену и обладала определенной уверенностью в своих делах.

Для многих женщин этого было вполне достаточно. В Древнем Риме большое количество женщин охотно отказывались от свободы в обмен на удобства интеллектуальной и эмоциональной зависимости.

Защита семейного пространства, каким бы ограниченным оно ни было, многим женщинам казалась более желанной, чем свобода и независимость. Но несмотря на это, даже те женщины, которые не испытывали склонности к эмансипации, были способны признать, что их жизнь могла бы стать легче. И те, с виду невинные и чисто формальные, поправки, которые с помощью женщин были приняты к законам о браке, привели римлянок в конце концов к возможности потакать всем своим желаниям, что имело далеко идущие последствия История древнего Рима. Под редакцией Кузищина В.И. — Москва: Изд-во «Высшая школа», 1993. — С.167..

13 стр., 6483 слов

Семья в римском праве

... что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой. В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего ...

В Древнем Риме традиционно существовали три формы брака. Первая форма, (confarreatio), была приблизительным эквивалентом современного католического брака; такой брак отличался пышными церемониями и расторгнуть его было крайне сложно. Вторая форма, (coemptio), — пережиток обычая покупать невесту, который был похож на современный брачный ритуал и предназначался для тех, у кого не было денег на дорогие украшения. В обоих случаях невеста переходила прямо из рук отца в руки мужа — in manum, как гласил формальный текст договора, — вместе со своим имуществом (если таковое было) и приданым. Отныне она полностью принадлежала семье мужа, и если она каким-то образом нарушала брачные законы, ей предстояло держать ответ перед семейным советом семьи мужа, а не родной семьи.

Третья форма брака, (usus), — законный брак, заключавшийся только по истечении года совместной жизни. В более древние времена такой брак, должно быть, не пользовался большим уважением. Будущие супруги проходили своего рода испытательный срок, что было вполне приемлемо, если союз превращался в постоянный, но, если связь прерывалась, это подлежало осуждению. До истечения испытательного срока женщина принадлежала к семье отца; и только после заключения брака она переходила в собственность мужа целиком Косарев А.И. Римское право. — М., 2006. — С.78..

Эта форма брака представляла собой достаточно большую отдушину, которой можно было воспользоваться людям, стремившимся к независимости. В представлении римлян «совместная жизнь» означала буквально следующее: если женщина уходила из дома своего будущего мужа более чем на три дня и три ночи подряд, то испытательный срок следовало отсчитывать заново. Проявляя некоторую изобретательность и осторожность, женщина могла откладывать момент, когда она по закону станет собственностью мужа, выйдя из своей родной семьи. Такая система предназначалась для тех случаев, когда невеста в возрасте тринадцати-четырнадцати лет должна была выйти замуж за малознакомого ей мужчину.