Личность в демократическом и авторитарном государстве

Курсовая работа

Как известно, общество служит социально-экономической основой государства. Отсюда, возникает проблема взаимоотношений государства и общества, государства и личности, проблема положения человека в государствах с различным политическим и правовым устройством. И она возникла не сегодня, поскольку является фундаментальной на протяжении всего развития общества, государства и права. Ещё Платон и Аристотель считали, что главной целью любого государства являются гармонические отношения общества и государства. Именно государство, его политическая система позволяют увидеть, охраняются ли и обеспечиваются ли интересы личности, его честь и достоинство. Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития.

Данная тема привлекла меня тем, что сегодня наиболее актуальной в вопросах права и государства является проблема личности. Это произошло в силу изменения мира в целом и изменения понимания роли личности в этом мире. Сегодня личность развивается в сильно политизированной среде. Одновременно государство нуждается в личности нового типа: активном гражданине, способном к самостоятельному принятию решений и ответственности. Появление такого массового политического типа личности пробивает себе дорогу через борьбу противоречивых тенденций в современной политике: с одной стороны, активизация личности в политике становится общественной потребностью, с другой — налицо процессы политического отчуждения, которое проявляется в росте неверия в политику как средства разрешения важных человеческих проблем. Но государство без поддержки личностей общества существовать не может. Плюс ко всему, на мой взгляд, внутриличностные регуляторы — совесть, убеждения, ценности, в которые человек верит, становятся не столько определяющими в современном мире, сколько несут разного вида проблем.

Я абсолютно согласен с мнением Серебряковой М.Ю., Ceрeбрякoва М.Ю. Личноcть в правовом гоcудapcтвe о том, что сегодня личность в демократическом и авторитарном государстве анализируется на стыке сразу нескольких взаимосвязанных наук, и она не совсем изучена. Именно это мне кажется наиболее интересным.

3 стр., 1354 слов

Правовое государство: проблемы теории

... по отношению к любому обществу, к различным сторонам его жизни, а так же к государствам, выполняет разнообразные роли. Тема данной работы – Правовое государство: проблемы теории. В ней я хочу ... И. Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу ...

Данная тема изучалась и изучается огромным количеством философов, политологов, правоведов, историков, психологов, литераторов, социологов. В своем исследовании я остановился лишь на некоторых работах. Так, на мой взгляд, достаточно четко и интересно данная проблема освещена в работах: Серебряковой М.Ю, Соболевой Н.А., Алексеева С.С., Симакова К.А., Баранова Н.А., Анохина Ю.В., Доброштана В. М.и др.

Теоретико -методолгическая основа: юридико-догматический метод, метод анализа, сравнительно-правовой метод.

Объектом моего изучения является положение личности в демократическом и авторитарном государстве.

Предмет исследования — личность в демократическом и авторитарном государств.

Основная цель работы — исследование изученности проблемы существования личности в демократическом и авторитарном государстве.

Для достижения поставленной цели я поставил следующие задачи:

Изучить понятие личность и ее взаимоотношение с государством (правовой статус личности )

Выявить основные характеристики положения личности в демократическом и авторитарном государстве

Сделать выводы

правовой статус авторитарный демократический

1. Личность в государстве

1.1 Понятие личности и ее правового статуса

Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. По определению Р.С. Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Иными словами, личность — это прежде всего индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. В Конституции России термин «личность» употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек (иностранец, лицо без гражданства) и гражданин.

Политическая жизнь, политическая система общества — это поле взаимодействия государства и личности. В идеале государство должно служить человеку. Однако в действительности связи между личностью и государством сложны и противоречивы. Государство может выступать как сила, враждебная простому человеку. Так было при рабовладельческом, феодальном государствах, которые отражали интересы лишь меньшей части общества. Часто государство превращает человека в придаток государственной машины. Так происходит при авторитарных и тоталитарных режимах. Государство может возложить на себя обязанности по защите прав и свобод своих граждан, стать партнером гражданина. Такую позицию декларируют некоторые современные государства. Правда, какие обязательства взять на себя, в каком объеме защищать права человека, — это государства зачастую интерпретируют по своему усмотрению. Строго говоря, государство и человек объективно противостоят друг другу. Человек стремится к максимально возможной свободе. Однако безграничная свобода угрожает самому человеку и обществу в целом. Свобода перерастает во вседозволенность, ведет к столкновению интересов, к беспорядкам. Такое положение неприемлемо для государства. Вот здесь и определяется роль права, которое своими нормами поддерживает исторически обусловленное место индивида (личности), хотя следует помнить, что правовой статус человека и гражданина в огромной мере определяется:

4 стр., 1755 слов

Историческое многообразие концепций права и прав человека

... прав человека, эволюция теоретического обоснования концепции прав человека в различных учениях; приведена наиболее распространенная классификация прав человека; охарактеризовано современное понимание содержания прав человека; рассмотрен уровень соблюдения прав человека в современной России, а также изучен термин «правовое государство» ...

  • социально-экономическим положением государства;
  • степенью развитости и демократичности политического режима;
  • нравственными и иными условиями жизни общества.

В свою очередь, государство стремится к порядку. Для выполнения своих функций государство стремится в максимально возможной степени «упорядочить» отношения, вплоть до сильного ограничения степени личной свободы своих граждан. История свидетельствует: государство может выполнять в обществе как конструктивную, так и деструктивную роль. В первом случае государство благотворно воздействует на общественный организм, обеспечивает порядок, функционирование и развитие общества. Во втором случае — встает над обществом, разрушает общественный организм. В свою очередь, общество служит социально-экономической основой государства. Неразвитым (недемократическим) обществам соответствуют и неразвитые государства, в которых власть бесконтрольна, а сила сосредоточивается лишь в карательных и принудительных органах.

1.2 Взаимоотношения личности и государства

Можно выделить две модели взаимоотношений между государством и обществом. В одном случае государство видит в повышении благосостояния общества свою цель. Когда общество и его благо становятся целью, государство изыскивает приемлемые средства для достижения этой цели, выступает как партнер, слуга общества и применяет главным образом методы убеждения. В другом случае государство имеет какую-то «свою цель», например «построить коммунизм», обеспечить превосходство арийской расы, осуществить завоевания или какую-то «великую миссию», решить «великую задачу» и т.п. И тогда само общество превращается в средство достижения подобных целей, государство выступает по отношению к обществу как хозяин, надсмотрщик, начальник и применяет, как правило, методы принуждения. Логика истории ведет к постепенному изменению характера и функций государства, а также моделей взаимоотношений между ним и обществом

Вот здесь опять уместно возвратиться к понятию права и правовому статусу личности, которые формируют на основе этих моделей взаимоотношения личности и государства. Правовой статус личности — это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права. Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс. Так, глава 2 Конституции РФ Кoнcтитуция РФ глава 2 определяет права и свободы человека и гражданина. Иными словами, она закрепляет принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; систему прав и свобод человека и гражданина; гарантирует их и определяет основные права и обязанности гражданина. А поскольку, Конституция — основной закон государства, то он как раз и определяет принцип взаимоотношений личности и государства.

Вместе с тем, в каждой отрасли права существуют свои особенные, присущие именно им права и обязанности. Совокупность закрепленных в отдельной отрасли права особенных прав, свобод и обязанностей образуют категорию «отраслевой правовой статус личности».

11 стр., 5082 слов

Личность, право, государство правовое государство, права и свободы ...

... работы: исследование личности, права, государства: правовое государство, права и свободы человека и гражданина. Задачи работы: 1. Раскрыть сущность правового государства как организацию политической власти и обеспечения прав и свобод человека. 2. Охарактеризовать отличительные признаки правового государства: признание и защита прав человека и гражданина, верховенство ...

Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы. В зависимости от характера государственного режима, существует два подхода к определению меры свободы личности в праве.

В обществах, где господствуют тоталитарные принципы, где государство считает себя, а не человека, высшей ценностью, правовой статус личности, как правило, устанавливается по принципу «запрещено все, кроме того, что разрешено». Пределы свободы исчерпывающим образом определены государством.

В обществах, где государство признает человека в качестве высшей ценности (демократические государственные режимы), правовой статус формируется исходя из принципа «разрешено (дозволено) все, кроме того, что запрещено». Здесь государство устанавливает исчерпывающий перечень запрещенных действий, а пределы свободы человека не определены. Единственный ограничитель — граница запретов.

Правовой статус гражданина является всеобъемлющим. Это означает, что гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности.

Правовой статус иных субъектов содержит ряд изъятий. Например, иностранцы не могут участвовать в выборах и референдумах, служить в армии, создавать политические партии и т.д.

В некоторых государствах иностранцам предоставляется правовой статус, максимально приближенный к правовому статусу гражданина. Это называется предоставлением «национального режима». Правовой статус личности останется декларацией, если в государстве и в обществе не будет создан соответствующий механизм гарантий его реализации. Таким образом, правовой статус (правовое положение) личности, основу которого составляют конституционные права, свободы и обязанности, влияет на положение личности в обществе, что, в свою очередь, раскрывает характер самого общества, данного социального строя. Правовой статус включает в себя не только права и свободы, но и обязанности человека и гражданина, как перед государством, так и перед другими физическими лицами. Конституция гарантирует неприкосновенность конституционных прав и свобод человека и гражданина, строго оговаривая порядок и причины их ограничения со стороны государства Кoнcтитуция РФ, cт. 55, cт.56

2. Личность в демократическом государстве

2.1 Сущность демократического государства

Для того, чтобы определить положение личности в демократическом государстве, необходимо вспомнить суть демократического государства. Демократия — (от древнегреческого DЕMОS — народ и СRUTОS — власть ) — народовластие — это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

2 стр., 783 слов

Психология личности преступника

... вытекает правомерность использования термина «личность преступника» в психолого-криминологических исследованиях. По мнению большинства юристов, непосредственные причины и истоки виновного поведения всегда лежат в личности человека, совершившего преступление. В противном ...

Демократический режим- характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу. Характерные черты демократического режима:

Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Выборы считаются честными, если нет махинаций, и есть специальный механизм честной игры.

Периодическая выборность основных органов государства. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента — военный переворот, а не выборы.

Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства.

Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть — граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Таким образом, можно сделать вывод, что демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты, отсюда, и личность в демократическом государстве тоже имеет определенные черты.

Положение личности в правовом государстве

Я возьму наиболее распространенное определение и словаря по политологии, которое определяет, что демократическая личность — тип личности, характеризующийся следующими чертами: уважительное и доверительное отношение к людям, терпимость и склонность к поискам компромиссов, высокая информированность и самостоятельность суждений, гражданственность и социальная активность, благоразумие и приверженность общечеловеческим ценностям. Cловapь по политологии Сформированность данных качеств демократической личности показывает и сформированность гражданского общества и правового государства. Здесь было бы, кстати немного сказать о данной тенденции в России сегодня. Мы уверенно идем по созданию гражданского общества, правового государства. Но правовое государство имеет ряд сторон, требующих самостоятельного подробного рассмотрения. Прежде всего при помощи права в рамках правового государства осуществляется придание государственной власти черт цивилизованности, ее включение во всю систему институтов развитого демократического государства, когда снимаются или во всяком случае значительно преодолеваются негативные, демонические проявления феномена власти и когда оказывается возможным в полной мере раскрыть позитивный потенциал государства как формы управления, его роли в упрочении и развитии отношений в ряде сфер жизни общества, в том числе в экономике. С этим, в частности, сопряжено формирование передового товарно-рыночного хозяйства, отличающегося относительной экологической чистотой. Далее. Надо видеть наиболее существенную, юридически строгую черту правового государства; она состоит не столько в последовательном проведении общедозволительного начала для граждан (принцип «дозволено все, кроме прямо запрещенного законом»), сколько в регламентации действий «правителя» — установлении и обеспечении строго разрешительного порядка для государственных органов и должностных лиц, в соответствии с которым и те и другие вправе совершать лишь такие действия, которые прямо предусмотрены законом (принцип «запрещено все, кроме прямо предусмотренного»), а еще более — в идее «правления права», когда развитое право, его принципы, права и свободы человека определяют функционирование и развитие государства. А предшествующий опыт существования нашего государства говорит о трудностях данного развития.

3 стр., 1345 слов

Понятие и криминологическая характеристика личности преступника

... обобщить приведенные три уровня изучения личности преступника, то на этой основе можно сформулировать криминологическое понятие личности преступника в широком смысле: это система характеристик, используемых для изучения личности человека, совершившего преступление, и определения ...

Наиболее высокой ступенью развития права, всесторонне раскрывающей его потенциал, является не просто правовое государство, а его развитие, продолжение — правовое общество, или общество Права. Думается, важнейшим показателем правления права наряду с некоторыми другими моментами (обретение правосудием статуса высшей власти в государстве, последовательное утверждение культуры права, развитие частного права и др.) является резкое возвышение прирожденных прав человека, которые как таковые приобретают в обществе непосредственно юридическое значение. Такое значение прав человека в какой-то мере свойственно и правовому государству в строгом смысле. Но в последнем права человека влияют на общественную жизнь через механизмы, характерные для внутригосударственного права (т.е. через механизмы правотворчества, учета прав человека при применении закона и т.д.).

В правовом же обществе в соответствии с принципом правления права, правозаконности, безусловного верховенства права непосредственно юридическое значение, причем значение приоритетное, должны приобрести права человека, закрепленные в международно-правовых документах, и это обеспечивается соответствующими органами международного правосудия. Алeкceeв C.C. Тeopия права Иными словами, воспитание демократической личности в России имеет ряд проблем, связанных, на мой взгляд, е ещё не донца сформированным правовым государством. Как пишет Соболева С.А., «Демократические красивости» действующего законодательства, механически заимствованные на Западе, не способны решить проблему реального обеспечения прав личности. Идеализация абстрактных конструкций типа «правовое государство», «гражданское общество», «права человека» приводит к тому, что реальный человек, его потребности и права отходят на второй план, остаются в тени. В результате основная часть населения страны, особенно люди старшего поколения, оказываются экономически и социально незащищенными, а характер и масштабы преступности делают практически каждого потенциальной жертвой. Вполне естественно, что этот процесс находит адекватное отражение в общественном сознании. Примечательна эволюция правовых представлений и идей в связи с развитием общественных отношений в постсоветский период. В отечественной науке утвердились демократические концепции теории естественного права, а привлекательные идеи свободы, равенства, братства, пережив «второе рождение», казалось, прочно завладели умами российских граждан. Однако на российской почве демократия западного типа начала ассоциироваться с вседозволенностью, что породило мощную волну правового нигилизма на всех уровнях, которая в итоге «вымыла» из категории «права человека» правовое и социальное содержание. Cоболeва C.А. Пeрcпeктивы развития взаимоотношeний личноcти и гоcудapcтва в cоврeмeнной Роccии

3 стр., 1316 слов

Исполнительная власть в системе государственного управления

... с позиций определения системы органов исполнительной власти, их отграничения от органов иных ветвей государственной власти и соответственно от органов государственного управления. По мнению Ю.А. Тихомирова, государственное управление следует понимать в широком и узком смыслах. В широком смысле - ...

Стремление к абсолютизации прав человека и верховенства закона в итоге приводят к забвению обязанностей. В то же время любые права человека могут быть гарантированы только в сильном государстве, которое в состоянии управлять обществом и позитивно воздействовать на личность. Cоболeва C.А. Пeрcпeктивы развития взаимоотношeний личноcти и гоcудapcтва в cоврeмeнной Роccии

Совокупность теоретических представлений об определенном типе личности, который рассматривается как основа тоталитарных режимов в силу присущих ему специфических черт, названа концепцией авторитарной личности. Эта концепция возникла в русле неомарксизма как одна из попыток исследовать социальную почву, благоприятствовавшую возникновению нацизма. Понятие «авторитарная личность», введенное одним из основоположников неофрейдизма Э. Фроммом, развивалось теоретически и обосновывалось с помощью конкретных эмпирических исследований в работах М. Хоркхаймера, Т. Адорно и их коллег. Авторитарная личность, согласно Э. Фромму, Э Фромм Бeгcтво от cвободы страдает от невыносимого чувства свободы, одиночества, затерянности в сложных социальных образованиях. Эти негативные чувства обостряют в ней инстинкт самосохранения и жажду самоутверждения. Воля к самореализации, которая не может, по мнению Э. Фромма, найти выход в демократически ориентированной социальной деятельности, реализуется на путях авторитаризма с помощью самоидентификации личности с авторитетом группы, государства, с харизматическим лидером. Этот авторитет замещает у авторитарной личности авторитет отца, утрачиваемый в распадающихся семьях.

Вернемся к понятию авторитаризма (термин происходит от латинского «авторитас» — власть, влияние).Авторитаризм как научное понятие стал в последнее время занимать важное место при анализе политических режимов различных стран современного мира., Это прежде всего, объясняется характером современной эпохи — эпохи перехода от авторитарных и тоталитарных режимов к демократическому государству. Также это обуславливается тем, что многие государства современности характеризуются наличием авторитарных режимов. Диапазон их разновидностей в современном мире чрезвычайно широк. Шанин А.А.Автopитapноe гоcудapcтво в 20 вeкe

7 стр., 3106 слов

Профессиональная направленность личности сотрудников правоохранительных органов

... к личности сотрудника правоохранительных органов Требования современности определяют необходимость высокого уровня профессиональной компетентности работников правоохранительной системы ... государства, но и как педагог-психолог. Он должен заниматься формированием правовой культуры и правопослушного поведения граждан - от подростков до лиц пожилого возраста. Каждый сотрудник правоохранительных органов ...

Международная организация «Frееdоm Hаusе» («Дом Свободы») в 1992 году провела исследование 186 стран мира и пришла к выводу, что с точки зрения уважения прав и свобод человека — важнейшего критерия демократии — 75 стран мира являются «свободными», 73 — «частично свободными» и 38 — «несвободными». Россия — «частично свободная» страна, по уровню свободы, установленному этой международной организацией.

Исходя из этой классификации для всех «частично свободных» и большинства «несвободных» стран характерны авторитарные режимы. В данной связи чрезвычайно актуален вопрос об их сущности, характерных чертах и основных формах. С этой целью необходимо, на мой взгляд, рассмотреть основные черты и отличия авторитаризма и тоталитаризма. Оба этих режима сходны недемократической формой осуществления политической власти. Ряд характерных черт тоталитаризма присущ и авторитаризму. Будучи родственным тоталитарному режиму по сути, авторитарный режим имеет и во многом сходные с ним признаки.

3. Личность в авторитарном государстве

3.1 Основные черты авторитарного государства

Авторитарное государство характеризуется тем, что в нем сужена или сведена на нет сфера применения принципов выборности государственных органов и должностных лиц, гласности их деятельности, подотчетности и подконтрольности их населению. При авторитаризме принцип всеобщего избирательного права отменяется или превращается в фикцию, происходит ограничение или имитация участия широких народных масс в решении жизненно важных проблем общественной жизни, господствует принцип назначения. Выражением такого вышеназванного ограничения выступает отсутствие или непостоянное и малозначительное для населения функционирование избранных народом органов власти. Для авторитарного режима характерно сужение числа субъектов, формирующих органы власти, вплоть до одного человека. Массы в центре и на местах от власти отчуждаются.

Значительный централизм в руководстве обществом. В центре и на местах происходит концентрация и централизация власти в руках определенной личности, группы людей или нескольких тесно взаимосвязанных государственных (либо партийных) органов, решения которых должны выполняться беспрекословно. Разделение властей, направленное на предотвращение необоснованной их концентрации, отсутствует. При этом, государство ставит исполнительную власть над законодательной и судебной. Происходит принижение роли представительных государственных органов. Поскольку власть сосредотачивается в руках главы государства, представительные органы из ведущих превращаются во второстепенные, декоративные, марионеточные учреждения, а нередко вообще упраздняются. Парламент реального влияния на выработку политического курса, законотворчество не оказывает и деятельность исполнительных органов власти не контролирует. Парламентские выборы носят формально-показной характер, так как проводятся в обстановке отсутствия или ограничения легальной борьбы партий (часто вообще на безальтернативной основе), а потому фактически представляют собой назначение. Органы самоуправления на местах обычно отсутствуют, заменяясь назначаемыми из центра чиновниками. Исполнительные органы власти наделены законодательными и судебными полномочиями (юридически или фактически).

5 стр., 2387 слов

Вопросы понимания власти, государства и права в раннем христианстве

... является выявление специфики вопросов понимания власти, государства и права в раннем христианстве. Для ее достижения необходимо выполнить ряд задач: рассмотреть идеи и принципы политического устроения общества ... общин был демократизм, который основывался на вышеуказанных принципах. Непререкаемое уважение каждой личности, самоотверженная любовь друг к другу всех членов общины не могли породить ...

Реальная политическая власть сосредотачивается в руках правящей группы (генералитет, верхушка партии и т.п.) или одного лица (гражданского или военного диктатора, лидера партии) — главы государства. Типичная черта авторитарного режима — монополия на власть со стороны какой-либо политической или социальной группы, одного или нескольких лиц, фактическое отстранение населения от власти.

Руководство и управление обществом во всех сферах жизнедеятельности осуществляется в основном командно-административными, приказными методами. На всех уровнях государственного механизма господствует правило жесткого обязательного подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим. Государство обладает правом вмешиваться в любую область жизни, контролировать деятельность всех сторон жизнедеятельности общества. Из процесса принятия и реализации политических решений полностью или в основном исключается применение метода взаимного согласования позиций в ходе обсуждения государственных проблем.

Авторитарный режим, как определяет его испанский ученый X. Линц — это «способ правления с ограниченным плюрализмом». Разрешаются только те политические объединения, которые выступают на стороне существующего режима или лояльны по отношению к нему. С другой стороны те организации, которые угрожают его власти, оказываются вне закона. Авторитаризм характеризуется тем, что государство терпит легальную оппозицию, но суживает пространство для ее деятельности. При авторитарном режиме может существовать многопартийная система, но правящая партия господствует в политической сфере. Данная партия обычно сращивается с государственным аппаратом, а ее монополия на власть закрепляется законом. Деятельность других общественных объединений допускается лишь при условии их подчинения власти и регулируемости с ее стороны. Общественные объединения, а также СМИ, выступающие против режима, подвергаются репрессиям и запрещаются.

Наблюдается во многом неправовой характер деятельности власти. Роль права и закона в условиях авторитарного режима становится второстепенной: власть получает полномочия, законом не ограниченные и закону не подчиненные. Конституция не рассматривается в качестве основного закона и основы правопорядка. Ее подменяют указы главы государства, партийные директивы или армейские приказы, приобретающие силу закона. Право здесь не обладает приоритетом над государством, а потому деятельность власти в целом часто носит неправовой характер. Это создает условия для беззакония и произвола. С целью удержания населения в повиновении режим прибегает к насилию, становящемуся важным инструментом общественного регулирования. Гипертрофированную роль в обществе приобретают карательные органы. Суд, другие правоохранительные органы лишаются самостоятельности и являются исполнителями велений власти. Государство становится не правовым.

3.2 Положение о личности в авторитарном государстве

Для авторитаризма характерно «неприятие» демократических прав и свобод. Авторитарный режим отменяет юридически или сводит на нет фактически большинство демократических прав и свобод граждан. Особенно это касается политических и личных прав граждан. Последние, по обыкновению, только провозглашаются, а в практической жизни полностью не реализуются. Отсутствуют какие-либо реальные гарантии прав личности, социальных общностей, организаций. Личность отчуждается от власти и превращается в объект манипулирования. Устанавливается абсолютный примат интересов власти над интересами отдельного гражданина. Суверенитет, неприкосновенность личности в должной мере не обеспечивается. Плюрализм мнений. существует в строго ограниченных рамках. Закон преимущественно стоит на страже интересов государства, а не личности.

Армия, полиция, органы безопасности используются для подавления оппозиционных сил, выступающих против режима. Армия становится основной опорой власти. Большое, в некоторых странах даже преобладающее влияние в политической сфере имеют внеконституционные органы, в которых главная роль принадлежит военным.

Все средства массовой информации и само ее содержание берутся под строгий контроль государства. Хотя при авторитарном режиме СМИ разрешается критиковать отдельные недостатки государственной политики и отдельных должностных лиц. Но в целом СМИ должны сохранять лояльность по отношению к режиму. Может существовать цензура как специальный государственный институт.

По мнению, помимо традиционных форм авторитарных режимов (деспотия, тирания, абсолютная монархия) можно выделить и новые формы авторитаризма.

Классификация форм авторитарных режимов, имеющаяся в отечественной научной литературе, носит неоднозначный характер. Объясняется это тем, что исследователи этой проблемы используют различные критерии для классификации режимов этого типа. Например, Р.Х. Кочесоков наряду с тоталитарными и авторитарными выделяет квазитоталитарные режимы, которые представляют собой «как бы искусственно созданные марионеточные режимы, существующие только благодаря поддержки извне». С точки зрения, Ю.Г. Сумбатяна к формам авторитаризма необходимо отнести реакционные, консервативные и либеральные режимы. А.П. Цыганков в свою очередь рассматривает следующие разновидности авторитаризма:

1) однопартийные системы;

2) военные режимы;

3) режимы личной власти;

4) бюрократически-олигархические режимы.

Н.В. Дякевич, говоря об авторитарном режиме, выделяет такие его типы:

  • а) олигархические;
  • б) конституционно-либеральные;
  • в) военные;
  • г) тоталитарные.

Шанин А.А. Автopитapноe гоcудapcтво в 20 вeкe

Заключение

Таким образом, изучив данную проблему по источникам, монографиям ученых правоведов и политологов, я могу сделать следующие выводы.

Проблема взаимоотношений личности и государства, с одной стороны, достаточно хорошо изучена, но с другой, в ней много «белых пятен», касающихся современного положения личности. Как ни парадоксально, но чем больше человек начинает для себя определять важность общечеловеческих ценностей, тем больше требует от государства не свободы, а своеволия. А это, в свою очередь, порождает правовой нигилизм.

Демократия имеет в своем начале уважение к государству, однако, на практике, очень часто не уважает его. Почему? На мой взгляд, это можно вынести в отдельную проблему изучения и здесь большая роль будет принадлежать философии и социологии.

Интересен для меня оказался вопрос о сущности авторитарной личности. Я попытался рассмотреть его только с позиции теории авторитарного режима.

Список используемой литературы “Кoнцeпция развития инфopмационного обecпeчeния opганов внутрeнних дeл в бopьбe c прecтупноcтью”: М., ГИЦ МВД РФ, 1993.

1. Конституция РФ. (1993)

2. О Конституционном суде Российской Федерации» (1994 г.);

3. О референдуме в Российской Федерации (1995 г.);

4. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации (1997 г.); в законах:

5. О гражданстве Российской Федерации (2002 г.);

6. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976. Т. 1.

7. Алексеев С.С. Теория права.—М.: Издательство БЕК, 1995. С.103

8. Диаконов В.В.Учебное пособие по политологии.2004

9. Н.И. Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права .Учебник 2004

10. Серебрякова М.Ю. Личность в правовом государстве (из истории политико-правовой мысли) (Журнал «Правоведение»/1994/№ 1)

11. Соболева С.А. Перспективы развития взаимоотношений личности и государства в современной России. Гуманитарный вестник, 2014, вып. 1. URL: httр://hmbul. bmstu.ru/ саtаlоg/sосiо/hiddеn/154.html

12. Шанин А. А. Авторитарное государство в 20 веке. httр://www.unn.ru/раgеs/vеstniкi_jоurnаls/9999-0195_Wеst_рrаvо_2001_1(3)/33.рdf.

13. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. Догмат о Христе. — М., 1998.

14. Научная библиотека диссертаций и авторефератов httр://www.dissеrсаt.соm/соntеnt/liсhnоst-i-роlitiка-v-рsiкhоаnаlitiсhеsкiкh-коntsерtsiyакh-v-rаiкhа-е-frоmmа-i-кg-yungа#ixzz3WNzyqСhH

15. Психология и педагогика Учебное пособие httр://www.bibliоtекаr.ru/рsihоlоgiа-1/24.htm