Дипломная работа смежные права

Курсовая работа

Возникновение смежных прав относится к периоду после первой мировой войны, с развитием новых технологий, обусловивших появление радио, кино, грампластинок, а затем телевещания, аудиокассет и т.п.

Термин «смежные права» в основном употребляется в правовых системах романо-германской семьи. Англо-саксонской системе это понятие неизвестно. Так, в США термин авторское право «copyright» относится как к объектам авторского права, так и к фонограммам. Рузакова О.А. Право интеллектуальной собственности. — М.: МФПА, 2004.

В России смежные права стали охраняться с принятием в 1991 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Наряду с охраной прав авторов произведений науки, литературы и искусства российское авторское право признает и охраняет права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания. Права указанных лиц ввиду их близости и тесной связи с правами авторов именуются смежными правами.

Понятие смежных прав было дано и в связи с тем, что большинство объектов смежных прав не могут существовать без объектов авторского права и, соответственно, производны от них.

Дело в том, что многие авторы сами не могут и не хотят исполнять свои произведения, а предоставляют это право известным музыкантам, певцам, которые в свою очередь могут передать право на запись своего выступления производителям фонограмм и право на передачу в эфир организации эфирного вещания, права которых также носят исключительный характер и подлежат защите, как и авторские права.

Актуальность темы заключается в том, что понятие смежных прав впервые появилось в 1993 г. в законе «Об авторских и смежных правах», а затем получило дальнейшее развитие в главе 71 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Со временем появлялись новые объекты смежных прав, такие, как право изготовителя базы данных и право публикатора на произведение науки, литературы или искусства.

Законодатель конкретизировал содержание исключительного права по каждому из объектов смежных прав и закрепил особую форму договоров в гражданском праве — лицензионных договоров, на основании которых правообладатель мог распорядиться своим исключительным правом.

Целью данного исследования явилось изучение новейших положений законодательства в области правовой охраны и защиты смежных прав, а также соответствия российского законодательства базовым международным конвенциям в области смежных прав.

4 стр., 1615 слов

Линейные объекты: понятие и виды

... же понятие линейного объекта можно определить, учитывая следующие характеристики: 1) Значительная протяженность объекта - длина объекта превышает его ширину; 2) Линейный объект является сооружением, которое ... неоднозначные суждения по данному вопросу. Зачастую судебная практика в решении споров относительно сложных объектов бывает противоречивой, ведь линейному объекту свойственны различия ...

Исходя из поставленной цели, решены следующие задачи:

1) изучение роли и значения смежных прав в структуре интеллектуальной собственности;

2) раскрытие содержания смежных прав по российскому законодательству.

ГЛАВА 1. СМЕЖНЫЕ ПРАВА В СТРУКТУРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1.1 Понятие смежных прав

Смежные права являются самостоятельным институтом интеллектуальной собственности. Однако они неразрывно связаны с институтом авторских прав, ведь наряду с охраной прав авторов произведений науки, литературы и искусства российское авторское право признает и охраняет права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, создателей баз данных и публикаторов произведений, перешедших в общественное достояние. Права указанных лиц ввиду их близости и тесной связи с правами авторов именуются смежными правами и перечисляются в ч. 1 ст. 1303 ГК РФ.

Изначально правовое регулирование авторских отношений ни в одной стране не ставило вопроса о каких-либо правах исполнителей или режиссеров и не решало его. В таких действиях просто не было потребности, так как практически все акты творчества уникальны, ограничены во времени и пространстве, отсутствовали средства, способные воспроизвести то же произведение в ином месте и в иное время.

История появления этих прав тесно связана с историей развития техники, в том числе радио- и телевещания и вопроизводящих устройств. В этом вопросе я считаю правильной точку зрения Стремецкой Н. Л.: «Так же как изобретение книгопечатания усложнило контроль авторов за использованием их сочинений, так и современные средства записи и связи усложнили контроль исполнителей, создателей записей за незаконным использованием исполнения и постановок». Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. 2002. №8. По мере развития техники и технологий, предоставляющих новые возможности по воспроизведению результатов творческой деятельности, стали появляться первые нормы, предусматривающие защит прав исполнителей и организаций, создающих такие средства. Первоначально к ним относились граммофонные пластинки, которые сразу же стали подделываться, а права исполнителей часто не соблюдались.

Сегодня в России сформировалось законодательство о смежных правах, практически совпадающее с общими мировыми принципами правового регулирования рассматриваемых отношений.

По мнению одного из ведущих российских специалистов в области гражданского права, А. П. Сергеева, необходимость охраны такой разновидности смежных прав, как права артистов-исполнителей, признавалась большинством юристов уже давно. Однако взгляды на возможные формы охраны результатов исполнительского творчества разделились. По мнению одной группы ученых, в результате творческой деятельности исполнителей создается новый объект авторского права — произведение исполнительского искусства, права на который должны охраняться в рамках авторского права в его узком смысле. Другие ученые считали, что говорить о создании артистами-исполнителями новых произведений при всем уважении к их труду было бы явной натяжкой. Эта вторая точка зрения, в справедливости которой убеждает и международный опыт охраны прав исполнителей, и была, в конечном счете, воспринята российским законодательством. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3 / Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко, Ю. В. Байгушева [и др.]; под ред. А. П. Сергеева. — М. : ТК Велби, 2009.

4 стр., 1620 слов

Смежные права артистов-исполнителей

... противоречий. Для того чтобы двигаться дальше, развивать законодательство о смежных правах, прорабатывать механизм реализации прав исполнителей, необходимо иметь представление о том, что происходит сейчас, то ... взыскании невыплаченного вознаграждения с учетом просрочки платежей, а также о запрещении вещания до заключения пользователем соглашения с РОУПИ. Представляется, что несколько громких ...

К смежным правам относят исключительное право, а также некоторые специально предусмотренные законом личные неимущественные права.

Объекты смежных прав отражают логику классификации самих таких прав. К ним относятся:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если такие исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, т.е. любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного и кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой такой организацией либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

1.2 Структура законодательства в области охраны смежных прав

Смежные права стали охраняться в России лишь с 4 августа 1992 г. Именно тогда на территории РФ были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденные 31 мая 1991 г. (далее — Основы гражданского законодательства).

Общие нормы Основ гражданского законодательства получили развитие в Законе об авторском праве, который посвятил смежным правам специальный раздел, уточнявший состав охраняемых смежных прав.

Ранее действовавшее законодательство, в частности Гражданский кодекс РСФСР 1964 г., охраняло лишь права организаций эфирного вещания, признавая за ними авторское право на радио- и телепередачи.

Введение Основ гражданского законодательства положило начало развитию института смежных прав. Однако их субъектами признавались только организации эфирного вещания. Согласно п. 3 ст. 141 Основ гражданского законодательства, организациям эфирного вещания принадлежало право разрешать другим организациям ретрансляцию, запись и воспроизведение их передач. Кроме того, организациям эфирного вещания также право разрешать публичное воспроизведение телевизионных передач за плату в местах, доступных неопределенному кругу лиц.

Раздел IV Основ гражданского законодательства включал две статьи, вводившие охрану прав исполнителей, создателей звуко- и видеозаписей и организаций эфирного вещания. Однако поскольку эти статьи носили достаточно общий характер и не давали ответов на многие вопросы, реальной охраны смежных прав они не гарантировали.

Дальнейшее развитие института смежных прав, а вместе с ним и расширение прав организаций вещания связано с принятием Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-I (далее — ЗоАП), который в соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5352-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» вступил в силу со дня его опубликования, т.е. с 3 августа 1993 г.

48 стр., 23675 слов

Защита авторских и смежных прав в Интернет

... связанных с развитием института авторского и смежных прав в рамках международных договоров. Целенаправленная работа по созданию правового инструмента по охране авторского права была начата в Брюсселе ... авторских и смежных прав в сети Интернет. Теоретической основой работы послужили труды отечественных, российских и зарубежных авторов в области авторского и информационного права, содержащие ...

В ЗоАП, с принятием которого раздел IV Основ гражданского законодательства перестал применяться на территории РФ, смежным правам посвящен специальный раздел, обеспечивающий значительно более полное их регулирование. Следует отметить, что с принятием этого Закона изменился и состав охраняемых смежных прав. Из числа субъектов смежных прав оказались исключены создатели видеозаписей, но наряду с организациями эфирного вещания обладателями смежных прав признаны организации кабельного вещания. Указанные изменения обусловлены стремлением сблизить правовое регулирование смежных прав в российском законодательстве с наиболее распространенной мировой практикой и положениями Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. Что же касается видеозаписей, то их охрана осуществляется нормами авторского права как аудиовизуальных произведений.

Итак, в III разделе ЗоАП, посвященном смежным правам, предусмотрено, на какие объекты признаются смежные права, кто является их обладателем, срок действия смежных прав, а также их содержание. К объектам смежного права по закону относятся: исполнение (постановка), фонограмма, передача организаций эфирного и кабельного вещания. Соответственно обладателями смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания и их правопреемники. Содержание смежных прав составляют имущественные права, аналогичные в значительной степени с авторскими имущественными правами, у исполнителей содержание смежного права составляют также неимущественные права: право на имя и право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Смежные права на исполнение действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права в отношении производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока, в отношении организаций эфирного вещания права действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир.

ЗоАП утратил силу с 1 января 2008 г. в связи с принятием четвертой части ГК РФ, которая посвящена регулированию правоотношений в сфере авторского права и смежных прав (гл. 71 ГК РФ).

Была введена охрана двух новых объектов смежных прав — содержания баз данных и публикаций произведений, перешедших в общественное достояние. Гл. 71 ГК РФ конкретизировала и дополнила нормы ранее существовавшего ЗоАП. Вот некоторые из этих изменений: было дано новое определение фонограмме (отныне это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений), за исполнителем впервые было закреплено право авторства (ст. 1313 и 1315 ГК РФ), было введено понятие «служебное исполнение», что, по мнению специалистов, практически свело к нулю все исключительные смежные права исполнителей. ИС. Авторское право и смежные права, № 9, 2007. Также были расширены правомочия теле- и радиокомпаний по распоряжению сообщениями в эфир и по кабелю передач были существенно расширены: телерадиокомпания получила исключительное право на воспроизведение вещания на любых носителях, а также путем записи в память ЭВМ, на публичное исполнение и т.д.

7 стр., 3341 слов

Права авторов произведений науки, литературы и искусства

... авторских договоров об уступке авторских прав на будущее произведение автора, невозможности передачи права на неприкосновенность произведения , отрицанию того, что авторские права ... интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. ... авторских прав, предусмотренных ст. 49 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", встает вопрос о том, все ли субъективные авторские права ...

Я считаю, что российское законодательство имеет важное значение в регулировании отношений в области авторского и смежного права. При этом не следует умалять значение Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ), которая имеет высшую юридическую силу во внутригосударственном законодательстве. Некоторые ее положения непосредственно затрагивают вопросы авторского права и смежных прав. Так ст. 44 Конституции РФ гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Среди подзаконных актов важное значение имеют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. В частности постановлениями Правительства РФ утверждены минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведения, за воспроизведение произведений путем звукозаписи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений /видеофильмов/ в прокат.

Оценивая современное состояние авторского законодательства России, можно отметить мнение ведущих специалистов в области авторских и смежных прав: «Прежде всего, с его принятием российское авторское право впервые за всю его историю сблизилось с уровнем авторско-правовой охраны, которая обеспечивается в большинстве развитых стран мира. Первый серьезный шаг к этому был сделан Основами гражданского законодательства 1991 г., однако содержащиеся в них нормы были явно не достаточны для урегулирования возникающих на практике вопросов. Иными словами, если Основы гражданского законодательства определили принципиальный подход законодателя к регулированию авторско-правовых отношений, то Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» впервые подробно регламентировал все основные их аспекты с учетом гарантий, которые обеспечиваются Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений. Что касается отношений, связанных со смежными правами, то их развернутое правовое регулирование вообще дано впервые в истории российского законодательства. При этом безусловным достоинством Закона является то, что подавляющая часть его норм рассчитана на прямое применение». Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. — М.: Юристъ, 2000. Впоследствии, ЗоАП был заменен частью четвертной ГК РФ, расширившей и конкретизировавшей его положения.

На сегодняшний день в России сформировалось законодательство о смежных правах, практически совпадающее с общими мировыми принципами правового регулирования рассматриваемых отношений.

1.3 Международные соглашения в области охраны смежных прав

Начало международно-правовой охране авторских и смежных прав было положено еще в 1886 г. подписанием Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Она была принята 9 сентября 1886 года в Берне (Швейцария).

Первыми участниками конвенции были Бельгия, Германия, Франция, Испания, Великобритания, Тунис и Швейцария. Спустя много лет, 13 марта 1995 года участником Бернской конвенции стала и Российская Федерация.

Значимость Бернской конвенции в сфере охраны смежных прав заключается в том, что она впервые установила ряд принципов международного авторского права, которые получили свои собственные названия.

8 стр., 3956 слов

Международные соглашения в области авторского права и смежных прав

... вопросам авторских и смежных прав. Рассмотрим перечень международных соглашений, регулирующих авторские и смежные права. Бернская конвенция Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. является старейшим международным договором в области авторских прав, ее положения составляют ...

Во-первых, это принцип национального режима, в соответствии с которым каждая страна-участник конвенции предоставляет гражданам других стран-участниц те же авторские права, что и своим собственным гражданам. Любые разбирательства по поводу подпадающих под конвенцию произведений происходят по законам страны, на территории которой они используются. Например, французский закон об авторском праве применим к любым материалам, публикуемым или исполняемым на территории Франции, вне зависимости от того, где эти материалы были первоначально созданы.

Во-вторых, принцип независимости охраны. Он заключается в том, что охрана произведения в каждой стране никак не зависит от охраны произведений в других странах, в том числе в стране происхождения произведения.

Третий принцип — принцип автоматической охраны — гласит, что авторское право не требует для использования каких-либо предварительных формальностей (типа регистрации, особого заявления о претензиях на копирайт, разрешения властей и т.д.) и возникает автоматически в момент фиксации произведения в материальной форме (для граждан стран-членов конвенции) или первой публикации (для опубликованных в этих странах произведений иностранных авторов).

Презумпция авторства — еще один значимый принцип Бернской конвенции. В соответствии с этим принципом, автором считается тот, чьё имя или псевдоним указаны на обложке книги. Интересно, что в России автором может быть только человек, в то время как США признаёт авторство юридических лиц.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений требует предоставления авторам следующих исключительных прав: право на воспроизведение произведения любым способом и в любой форме, право на перевод, право на публичное вещание, право на публичное исполнение, право на публичное чтение, право на переделки, аранжировки и другие изменения произведения (право на переработку) и право на кинематографическую переделку произведения.

Минимальный срок этих прав для большинства произведений устанавливается как вся жизнь автора и 50 лет с года его смерти. Для произведений, опубликованных анонимно (или под неизвестным публике псевдонимом), — 50 лет с момента публикации. Минимальный срок охраны для фотографий ? 25 лет, для кинематографических произведений — 50 лет с момента создания или первого показа. Для произведений декоративно-прикладных жанров минимальный срок не установлен. На практике вычисление надлежащего срока охраны ещё более сложно, требует учёта различных тонкостей международных отношений, национальных законодательств и судьбы конкретных произведений.

Далее следует указать на Римскую конвенцию 1961 г. об охране интересов артистов — исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Основная задача данной конвенции — создать единый правовой режим охраны и защиты обладателей смежных прав. В настоящее время в ней участвует более 60 государств, а Россия стала участником конвенции в 2003 г.

Ранее созданные международные акты фактически не определяли и не регулировали единообразно права тех, кто исполняет авторские произведения, создает фонограммы и программы вещания. Такой пробел компенсировала Римская конвенция, основанная на принципах предоставления национального режима и обеспечения минимального уровня охраны прав. В числе дополнительных условий для присоединения к Римской конвенции предусмотрено членство в ООН (Организация Объединенных Наций) и вышеназванной Бернской конвенции (либо Всемирной конвенции об авторском праве, принятой в Женеве в 1952 г.).

3 стр., 1490 слов

Проблемы авторского права на музыкальные произведения

... появилась у него до исполнения или публикации ее другим лицом.Среди способов защиты своего авторского права на музыкальное произведение следует также отметить хранение экземпляра произведения у нотариуса. В соответствии ... данном случае для защиты своего авторского права на музыку и текст композиции необходимо обратиться к нотариусу с целью хранения данных документов. Распечатать ноты с партиями ...

В результате присоединения к Римской конвенции Россия решила различные задачи. Во-первых, мы встали на путь цивилизованного развития рынка смежных прав, предполагающего, в том числе, выплату «справедливого вознаграждения» исполнителям и производителям фонограмм. Ведь дело далеко не в том, чтобы обеспечить уплату соответствующих средств иностранным гражданам и фирмам, обладающим смежными правами, но и в том, чтобы «открыть» зарубежные рынки для отечественных правообладателей в связи с бурным развитием отечественной шоу-индустрии, ростом исполнительского мастерства артистов и повышением авторитета наших режиссеров. Во-вторых, факт присоединения к данной конвенции необходим для вступления во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

В-третьих, условия конвенции таковы, что позволяют России в легитимном порядке не распространять соответствующие правила на исполнения, фонограммы и передачи эфирного вещания, записанные до вступления в конвенцию.

Следующий международный акт — подписание Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.).

Для России она действует с 13 марта 1995 г.

По существу данная Конвенция есть продолжение Римской конвенции, поскольку посвящена частным аспектам охраны прав производителей фонограмм от действий, нарушающих их интересы. Женевская конвенция 1971 г. не предусматривает установления национального режима, как предшествующие, она лишь требует от каждого государства-участника принимать эффективные меры борьбы с незаконным изготовлением фонограмм, производством их копий и несанкционированным распространением среди «публики», в том числе требует установления уголовно-правовых санкций. Конвенция устанавливает минимальные требования к оформлению фонограмм, включая наличие в национальном законодательстве нормы, обязывающей сопровождать копии фонограмм знаком в виде латинской буквы Р в окружности, указания на первый год издания, а также данные, позволяющие определить производителя (правопреемника) или обладателя исключительной лицензии.

21 мая 1974 г. в Брюсселе была подписана конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники — Брюссельская конвенция. Для СССР конвенция вступила в силу 20 января 1989 г., Российская Федерация является участницей конвенции как правопреемница СССР.

Брюссельская конвенция направлена на запрещение противозаконного распределения программонесущих сигналов, передаваемых с помощью спутника. Договаривающиеся государства вправе выбирать способ предотвращения противозаконного распространения сигналов. В качестве такого может применяться законодательство об охране интеллектуальной собственности в соответствии с конвенциями об авторском праве, путем принятия административных мер, уголовных санкций, использования законов об электросвязи.

Российской Федерацией заключены и двусторонние договоры с рядом стран. В основе таких соглашений обычно лежит принцип взаимного признания и охраны авторских прав.

12 стр., 5518 слов

Контрольная работа: Субъекты авторского права. Объекты авторского ...

... внешняя форма его выражения. Согласно Закону "Об авторском праве и смежных правах" объектами его охраны являются следующие произведения в области науки, литературы и искусства: литературные, письменные ... автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства. Можно выделить следующие принципы авторского права как совокупности правовых норм: а) принцип свободы творчества ( ...

По мнению специалиста в области авторских прав М. М. Богуславского, главная проблема, решение которой было поставлено при установлении международного правового режима применительно к авторским произведениям, заключается в исходной территориальности прав автора. Это означает, что по общему правилу права автора признаются и защищаются только на территории данного конкретного государства. Если даже другое государство и предоставляет определенную защиту произведениям авторам иных стран, то содержание норм, определяющих такую защиту, может не совпадать с нормами об авторских правах на родине автора и т.д. Богуславский М.М. Участие СССР в международной охране авторских прав. — М.: Юридическая литература, 1974.

Выходом из ситуации явилось заключение международных договоров, как двусторонних, так и многосторонних. Именно в таком направлении и развивается международная практика унификации правового режима авторских произведений, защиты авторских и смежных прав.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СМЕЖНЫХ ПРАВ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

2.1 Содержание смежных прав и срок их действия

В настоящее время в Российском законодательстве выделяются 5 видов смежных прав, которые закреплены в гл. 71 ГК РФ: права на исполнение, право на фонограмму, право организаций эфирного и кабельного вещания, право изготовителя базы данных и право публикатора на произведение науки, литературы или искусства. Охрана двух последних объектов смежных прав была введена в части четвертой ГК РФ, которая вступила в силу сравнительно недавно, а именно, в 2006 году.

В § 2 ч. 4 ГК РФ установлено содержание такой разновидности смежных прав, как права на исполнение. В данном случае, исполнение есть представление произведения посредством пения, произнесения, декламации и т.д. Правовой охраной пользуется как живое исполнение, так и исполнение, зафиксированное на материальном носителе.

Определяя круг лиц, которые приобретают смежные права в связи с исполнением произведений науки, литературы и искусства или народного творчества, закон указывает три категории таких лиц — артисты, режиссеры-постановщики и дирижеры (ст. 1313 ГК РФ).

Все они названы исполнителями, хотя ими в строгом смысле слова являются лишь артисты, т.е. актеры, певцы, музыканты, чтецы, танцоры и другие лица, которые непосредственно представляют, поют, произносят, декламируют, играют или каким-либо иным образом исполняют произведения. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3 / Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко, Ю. В. Байгушева [и др.]; под ред. А. П. Сергеева. — М.: ТК Велби, 2009.

Коллективное исполнение произведений приводит к возникновению между исполнителями примерно таких же отношений, какие порождает соавторство при создании произведения. Если исполнителей произведения несколько, они осуществляют принадлежащие им правомочия только по взаимному согласию. Реализация прав больших коллективов исполнителей, например хоров, оркестров, театральных трупп и т. п., производится их дирижерами, режиссерами, солистами, руководителями труппы. Вопросы, связанные с осуществлением смежных прав, решаются в контрактах, заключаемых с артистами, а также в нормативных документах, регламентирующих деятельность данных коллективов.

За исполнителями признаются как личные неимущественные, так и имущественные права. К первой группе относятся: а) право признаваться автором исполнения (право авторства); б) право на указание своего имени или псевдонима при использовании исполнения (право на имя); в) право на защиту исполнения от всякого искажения. Авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно.

32 стр., 15991 слов

Право интеллектуальной собственности (2)

... Кодекса интеллектуальной собственности Франции), но как научный термин обозначает совокупность объектов авторских прав (произведений литературы, науки и искусства) или сами авторские права. 2. Понятие предмет, метод и функции права интеллектуальной собственности и ...

Имущественные интересы исполнителей обеспечиваются закреплением за ними права на использование исполнения любым не противоречащим закону способом. Примерный перечень способов использования исполнения содержит п. 2 ст. 1317 ГК РФ. К ним относятся:

1) сообщение в эфир, т.е. сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения;

2) сообщение по кабелю, то есть сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

3) запись исполнения, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

4) воспроизведение записи исполнения, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части. При этом запись исполнения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ;

5) распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

6) доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

7) публичное исполнение записи исполнения;

8) прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

Указанные правомочия исполнителей не исчерпывают все их возможности по использованию и контролю за использованием исполнения.

Свои имущественные права исполнители могут передавать на договорной основе производителям фонограмм, организациям эфирного и кабельного вещания и любым другим лицам, специализирующимся в области коммерческого использования творческих произведений и объектов смежных прав.

Что же касается срока действия исключительного права на исполнение, то он короче обычного авторского права и действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение в эфир (по кабелю).

Хохлов В. А. Авторское право: Законодательство, теория, практика. — М.: Издательский Дом «Городец», 2008.

Следующим видом смежных прав является право на фонограмму. Под фонограммами понимаются любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

В соответствии со ст. 1322 ГК РФ, изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке. Хотя деятельность по изготовлению фонограмм носит технический характер, их производители наделяются особыми правами, призванными ограждать их имущественные интересы от незаконного воспроизведения и распространения фонограмм иными лицами.

Поскольку изготовление фонограмм является технической деятельностью, в мировой практике за их производителем обычно признаются лишь имущественные права. Согласно ст. 1324 ГК РФ изготовитель фонограммы вправе воспроизводить фонограмму; распространять экземпляры фонограммы путем продажи или иного отчуждения; сдавать их в прокат; импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения; публично исполнять, передавать в эфир или по кабелю и т. д.

Частью четвертой ГК РФ за изготовителями фонограмм признаны и личные неимущественные права: а) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования; б) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании; право на обнародование фонограммы.

Переход права собственности на экземпляр фонограммы не влечет уступки каких-либо смежных прав, принадлежащих изготовителю фонограммы.

Исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществилась запись. Исключительное право на фонограмму наследуется, но в пределах оставшейся части названных сроков.

Третий вид смежных прав — право организаций эфирного и кабельного вещания. Под организациями вещания в гражданском праве понимаются радио- и телестудии, а также иные организации, занимающиеся распространением звука и (или) изображений средствами беспроволочной связи (организации эфирного вещания) либо сообщающие их публике посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств.

Объектами смежных прав, принадлежащих организациям эфирного и кабельного вещания, являются их «передачи». Передача — это не любое сообщение (трансляция, эмиссия) в эфир или по кабелю, а лишь такое сообщение, которое создано самой этой организацией либо создано по заказу и за ее счет другой организацией. Таким образом, если кинофильм или звукозапись созданы не организацией эфирного или кабельного вещания и не по ее заказу, то их передача в эфир или по кабелю не создает никаких смежных прав организации эфирного или кабельного вещания. С другой стороны, если организация эфирного или кабельного вещания сначала записала передачу на звуконоситель, а затем осуществляет передачу этой записи, у нее возникают и фонограммные права на эту запись, и права на передачу. Гаврилов Э. П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. — М.: Изд. Экзамен, 2005.

Выделение передач в качестве особых объектов правовой охраны имеет практический смысл лишь в том случае, если сами передачи не являются творческими произведениями. В противном случае их охрана обеспечивалась бы авторским правом и вопрос о необходимости признания за создателями передач еще каких-либо прав просто бы не возникал.

За организациями эфирного и кабельного вещания закрепляются в отношении их передач только имущественные права на использование передач любыми не противоречащими закону способами. В соответствии с п. 2 ст. 1330 ГК РФ к числу таких способ относятся: 1) запись сообщения радио- или телепередачи; 2) воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи; 3) распространение сообщения радио- или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио- или телепередачи; 4) ретрансляция, т.е. сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации; 5) доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения; 6) публичное исполнение, т.е. любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.

Следует помнить, что в составе передачи могут быть и другие авторские и смежные права (например, право на исполнение), на которые предоставляется режим правовой охраны и на территории Российской Федерации. Калятин В. О. Интеллектуальная собственность (исключительные права).

— М.: Изд. Норма, 2000.

Исключительное право на сообщение вещательных организаций на передачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение передачи.

С принятием части четвертой ГК РФ охрану получили права изготовителей баз данных. Под базой данных понимается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

Если база данных представляет собой результат творческой деятельности по подбору и расположению материала, ее составитель приобретает такие же авторские права, какие имеют составители других сборников. В том случае, когда база данных представляет собой простую совокупность тех или иных материалов, в основе подбора и расположения которых не лежит творческое начало, никаких авторских прав на базу данных не возникает.

Охране подлежит и содержание базы данных, которое охраняется от несанкционированного извлечения и повторного использования. При этом охрана предоставляется содержанию не любых баз данных, а лишь тем из них, создание которых требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат.

Изготовителю базы данных — лицу, организовавшему создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению ее материалов — принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом.

Наличие у изготовителя базы данных исключительного права на ее использование не препятствует лицам, правомерно пользующимся базой данных, извлекать из такой базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в личных, научных, образовательных и иных некоммерческих целях в объеме, оправданном указанными целями, и в той мере, в которой такие действия не нарушают авторские права изготовителя базы данных.

Наряду с имущественными правами изготовитель базы данных обладает личным неимущественным правом на указание на экземплярах базы данных и (или) упаковках своего имени или наименования.

Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом ее создания. Как отмечает В. А. Хохлов, сроки действия исключительных прав возобновляются при каждом обновлении базы данных. Последняя оговорка закона, по его мнению, позволяет считать, что обновление не приводит к признанию базы данных аннулированной как самостоятельный объект и лишь позволяет продлить срок защиты исключительных прав. В противном случае пришлось бы признать, что после каждого обновления появляется новая база данных или допустить, что срок защиты длится всего 15 лет. Хохлов В. А. Авторское право: Законодательство, теория, практика. — М.: Издательский Дом «Городец», 2008.

Смежные права также охраняют права публикаторов. Объектом смежных прав публикаторов являются ранее не обнародованные произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после перехода их в общественное достояние. В соответствии с п. 1 ст. 1337 ГК РФ прав публикаторов распространяются лишь на произведения, которые независимо от времени их создания могли быть признаны объектами авторского права. При этом права публикатора на произведение признается и тогда, когда произведение было обнародовано публикатором в переводе или в виде иной переработки.

Публикатором признается гражданин, которые правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Публикатору принадлежат: 1) право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения; 2) исключительные права на использование необнародованного им произведения всеми способами, которыми могут использовать произведения их авторы (п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Исключительное право публикатора возникает с момента обнародования произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

При отчуждении оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры или другого подобного произведения) его собственником, обладающим исключительным правом публикатора на отчуждаемое произведение, это исключительное право переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

2.2 Распоряжение исключительными смежными правами

Использование произведения автора другими лицами осуществляется на основании авторского договора, кроме случаев, специально установленных законом. Договорная форма использования произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора. Отвечает она и интересам пользователей, поскольку они приобретают определенные права по использованию произведений, которые не имеют другие лица.

ЗоАП, в котором неоднократно указывалось на переход авторских прав на использование произведения, исходил из того, что автор на основании договора уступал все или отдельные имущественные права на произведение его пользователю. Из положений части четвертой ГК РФ достаточно четко следует, что по авторскому договору автор может как уступить свои имущественные права на произведение (договор об отчуждении исключительного права), так и предоставить право использования произведения в предусмотренных договором пределах (лицензионный договор).

По лицензионному договору одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах (п.1 ст. 1286 ГК РФ).

Лицензиат может использовать произведение только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.

Смежные права могут передаваться на исключительных или неисключительных условиях как и авторские права по договорам о передаче исключительных или неисключительных прав. Соответственно выделяются два вида лицензий — простая (неисключительная) и исключительная. Простая лицензия подразумевает сохранение за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам, а в исключительной лицензии такое право отсутствует.

Существенным условием договоров о передаче смежных прав является условие о предмете: о характере передаваемых прав, способах использования смежных прав и объект, в отношении которого передаются права. Также существенными можно назвать условия о сроке, территории действия передаваемых прав, и вознаграждении за их использование. Среди иных условий, которые имеют важное значение именно для договоров об использовании объектов смежных прав (особенно в отношении производителей фонограмм), является условие о том, что передаваемые (предоставляемые) по договору права (в частности, права на запись) не должны нарушать прав третьих лиц, т.е. прав авторов, исполнителей и иных правообладателей.

Многообразие договоров об использовании смежных прав позволяет провести их классификацию, хотя ныне действующее законодательство таковой не предусматривает.

Одним из таких договоров является договор о передаче прав на исполнение. Его предметом могут быть права, перечисленные в п. 2 ст. 1317 ГК РФ, в частности право передавать исполнение в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю, записывать ранее не записанное исполнение с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, воспроизводить запись исполнения (т.е. изготовлять экземпляры фонограммы) публично исполнять запись произведения и др. Договоры на использование этих прав заключаются исполнителем, а при исполнении коллективом исполнителей — руководителем такого коллектива. П. 4 ст. 1317 ГК РФ предусматривает заключение договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения с использованием исполнения или постановки. Форма договора о передаче прав исполнителя — письменная.

Также можно отметить договор о передаче прав на фонограмму. Предметом данного договора являются права, указанные в п. 2 ст. 1324 ГК РФ, а именно: право на публичное исполнение фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю, распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, прокат или импорт оригинала фонограммы или ее экземпляров и т.д.

При заключении договора о передаче прав на сообщение радио- или телепередач предметом договора является запись сообщения радио- или телепередачи, их распространение, ретрансляция (т.е. сообщение в эфир), публичное исполнение и т.д.

В соответствии со ст. 1245 ГК РФ авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях.

Отчуждение исключительных смежных прав возможно при заключении договора об отчуждении. По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 1285 ГК РФ).

Как следует из приведенного легального определения данного договора, автор или иной правообладатель уступает или обязуется уступить приобретателю все принадлежащие ему имущественные права в отношении произведения, объединенные в части четвертой ГК РФ в понятие «исключительное право». При этом уступка прав носит по общему правилу полный, окончательный и бесповоротный характер. Многие специалисты отмечают, что такое решение является ошибочным, поскольку, вопреки заверениям разработчиков проекта части четвертой ГК РФ, будет сдерживать оборот имущественных прав.

Авторский договор об отчуждении имущественных прав должен прямо указывать на то, что по нему правообладатель передает или обязуется передать приобретателю все имущественные права на произведение. В соответствии с п. 4 ст. 1234 ГК РФ все имущественные права на произведение переходят от правообладателя к правоприобретателю в момент заключения договора об отчуждении исключительного права, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Данный договор предполагается возмездным, причем в этом случае цена уступки выступает в качестве существенного условия договора. Исходя из принципа свободы договора стороны могут договориться о любых способах оплаты уступки прав. Если уступка имущественных авторских прав производится на безвозмездных началах, на это должно быть прямо указано в договоре.

К сожалению, авторский договор об отчуждении имущественных прав на произведение урегулирован законом крайне скупо. По существу, составители части четвертой ГК РФ ограничились констатацией того, что по такому договору к приобретателю переходят все исключительные авторские и смежные права. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3 / Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко, Ю. В. Байгушева [и др.]; под ред. А. П. Сергеева. — М.: ТК Велби, 2009.

смежный авторский право договор

2.3 Анализ судебной практики по защите смежных прав

В гражданском праве под защитой авторских и смежных прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании. Действующее законодательство содержит достаточно подробную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3 / Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко, Ю. В. Байгушева [и др.]; под ред. А. П. Сергеева. — М.: ТК Велби, 2009.

По общему правилу защита авторских и смежных прав осуществляется в судебном порядке. В качестве средства защиты выступает иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения — с другой.

Часть четвертая ГК РФ предоставляет потерпевшим достаточно большой выбор способов защиты, которые предусмотрены как общими положениями (ст. 1251 — 1253 ГК РФ), так и правилами об авторском праве и смежных правах (ст. 1301, 1311 ГК РФ).

Зачастую способ защиты нарушенного права либо прямо определен специальной нормой закона, либо вытекает из характера нарушенного права и совершенного нарушения. Однако не менее часто обладателю нарушенного права предоставляется возможность выбора сред допустимых способов защиты. Обратимся к их краткому анализу.

Необходимость в применении такого способа защиты, как признание авторского или смежного права, возникает тогда, когда наличие у лица данного права подвергается сомнению, авторское или смежное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Неопределенность существования авторского или смежного права зачастую приводит к невозможности его использования или, по крайней мере, затрудняет такое использование.

Возмещение убытков, в том числе взыскание с нарушителя незаконно полученного дохода или выплата им компенсации в твердой сумме, представляет собой один из наиболее действенных способов защиты авторских и смежных прав. Для взыскания компенсации достаточно доказать лишь факт правонарушения, а не причинение и размер убытков.

Случай из судебной практики: ООО «Мистерия дистрибьюция» обратилось в арбитражный суд с иском в защиту исключительных прав к ООО «Вишенка» о взыскании 14000 руб. компенсации за незаконно использованные фонограммы.

Решением Арбитражного суда г. Москвы с ответчика в пользу истца взыскано 1000 руб. компенсации за нарушение смежных прав. ООО «Мистерия Дистрибьюция» в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене судебного решения, вынесении нового судебного акта о взыскании 14000 руб. компенсации, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения. В обоснование требования о компенсации за нарушение исключительных смежных прав истец указал на то, что является обладателем этих прав на распространение фонограмм, входящих в альбом Britney Spears «In the Zone», на основании договора.

В торговом пункте, принадлежащем ООО «Вишенка», 20.01.2004 приобретен контрафактный аудио компакт-диск Britney Spears «In the Zone», содержащий четырнадцать незаконно использованных произведений. Истец сослался на признаки контрафактности приобретенного компакт-диска.

Арбитражный суд указал, что на основании вышеуказанного договора, заключенного с ООО «БМГ Россия», истец обладает исключительными правами на распространение фонограмм, входящих в альбом Britney Spears «In the Zone», выпускаемых на компакт-дисках, и в силу п. 1 ст. 49 Федерального закона «Об авторском праве и смежных правах» вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации. Факт распространения ответчиком контрафактного компакт-диска подтверждается имеющимся в деле кассовым чеком от 20.01.2004. Учитывая, что истцом доказано нарушение его исключительных смежных прав на распространение фонограмм, входящих в альбом, однако нарушение совершено ответчиком впервые, стоимость одного материального носителя (компакт-диска) — 100 руб., арбитражный суд, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 49 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах», уменьшил размер компенсации до 10 МРОТ.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения авторских или смежных прав и прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, применяется в тех случаях, когда авторское или смежное право в результате нарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения.

В целях наиболее эффективной защиты прав потерпевших закон предусматривает возможность применения обеспечительных мер по делам о нарушении авторских и смежных прав. В частности, суд может запретить нарушителю совершать определенные действия. Так, Автономная некоммерческая организация «Музыкальный культурно-досуговый центр «Полигон» обратилась в арбитражный суд с иском к ЗАО «Мороз Мьюзик» о запрете совершать ответчику любые действия, связанные с изготовлением, воспроизведением, продажей, сдачей в прокат, импортом, транспортировкой, хранением или владением с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений и фонограмм с использованием исполнений, смежные права на которые принадлежали истцу, а также об обязании ответчика изъять из гражданского оборота за свой счет и передать безвозмездно истцу контрафактные экземпляры фонограмм и произведений с использованием исполнений, смежные права на которые принадлежат истцу.

В обоснование иска указано, что по договору от 24 августа 2002 года истцу переданы исключительные права исполнителей Г., К., Т. на использование ряда фонограмм с записью собственных исполнений группы „Кино“. Ответчиком без разрешения истца были произведены и реализованы экземпляры фонограмм с исполнениями произведений, права на которые переданы истцу. Судом было установлено, что договор не может подтверждать передачу исключительных прав на использование исполнения, поскольку по нему переданы только права троих указанных исполнителей. Исключительные права наследников Виктора Цоя по данному договору не передавались.