Смертная казнь в истории права России

Курсовая работа

Право на жизнь представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере, ибо все остальные права утрачивают смысл в случае гибели человека.

  • К сожалению, в истории новой России человеческая жизнь перестала быть высшей ценностью. В результате убийства превратились в обычные преступления, и их количество стало расти в геометрической прогрессии. Если их в 1988 году было в России немногим более десяти тысяч, то через десять лет их число перешагнуло за тридцать тысяч. По числу убийств, как в абсолютном, так и в относительном исчислении (на сто тысяч населения), Россия вышла на первое место в мире. См.: Андреева В.Н. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы как ее альтернатива. Краснодар, 2000. с. З. В этой связи немалую роль играет уголовное наказание за особо тяжкие преступления и самым радикальным, дискуссионным и противоречивым видом системы показаний, который лишает человека не только право на жизнь, но и самой жизни является смертная казнь.
  • Именно такой субъект, как государство, осуществляя смертную казнь, и выступает в качестве «вершителя судеб и жизней». Государство, лишая жизни человека, вдруг само становится «преступником», но «преступником в законе», совершающим так называемое «комфортабельное юридическое убийство» Смертная казнь: за и против. М., 1989. с.175 (В. Соловьев).

    Тогда возникает вопрос: а может ли государство выступать в качестве палача, имеет ли право стоять на одной ступени с преступником, играть его же роль именно тогда, когда жертвой становится сам преступник, а преступником (убийцей) — само государство?

  • В связи с этим дискуссии об отмене или сохранении смертной казни, ее целесообразности ведутся в России еще с восемнадцатого века. Однако единого мнения — где же поставить запятую в сакраментальной фразе «казнить нельзя помиловать» так и недостигнуто.
  • Смертная казнь — высшая, исключительная мера наказания. Добро это или зло? Справедливое возмездие или неоправданная жестокость раздираемого противоречиями, далеко не идеального общества, не справляющегося со своей же преступностью? Поможет ли она избавиться от преступлений? Проблема «за» и «против» смертной казни возникла в умах человечества еще задолго до новой эры. До нас дошли свидетельства того, что этот вопрос впервые активно дебатировался в Древней Греции во времена Пелонесской войны.
  • Проблема смертной казни является сложной и многогранной. Она затрагивает политико-правовые, социально-экономические, нравственно-религиозные, культурно-психологические и другие сферы нашей жизнедеятельности.
    13 стр., 6118 слов

    Ранняя Спарта: государство, общество, человек

    ... государственного строя и в не меньшей степени его исключительное своеобразие уже в достаточно раннее время (вероятно, начиная со второй половины VI в.) должны были сделать это государство ... войны, политический и общественные строй Спарты уже со спартанскими институтами власти и «общины равных». ... устройства Спартанского государства. ¾рассмотреть социальный аспект жизни людей внутри общины. Работа ...

    Из всего комплекса вышеперечисленных аспектов рассмотрим, прежде всего, политико-правовые, ибо они на сегодняшний день приобретают особую актуальность.

  • Не случайно в такой переломный момент развития российского общества обострились дебаты именно вокруг политико-правовых (в том числе и международно-правовых) проблем смертной казни, вновь «возгорелась» интересная дискуссия по поводу ее отмены.
  • Является ли смертная казнь сдерживающим фактором преступности, или нет, нарушает ли права человека, или выступает средством из арсенала правопорядка, применять ли ее в современный период, или отказаться?
  • На эти и многие другие вопросы по-разному отвечают ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели, писатели, журналисты, граждане. И хотя практически все из них высказываются за отмену смертной казни (против самой идеи никто прямо не выступает), основные расхождения наметились в сроках осуществления данного гуманного акта. Некоторые авторы предлагают уже сегодня отказаться от подобного вида наказания в нашей стране, закрепив это законодательно
  • Сегодня проблема смертной казни является проблемой мирового масштаба, которая преследует глобальные гуманистические цели.

    Только с 1989 года по 1995 год высшую меру наказания отменили двадцать пять стран, и к концу 1995 года она была полностью отменена в семидесяти двух странах, в тридцати странах отменена де-факто и в девяноста странах сохранена См.: Е/CN/15/1996/1 Пятая сессия экономического и Социального совета ООН. Вена. 21-31 мая, 1996 г., С.27.. Причем, печальное и недосягаемое лидерство по применению высшей меры наказания принадлежит Китаю, где по разным данным ежегодно казнят от трех с половиной до десяти тысяч осужденных. Таким образом, на долю Китая всего приходится семьдесят процентов всех казненных в мире Там же. С.29.. Наша же задача состоит в том, чтобы разобраться с этим вопросом, но применительно к Российской Федерации и в рамках отечественного законодательства. Необходимо оценить на одних весах аргументацию сторонников и противников смертной казни. Начать же рассматривать и исследовать этот карательный институт нужно в историческом русле.

  • 1. Смертная казнь в истории права России
  • 1.1 Зарождение и узаконение смертной казни. Ее виды
  • Рассматривая исторический аспект этого вопроса, нужно заметить, что начало применения смертной казни невозможно уследить, ибо в своем зачатке она имела образ «народной расправы».

    Если же говорить о ее законодательном оформлении, то в памятниках нашего законодательства то, в летописях мы встречаем прямые указания относительно применения смертной казни. Эволюция смертной казни в Древнерусском государстве во многом связана с введением христианства на Руси Великим князем Владимиром (988 г.) и организацией церкви, призванной выполнять важные для государства идеологическую и морально-этическую функции. В этой связи развитие правоотношений в древнерусском обществе во многом зависело от того, насколько глубоко христианство посредством церковных институтов проникало в его духовную жизнь.

  • Отношение церкви к смертной казни имело двойственный характер. С одной стороны, церковь как носительница христианского вероучения должна была бороться за ограничение и отмену обычая кровной мести (древнейшей формы смертной казни) у славян-язычников и смертной казни вообще, а с другой — она сама становилась инициатором введения карательных мер в законодательство Древнерусского государства.
  • Владимир, мечтавший об усилении своей власти, предпочел услуги константинопольского патриарха, исходя из того, что в системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение и всецело зависела от императора.
    14 стр., 6772 слов

    Смертная казнь как вид наказания

    ... сфере. Смертная казнь же посягает на самое ценное - человеческую жизнь. Объектом исследования в данной работе станут - смертная казнь как вид наказания, практика ее применения и ограничения, пожизненное лишение свободы как альтернатива смертной казни. Предметом ...

  • Поначалу принятие христианства мало изменило языческий быт древнерусского общества. Но не потому, что «христианские миссионеры, шедшие к славянам или германцам», не приносили с собой ничего нового и их мировоззрение «не отличалось от мировоззрения языческих жрецов, колдунов и знахарей», а потому, что христианство и язычество — это два разных мировоззрения, не связанных между собой преемственно. Поэтому сложилось «двоеверие — мировоззрение раздвоенного сознания средневековых русичей» Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. Л., 1991. С. 17.. Церковь стремилась изменить языческие обычаи, особенно обычай кровной мести, посредством проповеди. Русская Кормчая указывает на то, что в Древней Руси церковь пользовалась правом убежища, а если кто «покупается нужею отъ извести прибегшаго, кто либо будеть, таковъ же да прииметь сто сорокъ ранъ, и тогда, яко подобаетъ, да испытается обида прибегшаго» Малиновский А. Кровная месть и смертная казнь. Вып. 1. Томск, 1908. С. 71..
  • Однако задача оказалась гораздо сложнее. Только проповедью искоренить обычаи славян оказалось невозможно.

    Закон выживаемости рода был основан на праве силы, праве сильнейшего. Культ силы, господствовавший у славян (вспомним былинных героев Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича), в условиях разложения родовых отношений приводил к тому, что сын шел на отца, брат на брата, поэтому князь Владимир по совету епископов и старцев в 996 г. вводит смертную казнь. Это место в летописи вызвало многочисленные споры среди ученых.

  • То, что Владимир ввел смертную казнь по совету епископов, не вызывает сомнения, причем смертная казнь назначалась за разбой. Разбойник — это человек, убивавший не по мотивам кровной мести, а из корыстных побуждений.
  • О сметной казни говорится и в уставной Двинской грамоте 1397 года, в статье пятой которой было указано: «а уличать (татя) в третьи, ино повесити» См.: Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. Москва, 1994. Т.2. С. 104-105., но несомненно, что в действительности лишение жизни, как вид общественной расправы над преступниками, появился несравненно раньше (это вытекало из института частной и родовой мести, выдвигавшего начало отплаты кровью за кровь, смертью за смерть; к этому же приводило и влияние византийского права, допускавшего смертную казнь в широких размерах).

  • В дальнейшем в судебниках число случаев применения смертной казни значительно увеличилось. Но наибольший объем применения получает смертная казнь в семнадцатом и в первой половине восемнадцатого веков. В Уложении царя Алексея Михайловича число случаев, обложенных смертной казнью доходило до пятидесяти четырех, а по исчислению профессора Сергиевского — до шестидесяти случаев, в Воинском же уставе Петра Великого смертной казнью угрожается в двухстах артикулах Там же. С.105.. После стрелецких бунтов при Петре Великом казненных считали не десятками, а сотнями. В законодательных памятниках семнадцатого века смертная казнь являлась в двух видах: простая и квалифицированная. В Уложении 1649 года упоминается только один вид простой смертной казни — повешение. На практике же столь же часто употреблялось и обезглавливание, а где приходилось казнить сравнительно большое число преступников — и утопление. В Воинском уставе Петра Великого к этим наказаниям добавился и расстрел. Что касается квалифицированной смертной казни, то, по Уложению, она является в трех видах, а именно:
  • сожжение (назначавшееся за богохулие, отвлечение от православия и поджог);
  • залитие горла расплавленным металлом, оловом или свинцом (назначавшееся воровским золотых и серебряных дел мастерам);
  • окопание живою в землю (назначавшееся женам за убийства мужей) Там же. С.105..
  • Кроме того, из исторических указаний видно, что употреблялось четвертование, посажение на кол, колесование и др. виды, назначавшиеся как в особых, так и чрезвычайных случаях (причем, число видов смертной казни в России историки и исследователи насчитывают более двадцати).
    20 стр., 9506 слов

    Смертная казнь и пожизненное лишение свободы как виды наказания ...

    ... по поводу назначения смертной казни, либо пожизненного лишения свободы. Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть смертную казнь и пожизненное лишение свободы как вид наказания ... смертная казнь в Уложении 1649 года, принятом при Алексее Михайловиче Тишайшем. Оно представляло собой свод законов крепостнической России отражавших и закреплявших феодально-помещичьи отношения. Смертная казнь ...

  • Существенное изменение начинается только со времени царствования императрицы Елизаветы. Смертная казнь была заменена на биение плетьми, а также физические увечья (отсечение руки, вырывание ноздрей) и ссылку на рудокопные работы. В царствование императрицы Екатерины 2 по отношению к общим преступлениям смертная казнь признавалась отмененной. По отношению к так называемым общегосударственным преступлениям императрица Екатерина не признавала возможным признать смертную казнь отмененной. В царствование императора Павла отмена смертной казни была распространена на те губернии, которым было предоставлено иметь суд и расправу на основании их древних прав и привилегий. В царствование Александра 1 отмена смертной казни была распространена на присоединенные к России: в 1801 г. — Грузию, в 1804 г. — Мингрелию и в 1811 г. — Гурию. В 1826 году манифестом 21 апреля отмена смертной казни произошла за общие преступления в Финляндии, но при издании в период правления Николая 1 Карантинного устава смертная казнь была определена за ряд преступлений, учиненных во время чумы. По Уложению 1845 года смертная казнь назначалась за государственные преступления. Все же отмена смертной казни в истории русского уголовного права была фиктивной, пока у нас существовали страшные телесные наказания, нередко приводившие к засечению до смерти.

    Таким образом, был отменен легкий вид смертной казни, состоящий в повешении или обезглавливании, а самый тяжкий засечение — оставлен. И хотя этот крайний вид наказания продолжал применяться, уже существовали предпосылки для его вымирания.

  • Исследуя историю исключительной меры уголовного наказания — смертную казнь — попадаем уже в двадцатый век. Сразу же после свершения Октябрьской революции смертная казнь в России была отменена. Однако уже в сентябре 1918 года она была восстановлена вновь См.: Андреева В.Н. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы как ее альтернатива. Краснодар,2000. С. 7..
  • 21 февраля 1918 года СНК РСФСР в обстановке угрожающей неопределенности в вопросе о перемирии с наступающей Германией принимает декрет «Социалистическое отечество в опасности» Декреты Советской власти. Т.1. М.,1957 г. С.490-491. Пункт 8 декрета предусматривал, что «неприятельские агенты, спекулянты, громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы, германские шпионы расстреливаются на месте преступления». Строго говоря, речь не шла о смертной казни — расстрел рассматривался не как способ её исполнения, а как общепревентивная мера пресечения опасной деятельности.
    43 стр., 21006 слов

    Основные и дополнительные виды наказаний

    ... наказания также в суровости видов наказания. Исключение составляют только смертная казнь ... дополнительных видов наказания. Задачами исследования являются: рассмотреть понятие и цели наказания; правовое регулирование основных и дополнительных видов наказания. 1 Понятие и цели наказания ... Виды наказаний, предусмотренные Уголовным кодексом 1996 года, отличаются от наказаний в Уголовном кодексе 1960 года. ...

    После Брестского мира декрет практически утратил свою актуальность. Многие авторы считают, что «расстрел на месте преступления» производился почему-то ВЧК. ВЧК действительно 23 февраля отреагировала на этот декрет, но не вышла в полном составе во главе с Ф. Дзержинским на улицы, чтобы расстреливать спекулянтов, а стала применять смертную казнь по своим делам, чего, в общем-то, декрет не предусматривал.

  • Но даже в то время руководители государства считали это наказание временной и исключительной мерой. Например, Ф.Э. Дзержинский трижды вносил предложения в СНК об отмене смертной казни. Однако эта мера продолжала сохраняться, и была включена в перечень наказаний всех Уголовных кодексов России и бывших союзных республик. Так, в УК РСФСР 1922 года шесть процентов статей предусматривали возможность применения расстрела.
  • В 20-е — 40-е годы ХХ века смертная казнь (если её можно считать таковой) проявляет себя в несколько новом качестве. Во-первых, существовал весьма расплывчатый и широкий круг наказуемых ей деяний — это, как правило, государственные, а также воинские преступления, — что нехарактерно для современного понимания смертной казни.

    Во-вторых, увеличился масштаб её применения, и, в-третьих, функции по назначению смертной казни получили несудебные и чрезвычайные государственные органы. Для настоящего исследования смертная казнь тех времен не представляет особого интереса, но учитывая многочисленные попытки спекулировать на исторических событиях, а также экстраполировать проблемы, связанные с массовыми казнями, на сегодняшнюю действительность, необходимо кратко остановиться на некоторых узловых моментах. Сперва требуется определиться со сферой применения смертной казни и числом казненных лиц. Данные по этому поводу несколько разнятся, но незначительно, если не брать в расчет безответственные заявления о десятках миллионах зверски убитых или даже «95 миллионах расстрелянных» Цифру о почти ста миллионах озвучила, например, И. Хакамада в телепередаче «Свобода слова» в ноябре 2001 г. Скоро, наверное, появятся «свидетельства» о расстреле количества лиц, превышающего численность населения всего СССР.. Часто называется цифра 799 455 осужденных к смертной казни, причем не только за контрреволюционные преступления Загоскин Н.П. Очерки истории смертной казни в России. С. 25.. Сколько из этого числа было фактически расстреляно, сказать затруднительно, но их заведомо меньше, учитывая «условные» расстрелы, амнистии 20-х годов и пересмотры дел конца 30-х (а еще некоторые люди приговаривались к расстрелу дважды).

    5 стр., 2350 слов

    Судебная реформа в России 1864 года

    ... Зарудный. Подготовленные проекты рассматривались в государственном совете в мае - июле 1864 года и были утверждены императором 20 ноября 1864 года. Документы судебной реформы включают в себя четыре закона. Один ... положений» и лучшие юридические умы того времени, притом со всей России. Помимо постоянного состава в ней вошли различные эксперты - от университетских профессоров до полицейских ...

  • Как бы там ни было, все упирается в год «пика репрессий», т.е. август 1937- середина 1938 гг.
  • По законодательству РСФСР 1926-1960 годов «судьба» смертной казни решалась неоднозначно. УК РСФСР 1926 года сократил число преступлений, за которые предусматривалась смертная казнь, почти наполовину См.: Андреева В.Н. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы как ее альтернатива. Краснодар, 2000. С. 7 . 5 мая 1961 года был принят указ Президиумом Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с особо опасными преступлениями», в соответствии, с которым применение смертной казни было расширено Там же С. 8.
  • Завершая рассматривать отношение в России к смертной казни на протяжении веков, необходимо отметить следующее. 3 июня 1999 года был помилован последний из почти 800 человек приговоренных к смертной казни. Мы сделали еще один шаг на пути становления России как правового государства. Мораторий на исполнение смертных приговоров действует с 1996 года, сами приговоры к высшей мере наказания не выносятся с зимы 1999 года.
  • Если же анализировать исследования по практике применения наказания в виде смертной казни, то мы придем к твердому убеждению, что точных данных об этом наказании установить невозможно, так как уголовная статистика прошлых лет была засекречена.

    К тому же смертную казнь нередко применяли не только судебные, но и внесудебные органы, которые входили в различные государственные структуры, а поэтому их отчетность в единый статистический документ не объединялась, подвергалась корректировке и уничтожалась. Об этом говорят данные различных авторов.

  • Так, мы подошли к данному вопросу в современный период, в эпоху новой России с новой экономикой, жизненным укладом, политической ситуацией и, соответственно, с новым законодательством и судебной практикой. Сталкивая полярные точки зрения на смертную казнь в современной правовой мысли России в рамках данной работы, прежде всего, необходимо изучить доводы сторонников и противников исключительной меры наказания, которые приводились еще в дореволюционной правовой мысли.
  • 1.2 Смертная казнь и ее вымирание в законодательстве и практике
  • «Имеет ли государство право отнимать у преступника высшее благо, данное ему провидением? Может ли государство оправдать или доказать необходимость подобной карательной меры для поддержания и охраны правопорядка?» См.: Таганцев И.С. Указ. соч. С. 176. Подобными вопросами задавались еще в девятнадцатом веке видные юристы, мыслители, гуманисты и просто прогрессивные умы России.

    Еще тогда, налицо был тот факт, что в законодательстве и на практике очевидно вымирание смертной казни. Уже тогда было ясно, как замирают голоса сторонников этого вида наказания, уменьшается текучая литература, поэтому предмету, указывая, что вопрос потерял свою жгучесть, что противники смертной казни не встречают серьезной оппозиции, что она уже более опирается на силу предания, чем на силу убеждения. Попытка итальянской антропологической школы вступить в защиту необходимости применения смертной казни к преступникам прирожденным, была последней вспышкой, лишенной практического значения. Даже из защитников смертной казни многие все-таки не дают однозначного ответа. Так, Лист (Германия) находит, что смертная казнь не удовлетворяет требованиям наказания (ибо уже не может исправить преступника), но она должна быть сохранена, пока лишение свободы не имеет устрашающего и обесчестивающего значения; он, таким образом, не высказывается ни за, ни против смертной казни См.: Там же С. 177.

  • Последние годы ХХ столетия внесли серьезные изменения в глобальные тенденции применения смертной казни. В самом общем плане можно констатировать, что на пороге ХХI века человечество последовательно идет к ее заметному ограничению.
    32 стр., 15522 слов

    Наказание по уголовному праву

    ... - смертной казнью. Ст. 6 действующего УК, раскрывая принцип справедливости, в части первой оговаривает, что: «наказание и иные меры уголовно-правового характера, подлежащие применению к лицу, совершившему преступление, должны ...

    1998-2000 годы в известной мере стали переломными в мировом аболиционистском движении. Оно не только серьезно изменило масштабы и географию применения смертной казни, но и оказало мощное по силе воздействие на умонастроения политических лидеров, миллионов людей на всех континентах, заставило переосмыслить отношение к этой варварской мере наказания, консолидировало усилия национальных и международных политических и общественных организаций, аккумулировало инициативы церкви, правозащитного движения, всех прогрессивных сил, существенным образом пополнило мировое информационное пространство гуманистическими идеями ценности человеческой жизни.

  • Это были годы, когда по инициативе ООН мир отмечал 50-летие Всеобщей декларации прав человека; когда впервые в истории католической церкви ее глава призвал покончить с казнями, защитить право на жизнь и объявить всемирный мораторий на исполнение смертных приговоров; когда человечество готовилось праздновать Миллениум; когда Европа отмечала 50-летие Европейской конвенции по защите прав и фундаментальных свобод человека; когда США, содрогнулись от ставших достоянием гласности масштабов судебных ошибок; когда впервые за всю историю этой страны церемония инаугурации президента сопровождалась массовыми протестами против применения смертной казни; когда на путь ее последовательного ограничения встали Китай и другие страны, где еще несколько лет назад смертная казнь применялась наиболее интенсивно; когда по всему миру прокатилась волна мораториев на вынесение и исполнение смертных приговоров.

    В конечном итоге, инициативы ООН, Совета Европы, усилия руководства католической церкви, «Международной Амнистии» и других правозащитных организаций привели к изменениям глобального характера, к значительному сокращению сферы и масштабов применения смертной казни во всем мире.

  • К апрелю 1999 года число стран, отказавшихся от смертной казни, впервые в истории заметно превысило число стран, где практика применения этой меры еще сохранилась: 108 стран юридически (83) или де-факто (25) отказались от смертной казни; 87 стран сохранили эту меру наказания, хотя в большинстве из них налицо тенденция к ее ограничению. Симптоматично, что с конца 1998 года мораторий на исполнение смертных приговоров объявили, а затем пролонгировали его даже те страны, которые еще накануне намеревались установить (Кыргызстан) или еще больше расширить применение смертной казни в борьбе с наркобизнесом.
  • Попробуем объективно рассмотреть все составляющие данного вопроса, который будоражит не только внутреннюю жизнь нашего государства, но и вне его, составляя жаркую полемику на международном уровне. Итак, перейдем собственно к существу вопроса.
  • 2. Смертная казнь по современному уголовному праву РФ
  • Конституция РФ (ст.
    11 стр., 5486 слов

    По истории России «Годы Гражданской войны. На чьей стороне были ...

    ... против большевиков. Из наиболее важных причин гражданской войны в современной историографии принято выделять существовавшие в России до 1917 года и обострившиеся в результате Февральской революции глубокие социальные, политические и национально-этнические противоречия, а также готовность широко ...

    20) предусматривает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Эта мера наказания не применяется к женщинам, несовершеннолетним, мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65 лет.

  • Законом от 5 декабря 1991 года это наказание было исключено из санкций состава преступлений в виде хищения в особо крупных размерах, нарушения правил о валютных операциях, взяточничества. В 1994 году отменена смертная казнь за фальшивомонетничество.
  • В России число правонарушений, наказуемых смертной казнью, было уменьшено с 27 до 5 в соответствии с новым Уголовным кодексом, вступившим в силу и январе 1997 года:
  • статья 105, часть 2 — убийство при отягчающих обстоятельствах;
  • статья 277 — посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля:
  • статья 295 — посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование;
  • статья 317 — посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа:
  • статья 357 — геноцид.
  • Во всех выше названных санкциях смертная казнь содержится в альтернативе с пожизненным лишением свободы, а оба эти вида наказания, в свою очередь, и в альтернативе с лишением свободы на срок двадцать пять лет (ч. 1 ст. 57 УК).

    Смертная казнь не может быть применена против женщин, лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчин, достигших к моменту постановления приговора возраста шестидесяти пяти лет (ч. 2 ст. 59 УК).

    В порядке помилования смертная казнь может быть заменена пожизненным лишением свободы на срок двадцать пять лет. Вопросы исполнения данного вида наказания регламентированы в статьях 184 — 186 УИК, которые говорят, что смертная казнь исполняется непублично путем расстрела (ч. 1 ст. 186 УИК 1997г.).

  • Практика вынесения российскими судами смертных приговоров на протяжении последних лет имела устойчивую тенденцию к сокращению. В начале 60-х годов к смертной казни приговаривались тысячи осужденных. В 1961 году к смертной казни было приговорено 2159 человек, в 1981 году — 415, в 1985 году — 407, в 1989 — 100, u 1992 году — 159, в 1993 году — 157, в 1994 году — 160, в 1995 году — 141. С августа 1996 года смертные приговоры в России в исполнение не приводятся. В начале 90-х годов широко действовал институт помилования осужденных к высшей мере наказания. В 1993 году помиловано 149 человек, в 1994 году — 134 человека, в 1995 году -5 человек.
  • Согласно опросу населения об отношении к смертной казни, проведенному А. Михлиным в восьми регионах страны, 90% опрошенных не считают возможным отказаться в настоящее время от исключительной меры наказания. Михлин считает, что правосознание и психология уже нескольких поколений людей в России несут на себе печать насилия и жестокости классовой борьбы, разрушительных войн и тоталитарной идеологии. Видные отечественные психологи (М. Коченов, Г. Ратинов, В. Ефремова) связывают современное психологическое состояние российского общества, прежде всего с категориями депрессии и страдания. По мнению Михлина, в ближайшие годы высокий уровень ригоризма в российском обществе не снизится и, следовательно, ни в психологическом, ни в культурном отношении российское общество к отмене смертной казни не готово Михлин А. Смертная казнь: за и против. Обязана ли Россия отменить исключительную меру наказания после вступления в Совет Европы? // Российская

    3 стр., 1380 слов

    Политика смертной казни в США: тенденции и перспективы

    ... о системе наказаний США можно говорить весьма условно. Козочкин И.Д. выделяет следующие основные виды наказаний: смертная казнь, тюремное заключение, пробация и штраф. Проанализируем применение, на сегодняшний день, смертной казни как высшей меры наказания в США. смертный казнь ...

    • газета. 1997. . С другой стороны, высказывается и противоположная точка зрения, что отмена смертной казни в России политически предрешена (В. Квашис).

    • В Указе от 16.05.1996 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» правительству было поручено в месячный срок подготовить для внесения и Государственную Думу проект федерального закона о присоединении России к Протоколу№ 6. Однако, несмотря на это, мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров объявлен не был. Соответствующий проект закона не прошел первого чтения в Госдуме.
    • 29 января 1997 года последовало предупреждение Совета Европы по возможном неутверждении полномочий российской парламентской делегации ни своей следующей сессии. Он рекомендует России отменить смертную казнь в мирное время в течение года и ратифицировать Протокол 6 в течение трех лет.
    • 27 февраля 1997 года издается Распоряжение Президента «О подписании Протокола 6 к ЕКПЧ» Протокол № 6 к Европейской Конвенции о защите прав человека / Российская газета. 1995 г., 5 апреля.. Согласно распоряжению президент принял предложение Правительства РФ, согласованное с Верховным Судом РФ, о подписании протокола. Он поручил МИДу России подписать от имени Российской Федерации этот протокол. Президент также поручил Минюсту РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными органами государственной власти разработать комплекс мер по поэтапному решению проблем, связанных с ратификацией Протокола. Он иступит в силу лишь в случае его ратификации Госдумой, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом. Но Госдума отказалась принять проект закона о введении в России моратория на исполнение смертной казни (Постановление от 14.03.1997).

      Государственная Дума считает, что положения, содержащиеся в и. 10 Заключения Парламентской Ассамблеи (1996 г.) по этому вопросу, не являются обязательным условием для вступления России в Совет Европы, а имеют рекомендательный характер.

    • 2.1 Актуальность рассматриваемой проблемы
    • Таким образом, юридически смертная казнь существует в российском законодательстве, но фактически она не применяется на сегодняшний день. Как известно в России смертная казнь отменялась трижды — в 1917, 1920 и 1947-1950гг. Однако правосознание народа не было готово к этим либеральным мерам. Восстановлению смертной казни способствовали рост преступности, применение все более жестких, варварских способов совершения преступлений (особенно убийств на сексуальной почве), появление организованной преступности, низкая раскрываемость преступлений. Но в конце восьмидесятых годов наметилась тенденция к сокращению применения смертной казни.
    • Попытаемся понять, чем вызван возросший в последнее время интерес к проблеме смертной казни в России. Прежде всего, это выступление сразу нескольких политических сил, причем самых разных, и левых, и правых, на одну и ту же тему — восстановление в РОССИИ смертной казни.

      Сегодня в первой половине дня в Государственную Думу было привезено около миллиона подписей граждан России, собранных по инициативе СОЮЗА ПРАВЫХ СИЛ. И сегодня же за восстановление смертной казни в нашей стране выступил и лидер Коммунистической деятельности Геннадий Зюганов. Вообще, в последнее время, наверное, вы тоже заметили, выступления в пользу смертной казни звучат в нашей стране все чаще и чаще. Возможно, по мнению некоторых политиков и общественных деятелей, это одна из попыток уйти от решения чеченской проблемы. Некоторым представляется, что если ввести смертную казнь за терроризм, то в Чечне наступит мир и благополучие. Это абсолютно ошибочная позиция.

    • Итак, смертная казнь не назначается и не применяется сегодня в РФ, но по-прежнему этот вид наказания существует в законодательстве нашего государства. Поэтому дискуссии ведутся до сих пор: признать ли смертную казнь российскому уголовному праву или избавиться, как от пережитка прошлого?
    • Сегодня Россия переживает «смутное время», и в чем-то она схожа с той, когда разгул преступности достигал невероятных размеров. Однако на данный момент в России действуют два моратория: как на назначение, так и на исполнение смертной казни.

      Конституционный суд Российской Федерации своим постановлением от 2 февраля 1999 года № 3-П объявил мораторий на исполнение смертной казни: смертные приговоры не должны выноситься до тех пор, пока не будет обеспечена реализация конституционного права обвиняемого в преступлении, за совершение которого возможно назначение смертной казни, на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 20. Однако суд присяжных вводиться поэтапно. Пока он введен на территории только девяти субъектов России. Здесь возникает коллизия, связанная с тем, что в тех регионах, где суд присяжных еще не введен, обвиняемый не может быть приговорен к смертной казни, если он настаивает на рассмотрении его дела судом присяжных. Следовательно, подсудимые, которые могут быть приговорены к смертной казни, имеют право на суд присяжных лишь в девяти регионах РФ. Этим нарушается принцип равенства граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ).

      Поэтому Конституционный суд РФ признал, что впредь до создания судов присяжных во всех регионах России смертная казнь не может назначаться ни одним судом РФ. Таким образом, смертная казнь в настоящее время в России не может не только исполняться, но и назначаться судами. Это совершенно логично и справедливо.

    • Попытаемся приблизиться к истине в этом вопросе, проанализируем аргументацию обеих сторон: противников и сторонников этого вида наказания.2.2 Смертная казнь: за и против
    • Считается, что основным вопросом смертной казни является спор её противников и сторонников по поводу самого существования смертной казни. В связи с этим оформились и действуют два общественных «лагеря» — аболиционистов («против») и ретенционистов («за»), формирующие общественное сознание по этому предмету.
    • Несмотря на якобы четкое разделение позиций, при внимательном рассмотрении оказывается, что противоречий у них гораздо меньше, чем они сами считают. смертный казнь правовой
    • Проблема смертной казни была искусственно создана, грубо говоря, высосана из пальца, для политических манипуляций в обществе. Захламление теории неизбежно сказалось и на практике: смертная казнь потеряла свой смысл (к некоторым государствам это не относится) и социальное предназначение. Однако, явно или неявно системы воззрения на смертную казнь все же существуют, но заключаются они вовсе не в абстрактных отношениях «за-против», а в различиях понимания сущности смертной казни. А поддержка или отрицание смертной казни является следствием, вытекающим из той или иной системы воззрения, и имеет вторичный характер. Условно эти системы взглядов можно обозначить как две основные парадигмы: инструментальную и ретрибутивистскую.
    • Ретрибутивистская парадигма.
    • Эта парадигма включает в себя несколько направлений.
    • 1) Смертная казнь — есть месть (общества, государства, класса, социальной группы).

    • По сути это теоретический анахронизм, но он широко распространен и несмотря на всем известную свою несостоятельность, используется противниками смертной казни и частью особо циничных сторонников. Государство не может быть орудием мести частного лица по факту публичного характера своей деятельности и не может быть самостоятельным «мстителем», являясь третьей стороной.
    • 2) Смертная казнь — возмездие.
    • Идеи возмездия весьма привлекательны: данной системы взглядов придерживается около половины сторонников смертной казни и столько же её противников. В отличии от мести, субъектом возмездия является государство, которое актом смертной казни пытается участвовать в поддержании социальной справедливости. Как таковое, возмездие всегда предполагает определенную соизмеримость с деянием преступника, но в отличии от кары оно является моментом преступного деяния, как бы составляя с ним одно целое, распределенное лишь во времени.
    • Смертная казнь как акт возмездия резко противоречива в моральном аспекте: с одной стороны — это категорический императив нравственного воздаяния (основывается на свободе воли), с другой — это кощунственное посягательство государства на преступника, который сам в немалой степени является продуктом общества и косвенно деятельности государства (основывается на внешнем детерминизме).

    • Концепция возмездия является ложной с точки зрения современного права, её нельзя возвести в принцип общественной жизни, которая гораздо сложнее, чем доступные для возмездия сферы.
    • 3) Смертная казнь — кара.
    • Это, как известно, концепция, отраженная в действующем законодательстве (и, возможно, в праве), поэтому она характерна для юристов и представителей гуманитарного знания. Кара — это целеобусловленное причинение страдания преступнику путем праволишений или правоограничений. Такое понимание кары справедливо для любого уголовного наказания, но только не для смертной казни. Дело в том, что смертная казнь не вписывается в рамки современной уголовно-правовой теории наказания и удерживается в системе наказаний с помощью юридической фикции. Лишение жизни как внешнее содержание смертной казни не является ни воздействием на субъекта, ни причинением ему страданий, ни лишением его права (права на жизнь и сопутствующих ему прав).

      Карательная теория смертной казни представляет собой наиболее разработанное направление.

    • Инструментальная парадигма.
    • Основным моментом инструментальной парадигмы является понимание смертной казни как инструмента, средства для решения различных задач, стоящих перед государством в области уголовной политики. Вне сферы уголовной политики смертной казни не существует.
    • 1) Элиминация.
    • В западной теории называется incapacitation. Преступник рассматривается как носитель социального зла, проявление опасного заболевания общества, а смертная казнь как «лекарство». Цель элиминации — обезвреживание (радикальное) источника опасности. Наиболее яркий пример элиминации — смертная казнь серийных маньяков.
    • 2) Мера социальной защиты.
    • Отношение к преступнику нейтральное, абстрактное. В этой концепции предполагается цель профилактического характера — общее предупреждение преступности, сдерживание. Для обеспечения эффективности общего предупреждения, смертная казнь может рассматриваться как необходимость — стремление стать детерминирующим фактором предпреступной и преступной деятельности, отказа от такой деятельности.
    • 3) Смертная казнь как средство обеспечения крупных реформ, связанных с преступным противодействием (в том числе как временная угроза) либо как чрезвычайная мера поддержания порядка (военное время, чрезвычайные ситуации).

      По сути это взгляды на смертную казнь как крайнюю меру в экстремальных ситуациях. В относительно спокойное время смертная казнь не должна использоваться.

    • Каждое из перечисленных направлений имеет и противников, и сторонников (в зависимости от мнения насчет достижимости поставленных целей).

    • Рассмотрим более подробно аргументы всех сторон в защиту или против смертной казни.
    • Основные положения, выносимые на защиту смертной казниСм.: Андреева В.Н. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы как ее альтернатива. Краснодар, 2000. С. 3.
    • Смертная казнь в наибольшей степени достигает цели частной и общей превенции в отношении преступлений, за совершение которых она применяется.
    • 2. Смертную казнь надо сохранить только за особо тяжкие преступления против жизни.
    • Смертная казнь не противоречит религиозным учениям.
    • Смертную казнь в настоящее время нечем заменить.
    • В странах, в которых применяется смертная казнь, коэффициент убийств на сто тысяч населения ниже, чем в странах, где она отменена.
    • Процедура контроля за законностью вынесения и исполнения смертных приговоров в РФ в настоящее время не только практически, но и теоретически исключает судебные ошибки.
    • Наказание в виде смертной казни не противоречит Конституции РФ 1993 года, а это значит, что ее одобряет народ России.
    • Поскольку абсолютное большинство населения России выступает за сохранение смертной казни, законодатель не имеет право пренебрегать его мнением.
    • Заключение
    • С одной стороны, согласно Конституции, она установлена уголовным кодексом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Однако, так же конституция говорит, «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора», а такие международные документы, запрещающие смертную казнь действуют в России — Протокол № 6 и условия-рекомендации ПАСЕ. Однако, также Конституция говорит, что смертная казнь может устанавливаться «впредь до её отмены», что де факто уже случилось — в 2009 году сообщалось, что смертная казнь запрещена навсегда, хотя ещё до этого Уполномоченный по ПЧ говорил, что «смертная казнь в России уже была отменена, в том числе и юридически» и «у нас есть полная отмена смертной казни».
    • В 1996 году Россию пригласили в Совет Европы только при условии отмены смертной казни. Президент просто стал игнорировать рассмотрение дел приговорённых к смертной казни (не утверждать и не миловать), что согласно ст. 184 УИК РФ заблокировало возможность исполнения всех приговоров.
    • 16 апреля 1997 года Россия подписала Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (в мирное время).

      Несмотря на то, что 6-ой протокол так и не был ратифицирован Россией, с этого момента смертную казнь в России запрещено применять согласно Венской конвенции, которая велит государству, подписавшему договор вести себя в соответствии с договором до его ратификации.

    • В 1999 году Конституционный суд признал неконституционной возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны (они отсутствовали в Чечне).

    • В 2009 году КС признал невозможность назначения смертной казни даже после введения суда присяжных в Чечне, мотивировав это тем, что «в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого — с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, — происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер («впредь до её отмены») и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, то есть на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации». 55 статья конституции запрещает отменять или умалять права человека, которые уже однажды были даны конституцией или международно-правовыми нормами, ставшими частью российской правовой системы.
    • Последний раз казнь была применена в 1996 году.
    • И все же государство, как говорил А.Д. Сахаров, должно идти впереди общественного мнения, способствовать информированности и рациональному формированию, разъяснять желательные причины, социальные и политические выгоды того или иного решения о перспективах сохранения смертной казни.
    • Многовековой опыт показывает, что смертная казнь не в состоянии сдерживать рост преступности. Применение этой меры есть акт мести человеку, преступные намерения которого порождены обществом или спровоцированы неблагоприятной наследственной предрасположенностью. Смертная казнь порождает жестокость в обществе и подогревает иллюзии, будто с преступностью можно справиться одними лишь мерами устрашения. Этого нельзя не признать, как и то, что жестокостью нельзя победить жестокость. «Зло нельзя исправит злом, совершаемым как акт возмездия. Справедливость не вершится лишением жизни человека. Мораль не упрочить санкционированным убийством» См.: Против смертной казни. Сборник материалов. М., 1992. С. 16. Еще Ф.М. Достоевский говорил: «Убивать за убийство не соразмерно большее наказание, чем самое преступление, убийство по приговору — несоразмерно ужаснее, чем самое преступление».
    • В этой связи определяющее значение имеет мнение действующего президента России В.В. Путина. Его точка зрения весьма ясна и категорична. «Государство не может присваивать себе право, которое может принадлежать только Всевышнему — лишать человека жизни», — заявил президент РФ на встрече в Кремле с президентом Всемирного банка Джеймсом Вулфенсоном, сообщает РИА «Новости». Ужесточая наказание за преступление, отметил Путин, государство «не устраняет жестокость, а порождает ее вновь и вновь». При этом, по мнению президента, смертная казнь является «даже не наказанием, а местью». Вместе с тем Путин, ссылаясь на социологические опросы, констатировал, что «подавляющее большинство» россиян выступают за возврат к смертной казни. Президент подчеркнул, что понимает этих людей, поскольку «страна находится на переломном этапе развития», при котором многие моральные ценности прежнего периода устарели, а новые — довольно медленно завоевывают души людей. Глава государства также напомнил, что Россия сталкивается с проявлениями терроризма и экстремизма, и многие граждане погибли от рук бандитов. Когда смотришь на страдания жертв террора и их близких, отметил Путин, кажется, что «своими руками удушил бы бандитов». «Однако это, — подчеркнул Путин, — только эмоции. Как человек, получивший базовое юридическое образование, я понимаю, что ужесточение наказания к искоренению преступности не ведет». «Есть только один путь борьбы с преступностью — сделать наказание неотвратимым», — заявил Путин. Для этого требуются значительные усилия государства, суда, парламента. «Наскоком эту проблему не решишь, — подчеркнул президент, — необходима серьезная кропотливая работа».
    • К сожалению, на сегодняшний день мы не в состоянии отказаться от применения смертной казни, хотя государство и прибегло к этому. Юридически же смертная казнь существует в нашей жизни. Ничего более эффективного и удовлетворяющего человек еще не выдумал. Остается надеяться, что смертная казнь в России будет юридически отменена, но это произойдет лишь тогда, когда для этого созреют условия. Так, один из противников смертной казни, известный русский ученый, профессор А. Кистяковский, еще в 1867 году писал: «Почти все приверженцы смертной казни защищают ее не в принципе, а ради временной ее необходимости и полезности, ради того, что общество еще не доросло до ее отмены» Кистяковский А. Исследования о смертной казни. Киев, 1867. С. 280-281. Можно не сомневаться, что абсолютная отмена смертной казни в России грядет в ближайшем будущем и это политически предрешено.
    • Список использованной литературы

      [Электронный ресурс]//URL: https://inauka.net/kursovaya/smertnaya-kazn-v-istorii-ugolovnogo-prava-rossii/

    1. Конституция Российской Федерации. М., 1993. 61с.

    2. Уголовный Кодекс РФ. М., 1996. 247 с.

    3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. М., 1997.328с.

    4. Вицин С. Смертная казнь в современной России // Между прошлым и будущим. — М.,1999.

    5. Глухова, Е.А. Судьба смертной казни в жизни современного общества. Россия и Запад // Юрид. вестн. — Ростов н/Д, 1998. — N 4.

    6. Дмитриев Ю. Еще раз о смертной казни в России // Право и жизнь. — М., 1999. №18

    7. Добровольская С.Н. Применение смертной казни и суд присяжных в России// Адвокат — 1999. №6.

    8. Евстратов Ю.И. Некоторые вопросы правового регулирования исполнения исключительной меры наказания — смертной казни // Актуальные вопросы правоведения в современный период. — Томск, 1995.

    9. Жильцов С.В. Отношение православной церкви к смертной казни в древнерусском обществе // Юриспруденция. — Тольятти, 1995. — N 2.

    10. Звягин Ю. Мораторий на смертную казнь и позиция депутатов // Журнал российского права. 1997. №7

    11. К проблеме отмены смертной казни в России // Русский адвокат. № 4. 1996

    12. Казнить нельзя помиловать: Россия и Совет Европы // Рос. Юстиция. 1996. — N 5.

    13. Калинин Ю., Михлин А. Казнить нельзя помиловать // Российская газета. 1994. 1 сентября.

    14. Катаев С.Л. Доводы «за» и «против» смертной казни // СоцИс: Соц. исслед. — 1999. — N 10

    15. Квашис В.Е. «Применение смертной казни не имеет криминологической значимости» // Юрид. мир. — М., 1997. — N 5.

    16. Квашис В.Е. Смертная казнь в США// Государство и право. 1996.№9.

    17. Квашис В.Е. Смертная казнь и общественное мнение: мифы и реальность / Журнал Российского права. 1998. № 12 С. 27-43.

    18. Климов В. Высшая мера смертной казни? // Российская газета. 1997. 4 марта

    19. Климчук Е.А. Смертная казнь должна применяться // Современное право. № 6. 2001.

    20. Козочкин И.Д. Проблема смертной казни в США // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: юрид. науки. — М., 1997. — N 1.

    21. Кучвальская И.В. Что стоит за вопросом о смертной казни // Основы демократии и права. — Гомель. 1997.

    22. Локтев В. Преступление без наказания // Труд. 1995. 24 марта.

    23. Мезяев А.Б. Смертная казнь и современное международное право // Российский ежегодник международного права, 1998 — 1999. -СПб. 1999.

    24. Михлин А. Смертная казнь: право на помилование и «право на смерть» // Российская юстиция. 1995.№ 10. С.42-44.

    25. Михлин А.С. Эволюция законодательства о применении смертной казни // Законность. № 4. 1997.

    26. Михлин А.С. Понятие смертной казни // Государство и право. 1995. № 10. С. 108.

    27. Михлин А.С. Смертная казнь — быть ли ей в России? / Российского права. 1998 № 10/11. С. 32-39.

    28. Нетесова М.С. Проблема смертной казни в современном обществе // Молодежь в юридической науке. Вып. 3. — М. 2002.

    29. Черниловский З.М. Смертная казнь: Историко-философский аспект. Советское государство и право. 1989. № 12. С. 127—135