Историография изучения понятия «гражданская позиция»

Со становлением государства неразрывно связано и формирование гражданской позиции его граждан. Данная проблема особо актуальна сейчас. От нас, граждан Донецкой Народной Республики, от нашего самосознания, от нашего отношения к тому, что происходит в государстве, от нашего участия в общественной жизни и зависит будущее нашей республики.

Каждый человек имеет обязательства перед государством, в котором он живёт. Это положение закреплено во Всеобщей декларации прав человека. Чувство ответственности перед Родиной, чувство любви к ней и определяют гражданские качества человека. Это инициативность, самостоятельность, чувство ответственности за свои поступки и действия. Если гражданин хочет быть хозяином своей жизни, он всегда проявляет свою гражданскую позицию. Гражданская позиция должна быть не на словах, каждый сознательный человек должен доказать свою позицию делом. Гражданам необходимо активно принимать участие в общественной жизни. Чтобы стать полноценным членом общества нужно знать свои права и обязанности, которые регламентируются Конституцией ДНР и общепринятыми нормами.

Историография изучения понятия «гражданская позиция» состоит из исследований по данной теме, которые проводились в разные исторические эпохи. Философы, социологи, психологи и педагоги, изучая данный феномен, пытались описать его значимые стороны, раскрыть суть и методы формирования «гражданской позиции». Их работы и составляют теоретическую основу нашего исследования историографии изучения понятия «гражданская позиция».

Объект нашего исследования – историография изучения различных педагогических понятий.

Предмет исследования историографии изучения понятия «гражданская позиция».

Целью данной работы является рассмотрение вопроса становления и развития понятия «гражданская позиция» с древнейших времён и до наших дней.

Поставленная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:

  1. проанализировать и сравнить философские идеи Конфуция и Аристотеля;

  2. рассмотреть мировоззренческие установки мыслителей Средневековья и Возрождения, под влиянием которых проходило формирование понятия «гражданская позиция»;

    35 стр., 17281 слов

    Правовые проблемы частной жизни

    ... являются: научно-теоретические и научно-практические проблемы обеспечения конституционного права на неприкосновенность частной жизни и права на личную и семейную тайну как его самостоятельного аспекта. Предметом исследования являются: нормы отраслей права, касающиеся обеспечения права неприкосновенности частной жизни. неприкосновенность частной жизни и практику их ...

  3. изучить общие проблемы педагогики и вопросы развития гражданской позиции мыслителей Χ-ΙΙΙ – начала ΧΧ века;

  4. рассмотреть концепции научных основ гражданского образования и гражданской позиции современных учёных.

Для осуществления целей и задач нами были использованы следующие методы исследования: анализ научной психолого-педагогической литературы, произведений философов, синтез, обобщение материала, восхождение от частного к общему.

Практическое значение работы. Социально-политические изменения в обществе оказывают влияние на социокультурные и духовные ценности. Влияние это может быть как благотворным, так и негативным. В этих условиях возрастает потребность целенаправленного воспитания, особенно формирования гражданской позиции.

Логика исследования обусловила структуру работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список использованных источников.

ГЛАВА 1. ИДЕЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ТРУДАХ ФИЛОСОФОВ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО XVII ВЕКА

Проблема гражданской активности личности в своем становлении и развитии прошла длинный и довольно сложный путь. Философы Древнего Востока и античности (Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Лукреций Кар и др.) положили начало собственно теоретическому исследованию гражданской активности личности и представили широкий спектр ее толкований. Важные сведения о неких «вечных», не подвластных времени аспектах гражданской активности, отражающих своеобразие гражданской позиции личности Средневековья и Возрождения, можно почерпнуть из трудов Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Пико делла Мирандолы, М. Фичино, Л. Альберта, М. Монтеня, Н. Макиавелли, Т. Кампанеллы, Т. Мора, Ф. Бэкона, Ж. Бодена, М. Лютера, Ж.Кальвина.

1.1. Гражданская активность личности в трудах Конфуция и Аристотеля

Великий китайский философ Конфуций учил добродетели и ответственности. Он считал, что у каждого человека есть своё место в обществе и свои обязанности. Конфуций утверждал, что идеальное государство должно быть таким, как и хорошая семья: младший должен неукоснительно повиноваться старшему, сын – отцу, отец – начальнику, начальник – правителю. Государство, по Конфуцию, должно напоминать большую семью, где правитель, как отец, заботится о подданных, а подданные почитают его и любят друг друга, как братья. Конфуций уподоблял государство живому организму, где каждый его член выполняет отведённую ему роль.

Государство необходимо, по Конфуцию, для справедливого и достойного существования людей, которые разделены на чиновников и простолюдинов, занимающихся соответственно умственным и физическим трудом. «Тот, кто является правителем над людьми, озабочен [мыслями о судьбе страны], но не трудится [физически]; народ же трудится [физически], однако не озабочен [такими мыслями]». Конфуций сформулировал принцип социальной гармонии: «Верхи [должны] добросовестно заботиться о низах, а низы [должны] честно служить верхам». И тогда достигается «моральное согласие» [4, c . 256].

3 стр., 1320 слов

Гражданские качества личности

... быть заинтересованным в решении насущных проблем государства. Гражданские качества – это качества личности, характеризующие её способность к активному проявлению своей гражданской позиции через социально значимую, практико-ориентированную деятельность. Гражданские качества личности вырабатываются под непосредственным влиянием социума. ...

Конфуций создал своё учение об идеальном государстве идя вразрез с мнением так называемых законников, которые считали, что залог благосостояния и могущества государства в хороших законах. Возражая «законникам», Конфуций говорит, что сами по себе законы без добродетелей у членов общества не приведут к социальной гармонии, так как население не будет их исполнять, в то время как высокий уровень нравственности гарантирует процветание государства без наличия строгих законов. Идеально устроенное общество невозможно без идеального человека. Эти две проблемы тесно связаны друг с другом и неразрешимы одна без другой. Это хорошо понимал самый знаменитый китайский философ.

Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что человек – политическое существо, т.е. социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». «Но государство не есть лишь общность местожительства, оно не создаётся для предотвращения взаимных обид или ради удобств обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе взятых, ещё не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между c емьями и родами ради благой жизни» [2, с. 650].

Аристотель утверждал, что условием существования и развития гражданского общества является государство. То есть государство играет первостепенную роль в развитии общества и становлении гражданственности

Только совершенный человек может быть совершенным гражданином, а совершенные граждане могут быть лишь в совершенном государстве. Совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство. Так мыслит Аристотель.

Инициативные личности и их связи формируют социальный мир. И от качества этих личностей зависит качество общества и государства в целом. Так считал Аристотель, поскольку наилучшее, благополучное государство выходит из добродетельного, разумного образа жизни большинства его граждан. И здесь мы видим, что представления Аристотеля и Конфуция о наилучшем устройстве государства и гражданской активности граждан во многом сходятся. И мы не можем не согласиться с мнением древних философов о том, что государство играет важную роль в формировании гражданской позиции личности.

Таким образом, проанализировав работы древних философов, мы пришли к выводу, что как Конфуций, так и Аристотель огромное значение в формировании гражданской позиции придавали воспитанию. Главную роль в процессе воспитания, по их мнению, играет государство.

1.2. Проблема сущности человека, его роли в общественных отношениях и смысле жизни в трудах философов Средневековья и Возрождения

4 стр., 1997 слов

Политико-правовое учение Н. Макиавелли

... актуальны и в современной политике. 3. Человек и государство В рассуждениях Макиавелли происходит радикальный отказ от средневекового ... место в политической культуре. 1. Биография макиавелли государство принцепс Николло Макиавелли. Годы жизни: 3 мая 1469 - 21 ... современных государств, нужно знать труды Макиавелли. Объектом исследования этой работы являются не только правовые взгляды Макиавелли, но ...

Мировоззрение средневекового человека было религиозным, мир он воспринимал через религиозные образы и понятия. Почти никто не сомневался в том, что началом и концом всего есть Бог. Эти представления были главным ориентиром, на который ровнялись виднейшие умы того времени, разрабатывая свои теории относительно роли человека в обществе и жизни государства.

Крупнейшим средневековым философом, оказавшим огромное влияние на всю западноевропейскую философию, был Августин Блаженный. Августин расценивал деяния человека с точки зрения нравственности. Его интересовал вопрос – каким должен быть человек. Но прежде необходимо было объяснить, что такое свобода воли, добро и зло, откуда они происходят. Человек, по Августину, сотворен Богом, который наделил его телом, душой, разумом и свободной волей. Однако человек впадает в первородный грех, он не стремится исполнять заповеди Божьи, не стремится постичь истину. Человек забывает о духовности и предаётся телесным наслаждениям, он поступает так, как хочет, но не так, как хочет того Господь.

По мнению Августина, человек должен стараться быть похожим на Иисуса Христа, а для этого необходимо следовать Божественным заповедям. Вера поможет найти праведный путь. Нужно только преодолеть себялюбие и безгранично любить ближнего своего. Августин писал, что через любовь каждого человека к ближнему как брату, усмиряется в сердце чувство ненависти и эгоизма, себялюбия. Другой человек должен стать нравственной целью: «Всякого человека, поскольку он человек, следует любить ради Бога» [1, c . 539].

Главным средством самоконтроля человека Августин считал совесть. Совершенствуя себя, каждый из нас неизменно ориентируется на это внутреннее чувство. Плохие поступки либо плохие помыслы всегда приводят в движение внутренний тончайший механизм человеческой души, который и помогает человеку соотносить его помыслы и поступки с идеалом должного.

Августина волновали вопросы о принципах общественного устройства и смысле истории. Важную роль в этом он отводил нравственному преображению человека. По Августину, существуют два «града», созданные человеком: «град земной» и «град Божий», которые различаются по ценностям и своему предназначению. Борьба двух градов – столкновение добра и зла и есть жизнь. Она должна завершиться полным разделением земного и Божьего градов. Это произойдет на Страшном суде, который положит конец земному миру и истории человечества. Праведники обретут вечную блаженную жизнь в Небесном царстве, остальные будут обречены на вечное наказание и будут гореть в Аду, искупая свои грехи.

Выдающийся историк, философ, поэт и политик XVI века Никколо Макиавелли не выделяет общество как самостоятельную единицу и рассматривает его как составную часть проводимой государем политики. Общество должно находится в подчиненном положении по отношению к государю и государству, от которых и зависит дальнейшее развитие общественных отношений. Правитель, по мнению Макиавелли, стоит над обществом. Государь неподконтролен кому-либо и должен обладать абсолютной властью. Макиавелли рассматривал явления политики вне их связи с религией и этикой. Этика правителя, состоящая из особых принципов, кардинально отличающихся от принципов этики обычного человека,- есть единственный ограничитель государственной власти. Макиавелли считал, что для достижения могущества и благосостояния государства пригодны любые средства. Итальянский мыслитель обращает внимание и на то, что люди неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, алчны и трусливы.

8 стр., 3548 слов

Правовое государство и гражданское общество

... гражданского общества его структуры и признаков.Ознакомление с возникновением и развитием и принципами правового государства. Развитие правового государства и гражданского общества в России. Гражданское обществоПонятие, признака гражданского общества Понятие “гражданское общество” очень древнее. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса гражданское общество ...

Макиавелли сделал попытку сформулировать общие законы политической жизни, изложить суть «ремесла политика». Для Макиавелли политика – это результат борьбы между различными силами, в которой активную роль в ней играет человеческая заинтересованность и выгода, а также такие человеческие качества, являющиеся неизменными и особенно проявляющиеся в нестабильное время, как стремление к власти, славе, алчность, эгоизм. Именно на них автор и призывает обращать внимание в политике, рекомендуя даже тщательно следить за действиями граждан — с целью предупреждения заговора и возникновения тирании. Макиавелли отделяет этику рядового человека от этики правителя. Моральные установки частного лица и общественного деятеля – отличаются. «Великие люди стыдом считают неудачу, а не нарушение слова» [8, c . 482]. Таким образом, по Макиавелли, некорректно оценивать деятельность правителя с точки зрения этики обычного человека, а государь может использовать людей в качестве средства для достижения своих целей.

Восхваляя отрицательные качества в правителях, Макиавелли избавил политику от морали. Возникло даже понятие «макиавеллизм» – политическая беспринципность. Таким образом позиция Макиавелли кардинально отличается от воззрений Августина Блаженного, который считал, что совесть имеет большое значение на пути нравственного совершенствования человека и играет важную роль в формировании «правильного» общественного устройства в целом.

Мы видим, что

К концу средних веков в европейском обществе появляется желание познать и изучить реальный мир и самого человека. Философы того времени отвергли мысль о том, что всё земное является злом, и стремились достичь гармонии, соединить воедино интересы духовные и земные. Идеалом стал человек деятельный, образованный, стремящийся к знанию, ко всем радостям жизни, красоте, наслаждению. Так, в трактате флорентийского философа Пико делла Мирандолы «Речь о достоинстве человека» говорится о том, что Бог задумал сотворить человека, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы (т.е. сотворение мира), любил бы её красоту, восхищался её размахом. Согласно Пико делла Мирандолы, Бог сказал человеку: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать всё, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образ, который ты предпочитаешь» [9, c . 248].

16 стр., 7970 слов

Понятие демократии и ее взаимосвязь с правами человека

... демократии и права человека являются объектом исследования многих наук на протяжении не одного тысячелетия. Целью данной курсовой работы является полное и всестороннее изучение всех основных аспектов становления и развития демократии и прав и свобод личности. Задачами данной курсовой работы ...

Проведя анализ взглядов на гражданскую позицию мыслителей эпохи Возрождения, мы делаем вывод о том, что человек характеризуется ими как сознательный член общества с высокоразвитым гражданским долгом.

ГЛАВА 2. ПЕРИОД РАЗРАБОТКИ НАУЧНЫХ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ

2.1. Изучение общих проблем педагогики и вопрос развития гражданской позиции в трудах мыслителей XVII I — начала ΧΧ века

Формирование нового гражданского самосознания – сложный и длительный процесс, который предполагает тщательное изучение достижений и ошибок прошлого. Труды философов с мировым именем способны обогатить современную науку и социальную практику замечательными примерами концепций гражданской активности личности, которые могут стать основой для гражданского становления современников, а труды отечественных мыслителей содержат важные выводы и положения, творческое прочтение которых будет способствовать созданию новой гражданской идеологии. При этом основными ценностными ориентирами должны стать патриотизм и гражданственность.

Рассмотрим, какое определение понятию патриотизм даёт в своих работах А.Н. Радищев. Он считал, что настоящий патриот это тот, кто способен активно бороться с самодержавием ради угнетённого народа, поэтому крепостные крестьяне не могут быть патриотами. С другой стороны, писатель, публицист, основоположник русской революционной педагогики А.Н. Радищев в труде «Беседа о том, что есть сын Отечества», раскрывая содержание категории «патриот», подчеркивает, что «не все, рожденные в Отечестве, достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)» [5, c. 378]. Мыслитель выделяет три отличительных признака сына Отечества (патриота): первый – честолюбие (любовь к чести) – «Он возжигает сей благотворный пламень во всех сердцах; не страшится трудностей, встречающихся ему при сем благородном его подвиге… и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнию; если же она нужна для Отечества, то сохраняет ее для всемерного соблюдения законов естественных и отечественных; по возможности своей отвращает все, могущее запятнать чистоту и ослабить благонамеренность оных, яко пагубу блаженства и совершенствования соотечественников своих» [5, с. 380]. Второй – благонравие; третий – благородство: «Благороден же есть тот, кто учинил себя знаменитым мудрыми и человеколюбивыми качествами и поступками своими…истинное Благородство есть добродетельные поступки, оживотворяемые истинною честию, которая не инде находится, как в беспрерывном благотворении роду человеческому, а преимущественно своим соотечественникам…» [5, c . 380].

Общественное воспитание молодёжи, по мнению А.Ф.Бестужева, является приоритетным в вопросе формирования гражданственности. Молодёжи необходимо дать возможность познать гражданское общество, чтобы молодые люди понимали необходимость жить друг с другом, ограничивая пределы своей свободы, уметь общаться с другими членами общества, быть готовыми все сделать, что требуют честь, должность, Отечество. Автор указывает в своей работе, что гражданско-патриотические качества приобретаются в процессе воспитания, проходя путь от чувств к приобретению истинных понятий и далее, через опыт, к приобретению навыков и привычек. Он утверждает, что «мнения, желания, страсти, пользы, понятия о добре и зле, о чести и бесчестии, о пороке и добродетели мы приобретаем сперва воспитанием, потом утверждаем оные обхождением. Если сии понятия верны, соглашены с опытом и рассудком, мы становимся существами рассудительными, честными, добродетельными; если же они лживы, если ум наш исполнен заблуждений и предрассудков, мы становимся нерассудительны, не способны ни к своему, ни к взаимному с прочими благосостоянию» [5, с. 424]. Предложенные А.Ф. Бестужевым правила не потеряли своей актуальности и сегодня: храните законы…защищайте отечество от нападений неприятельских; доставляйте отечеству все те выгоды, какие только состоят в возможности вашей; не остановитесь в пределах, законами только предписанных, но устремляйтесь делать для него всякое добро, какое только любовь ваша вдохнуть может; да польза оного учинится вашим верховным, единственным законом [5, с. 424].

4 стр., 1615 слов

Правовое государство и защита личности

... общечеловеческой ценности и для ее защиты предпринимать все меры воздействия на правящие круги государства, попирающие права человеческой личности. С позиций передового мирового сообщества государственная ... ни правительством, ни обществом. Нам представляется необходимым назвать и более ранние правовые источники правового статуса человека и гражданина: Великую Хартию Вольностей 1215 г. (Англия), ...

Настоящий патриот и гражданин, по мнению В.Г.Белинского, всегда доказывает свою позицию делом, а не словом. Интерес представляют взгляды Н.Г. Чернышевского, продолжая развивать идеи гражданственности и патриотизма, в своих работах он пишет, что изменить своей родине может только человек с низкой душой, истинный «патриот – это человек, служащий родине, а родина – это прежде всего народ» [5, с. 474].

В своих трудах К.Д. Ушинский ставит акцент на патриотическом воспитании детей, прививает любовь к родине. Этим он оказал весомый вклад в воспитание подрастающего поколения. Педагог подчеркивал, что уже в начальной школе необходимо ознакомить детей с историей, географией и природой родного края. Не менее значимый вклад в патриотическое воспитание внесли такие педагоги как, А.А. Мусин-Пушкин, В.С. Вахтеров, В.Н. Сорока-Росинский.

Участники либерального лагеря- славянофилы и западники — считали, что самым главным аспектом сущности патриотизма являются интересы Родины. А.И. Герцен, П.Я. Чаадаев утверждали, что нельзя противопоставлять Запад – России и Россию – Западу. Россия – не лучше и не хуже Запада, просто она другая, она самобытна. Именно эта мысль является объединяющим фактором для обоих направлений и делает их философские идеи важными для последующих поколений.

Сделав анализ философских работ русских учёных конца XIX − начала ХХ века хорошо видно, что у каждого имелись свои взгляды на патриотизм и гражданское воспитание, но мыслители были едины во мнении, что без искренней любви к Родине нельзя говорить о патриотизме.

Революция 1917 привела к возникновению нового определения патриотизма. Появился его особый вид, называющийся «революционный патриотизм рабочего класса». Согласно этому определению, именно советский народ должен построить коммунизм, служить его делу и распространению по всему миру. В стране велась пропаганда, которая была направлена на подтверждению этой идеи. В.И. Ленин разделил патриотизм по классовому принципу. Следуя этому утверждению, коммунисты совершенно игнорировали неоднородность общества и рассматривали только социалистический патриотизм.

4 стр., 1582 слов

Гражданская ответственность и гражданская позиция молодежи

... а, следовательно, и активной гражданской позиции личности, предполагает формирование гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы, ответственности за собственный выбор и деятельность. Это требует от учащейся молодежи, будущих специалистов, наличия таких ...

В 30-х гг. ΧΧ века, в период строительства социализма, гражданская позиция личности была подчинена партийным и классовым интересам. Индивидуальность человека, его личные заслуги не ценились должным образом, а острое правдивое слово замалчивалось в интересах тоталитарной идеологии.

Проведенный нами анализ взглядов на гражданскую позицию мыслителей XVII

2.2.Гражданская позиция и научные основы гражданского образования в трудах современных учёных

В условиях гражданской войны на Донбассе на первом месте стоит вопрос воспитания патриотизма и гражданственности. Сейчас нашей республике нужны люди с активной гражданской позицией. Те люди, которые понимают, что несут ответственность за свою страну и готовы встать на ее защиту. Разберёмся, что же означает термин «гражданская позиция» сейчас. Изучением данного термина занимались такие авторы, как В.Т. Лисовский, Ю.В. Березутский, Н.Ф. Крицкая, Т.В. Абрамян, П. А. Баранов, и др. Хочется отметить, что термин этот достаточно многозначен, ему не дается точного определения в словарях.

В социологии термин «гражданская позиция» рассматривается В. Т. Лисовским и Ю.В. Березутским. Так, одним из определений гражданской позиции является «осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Это тот путь, который сегодня должен пройти каждый молодой человек, чтобы занять достойное место и стать гражданином своей страны» [6, с. 254].

Ю.В. Березутский говорит о том, что личное и социальное не должно идти отдельно друг от друга в процессе развития индивида. С точки зрения социологии, автор представляет гражданскую позицию как совокупность общечеловеческих ценностей, приобретенных в результате социализации личности и помогающих ей: самостоятельно принимать решения в выполнении поставленных задач, выполнять гражданский долг, активно участвовать в общественной жизни, составлять прогнозы возможных последствий своих решений, нести личную и социальную ответственность за эти принятые решения. Основными ценностными ориентирами в этом случае должны стать патриотизм и гражданственность личности.

В психолого-педагогическом контексте изучением «гражданской позиции» занимались следующие авторы: Т.В. Абрамян, П.А. Баранов, Г. Я. Грявцева, Н.П. Капустин, Г.Н. Филонов, А.М. Шаленов и др. В исследовании Т.В. Абрамян мы видим, что гражданская позиция – это важнейшая составная часть личности, характерной чертой которой является ответственность за свои поступки и поведение.. Мнение Абрамян несколько схоже с определением, которое дает нам Березутский. Оба они говорят о том, что человек должен принимать на себя ответственность за свои поступки.

2 стр., 682 слов

Моя гражданская позиция

... к себе, я поняла, что главное для меня сейчас – помогать людям и это моя гражданская позиция. Реализуется моя гражданская позиция через участие в общественно-полезной деятельности. А именно, с помощью муниципальных ... вокруг меня и в нашем государстве, по большому счету, на Земле. Моя гражданская позиция - быть патриотом, любить Родину, добросовестно учиться, помогать взрослым, трудиться в ...

Г.Н.Филонов считает, что поступки человека зависят от его чувств, от тех нравственных ценностей, которые прививаются с детских лет. Самое дорогое, что есть в обществе – это духовность. Но моральные ценности у людей разные, и поэтому обществу не чужды безразличие и несправедливость, а эти качества, как известно не совместимы с понятием «патриотизм». Г.Н.Филонов утверждает, что люди должны проявлять взаимное уважение, общаясь друг с другом. В этом, по мнению учёного, проявляется гуманизм взаимоотношений между людьми. Гражданская позиция по Филонову – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности человека, при этом автор, как мы видим, ставит акцент на внутренних ценностях и чувствах человека.

Н.Н. Волобаева, А.М. Шалёнов, О.В. Гороховцев и другие учёные определяют гражданскую позицию как комплекс отношений личности – духовных, нравственных, трудовых и других. Они считают, что понятие «гражданская позиция» стоит между двух других понятий «гражданственность» и «социальная активность».

Проанализировав работы современных ученых, мы можем сделать вывод о том, что

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Долгий и трудный путь в своём становлении и развитии прошла проблема гражданской активности личности. Мыслители Древнего Востока, а также античные мудрецы первыми пытались объяснить суть этой категории. Проанализировав труды философов Древнего мира, мы обнаружили немало общих, «вечных» аспектов в плане осмысления роли человека в обществе и государстве.

Мыслители древности представили широкий спектр толкований понятия «гражданская активность личности»,(вернее, того, что мы сейчас называем гражданской активностью личности).

Среди них есть и гуманистические идеи, но есть и прямо противоположные им антиобщественные идеи, согласно которым личность вправе нанести ущерб государственным интересам, если это необходимо для достижения поставленных целей.

В раннем Средневековье общественные отношения были полностью подчинены религиозным нормам. Взгляды людей, их поведение соответствовали требованиям религии. Но к концу Средневековья мировоззрение людей стало меняться. Наблюдается тенденция не слепого следования религиозным нормам, а попытка привести их в соответствие с социальной действительностью. Дальнейшее развитие понятие «гражданская активность личности» получило в эпоху Реформации и Возрождения, когда был заложен фундамент для создания совершенно новой модели этого понятия. В Новое время возникает ряд концепций, объясняющих гражданскую позицию личности, основой для которых и послужили идеи эпохи Возрождения.

Широкая панорама философских концепций, объясняющих формирование гражданской позиции личности, предстаёт перед нами в ΧΧ – начале ΧΧΙ века. Появляются более сложные теоретические конструкции системной эксплуатации гражданской позиции личности, но наблюдалась и тенденция к индивидуализации в гражданской активности личности.

Взгляды русских мыслителей на проблему гражданской активности личности в нашей работе имеют первостепенное значение. Изучая труды философов России, мы можем увидеть, что в своих работах они опирались на общественную мысль передовой Европы, анализировали опыт западноевропейских революций, при этом на протяжении многих веков в центре их внимания стояла проблема гражданской активности личности.

В дореволюционной России дух патриотизма стоял на довольно высоком уровне. В формировании гражданской позиции личности того времени огромную роль играло Православие, которое прививало любовь не только к Богу, но и к своему Отечеству. Важное значение имели также концепции западников, славянофилов, революционер-демократов, анархистов и др., которые заявляли, что в центре общественного внимания должны стоять патриотические и гражданские качества личности.

Анализируя труды философов древности, Средневековья, Нового времени, посвящённые проблеме гражданской позиции личности, мы понимаем, что и сейчас они имеют для нас научную и нравственную ценность, помогают избежать ошибок прошлого.

Проблема гражданской позиции личности в советской России подверглась кардинальному переосмыслению и находилась в строгом подчинении идеологическим партийным установкам.

В постсоветский период идея гражданской позиции личности основывалась на активном участии в переустройстве общества.

В современном обществе гражданское становление личности в значительной степени происходит под влиянием негативных факторов, которые не способствуют консолидации общества, а напротив, чреваты его расколом и разрывом с историко-культурным и духовным наследием.

Но мы, жители Донбасса, чётко определили для себя, каким пойдём путём, и что является ценным и приоритетным для нас. В условиях гражданской войны вряд ли найдётся на Донбассе человек, которому было бы безразлично то положение, в котором мы оказались сейчас. 11 мая 2014 года граждане Донбасса активно выразили свою гражданскую позицию и встали на путь построения гражданского общества и правового демократического государства. Ярый патриотизм, основанный на любви к Родине, свободолюбие, уважение к истории и традициям родного народа – вот те факторы, которые и определяют гражданскую позицию жителей Донбасса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://inauka.net/kursovaya/vvedenie-ku-grajdanskaya-pozitsiya/

1. Аксёнов Г.П. Аврелий Августин Блаженный. Исповедь / Г. П. Аксенов. – М., Гендальф, 1992. – 541 с.

2. Аристотель. Сочинения / Аристотель. – М., 1984. – 650 с.

3. Березутский Ю.В. Гражданская позиция молодёжи региона: опыт социологического анализа / Ю. В. Березутский //Власть и управление на Востоке России. – 2011. – № 1. – 159 с.

4. Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах : учебное пособие / А. А. Горелов. – М. : Эксмо, 2009. – 256 c .

5. Егоров С.Ф. История педагогики в России : хрестоматия / С. Ф. Егоров. – М. : Академия, 2000. – 487 с.

6. Лисовский В.Т. Социология молодёжи / В. Т. Лисовский. – СПб. : СПбГУ, 2009. – 254 с.

7. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли. – М. : Планета, 1990. – 580 с.

8. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия / Н. Макиавелли. – Ростов н/Д. : Изд-во «Феникс», 1998. – 576 с.

9. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека / Пико дела Мирандола //Эстетика Ренессанса. – Т.1. – М., 1981. – 496 с.

10. Хромова М.Н. Идеи патриотизма в трудах отечественных философов и педагогов / М. Н. Хромова //Фундаментальные исследования. – 2014. – №5-2. – 382 с.