Взаимодействие права и морали

Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм. Норма, будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных связей и отношений.

Право является системой, базирующейся на морали. В силу того, что моральные требования сами по себе не обеспечиваются государством, наиболее важные из них дублируются и детализируются нормах права. Вследствие этого общественно полезный вариант поведения обеспечивается двумя социальными нормативными системами, каждая из которых действует эффективнее другой при определенных условиях: мораль проникает в общественные отношения глубже, а право обеспечивает неотвратимость наказания.

Мораль влияет на процесс правотворчества. Влияние морали осуществляется двумя путями. Во-первых, при разработке законопроектов государственными органами учитывается моральное состояние населения страны. Во-вторых, законы разрабатываются и принимаются людьми, которые имеют определенный уровень морально-нравственного развития, обеспеченный им обществом, воспитавшим их.

Темой нашей курсовой работы является взаимодействие права и морали. Целью является выявление единства и различия права и морали, а также их взаимодействие.

Предметом нашей курсовой работы является взаимодействие права и морали. Объектом — право как таковое.

Задачами курсовой работы является:

  • рассмотреть происхождение термина «мораль»;
  • разобрать, что является сущностью морали;
  • изучить функции морали;
  • исследовать признаки и сущность права;
  • проанализировать, в чем заключается единство, различие права и морали;
  • рассмотреть взаимодействие права и морали.

    ГЛАВА 1.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ МОРАЛИ

1.1 Происхождение морали

Мораль — система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Содержание и само понимание терминов «мораль» и «нравственность» в огромной степени зависят от историко-культурных факторов, традиций, а также от идентификации источников. В морали “выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии”. Повелевая, мораль оценивает, оценивая, — познает. Вот то необычное распределение функций, которое отличает ее, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию. Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Мораль включает: моральные отношения, моральное сознание, нравственное поведение. Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы прародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниям может только то государственное устройство, в котором и право и мораль находятся в теснейшем взаимодействии. Общественные отношения первобытного строя являются кровнородственными. Члены общины ведут происхождение от единого предка. Род составляет основу всей общественной жизни. Родоплеменная структура возникает естественно.

4 стр., 1554 слов

Понятие права: происхождение, сущность функции

... процесса происхождения и сущности права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и ...

1.2 Сущность морали

Мораль такая же динамическая регулятивная система, как и право. Ее исторический путь лежит от эквивалентных начал: око за око, зуб за зуб (и более крупно — «кровная месть» «мне отмщение и аз воздам» и т.д.) до начал неэквивалентных — «ударят по правой щеке, подставь левую», т.е. до начал терпимости (толерантности, как определяют эти начала), прощения, покаяния, воздаяния за зло добром т.д. Существует несколько научных определений морали. Термин “мораль” по содержанию — латинский аналог древнегреческого ethos (этика).

В латинском языке есть слово “mos” (множественное число — “mores”), обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с целью обогащения языка образовал прилагательное “моральный” (moralis) для обозначения этики, назвав её philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV веке, появляется слово “мораль” (moralitas), в качестве собирательной характеристики моральных проявлений. В словаре русского языка мораль определяется как “правила нравственности и сама нравственность”, а нравственность в свою очередь как “правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение”.

Мораль и нравственность — одно и то же. В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью — степень их соблюдения, т.е. фактическое состояние, уровень морали. В данном случае мы исходим из тождественности этих понятий. Мораль (лат. мoralis — нравственный; mores — нравы) — предмет изучения этики; общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Во всяком обществе действия громадного множества людей должны быть согласованны в совокупную массовую деятельность, при всем своем разнообразии подчинятся определенным общесоциальным законам. Функцию такого согласования и выполняет мораль наряду с другими формами общественной дисциплины, тесно переплетаясь с ними и вместе с тем представляя собой нечто специфическое. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни — в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет в них неодинаковую роль. Другое определение морали дает С.А. Комаров: «Мораль (нравственность) — это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.».

5 стр., 2473 слов

Происхождение и соотношение понятий этика, мораль и нравственность. ...

Коррупционно опасное поведение руководителя Статья 24. Этический конфликт и этическая ... и умений; патриотизм и интернационализм; научный подход к явлениям общественной жизни. Ритуал (от латинского слова - обрядовый) - составная часть ... мимика, тон, жестикуляция. В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых также следует тщательно придерживаться. Традиции, ...

В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В то же время, и моральные установки внутри одной культурной традиции могут существенно различаться в разных ситуациях. Одним из наиболее ярких примеров такого варианта является библейская притча о человеке, готовом принести в жертву Богу своего единственного сына, согласно божественному повелению. Разумеется, убийство невинного ребенка является совершенно не соответствующим нормам христианской морали. Однако в случае, если этого хочет Бог, такой поступок для христианина перестает быть антиморальным (хотя остается личной трагедией), поскольку источником установлений, составляющих систему морали для христианина, является Бог, а значит, ни одно его повеление по определению не может быть не моральным. Еще более изменчивыми являются моральные нормы и приоритеты, разделяемые различными субъектами, поскольку в этом случае дополнительным действующим фактором становятся также особенности психики и личный опыт каждого отдельного человека. Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести.

С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей. Современная наука о морали приходит к убеждению, что совокупность переживаемых людьми моральных чувств и признаваемых ими моральных принципов не поддается сведению на единую верховную аксиому, из которой все они вытекали бы, как выводы из логической посылки. Не существует никакого единого морального постулата, исходя из которого можно было бы развить логическую систему нравственности так, чтобы она охватывала все без исключения суждения, подводящие явления под категории «добра» и «зла», «нельзя распутать сложного и запутанного узора морального мира, найдя начало одной его нити, ибо узор этот образован из нескольких переплетающихся и взаимно перекрещивающихся нитей». Задача науки о морали может заключаться только в том, чтобы отделить каждую из этих нитей от других и показать, каким образом они сплетаются в живую ткань моральной жизни.

Совокупность моральных идей и чувств может быть сведена, таким образом, только к ряду независимых друг от друга основных принципов. Каждый из последних служит внутренней основой целой массы явлений морали и дает начало особой замкнутой системе морали; но сами эти принципы друг от друга уже не зависят и потому не обосновывают один другого. Наоборот, каждый из них в качестве моральной аксиомы вступает в коллизию со всеми остальными и ведет с ними борьбу за абсолютное верховенство в царстве морали. «Каждая из твоих добродетелей, — говорит Ницше своим образным языком, — жаждет высшего развития; она хочет всего твоего духа, чтобы он стал ее глашатаем, она хочет всей твоей силы в гневе, ненависти и любви; каждая добродетель ревнует тебя к другой». Исходом этой борьбы может быть полное и частичное вытеснение одним принципом всех других либо распределение между ними власти на отдельные компетенции каждого из них. Так, например, в общественной жизни и в жизни личной господствуют совершенно различные и противоречащие друг другу нравственные принципы, так что-то, что считается хорошим в первой, признается дурным во второй, и наоборот.

5 стр., 2361 слов

Реферат власть и мораль в деятельности юриста проблема их взаимоотношений

... в президенты. Стало быть, не власть делает человека богатым, а богатство дает ему возможность прийти к власти. ГЛАВА 3. Власть и мораль Раскрытие диалектики власти и морали — сложнейшая проблема философии политики. И ... вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни»2 . ...

1.3 Функции морали

Мораль не имеет объективной реальности. Можно смотреть в микроскоп, телескоп или осциллограф хоть всю жизнь и не узреть ни капли морали. Там её и нет. Всё это лишь в голове. Она существует только лишь в воображении. С точки зрения субъектно-объектой науки мир представляет собой совершенно бесцельное пространство, не имеющее цены. Смысла нет ни в чем. Нет ничего верного и нет ничего неверного. Всё лишь функционирует, как механизм. Нет ничего морально неправильного в лености, во лжи, краже, самоубийстве, убийстве, геноциде. Ничего морально неправильного нет, ибо никакой морали не существует, есть лишь функции. Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует. Если для прочих земных тварей образ жизни и судьба предписаны от природы, то человек — существо историческое — составляет свою судьбу сам. Для него нет раз и навсегда написанного закона. Что есть человек, никогда не может быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не завершены.

Каждый час мы становимся другими, совершенствуемся по программе, которой еще нет, которую мы сами себе пишем. Дело не в том, чтобы придумать модель будущего и решить, как мы собираемся жить. Гораздо важнее решить, какими будем мы сами, что будет считаться человечным и подобающим человеку. Каковы будут не только наши права, но и обязанности? Кем мы должны стать, чтобы в полной мере называться людьми? Человек всегда на пути этого поиска, такой истинно человеческий путь и есть мораль. Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра — это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали.

Коль скоро она есть, мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого стремления и реализуются функции морали.

Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии сформированных функций:

  • регулятивной, (включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей));
  • воспитательной, (содержит в себе отчасти оценочно-императивную, мотивационную);
  • познавательной, (содержит ориентирующую и прогностическую);

оценочно-императивной,

ориентирующей,

мотивационной,

3 стр., 1083 слов

Право людини на свободу пересування в Російській Федерації

... на практиці. У теорії право на свободу пересування являє собою складне і комплексне утворення, що включає в себе такі елементи, як В«свободаВ», В«свобода пересування В»,В« право на свободу В». Незважаючи на наявну, на ... співтовариством вживаються заходи до всебічного забезпечення прав і дотриманню свобод людини. Закріплення прав на свободу пересування в конституційній нормі має велике значення саме ...

коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической и др. Поскольку функция регуляции поведения осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права, административных установлений, технических, социально-гигиенических правил и т.п., следует отличать нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой. Элементами морального регулирования являются:

  • идеал, выражающий представление общества, классов, социальной группы о нравственном совершенстве;
  • система норм, соблюдение которых является необходимым условием функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;
  • особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию моральных норм, в том числе общественное мнение.

Регулятивная. Особенностью регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно, вероятно, считать оценочно-императивную, которая отличает нравственную регуляцию от всякой иной, вне моральной. В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив).

Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям.

Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом. Особенно ее значение раскрывается по методу «от противного»: общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом. Отсутствие нравственной перспективы губит самые прекрасные экономические планы. То же и для конкретного человека: жизнь бессмысленна без активного личного творения этого смысла; так же, как и правильный жизненный путь никто, тебе не укажет, пока ты не выберешь его сам.

Так что мораль сродни мюнхгаузеновскому вытаскиванию самого себя за волосы из обывательского болота. Здесь я сама предъявляю себе требования, и сама же их выполняю. Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека. Как перед смертью — когда дела уже не сделать и тело не спасти — остается спасать свое достоинство. Самые слабые и ненавязчивые регулятивы на поверку оказываются самыми главными: они отступают даже перед смертью. Познавательная. Подчинена функции регулирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.

Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Главная его особенность — человекомерность. А если суть человека — в поиске своего пути в мире, то «нашего» мира еще нет, он еще должен появиться благодаря нашим усилиям. Потому на нас ложится ответственность за себя и за других.

3 стр., 1450 слов

Уголовно-исполнительное право (6) (2)

... учреждения осужденные могут отправлять посылки и бандероли. Переписка осужденных к лишению свободы Отправление и получение осужденными писем ... близким родствен­никам осужденного посетить его. Осужденным предоставляется право на четыре телефонных разговора в год ... количества свиданий, предоставляемых осужденным, особенно несовершеннолетним, при право-послушном поведении. Свидания осужденных В УИК РФ ...

Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это — сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации. Достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью. Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись; чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.

Воспитательная. Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.

Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. А также для успешного функционирования и развития морали важно свободное, не ущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство. То, что сегодня обычно называется «моралью», охватывает лишь один из этих наборов моральных кодексов, социально-биологический кодекс. В субъектно-объектной метафизике этот единственный социально-биологический кодекс считается незначительной, «субъективной», физически не существующей частью вселенной. По мере углубления в эти вопросы понятно, что разделение статичных моральных кодексов весьма важно. По существу они представляют собой небольшие самодостаточные моральные империи, так же изолированные друг от друга, как и статические уровни, чьи конфликты они разрешали:

1. Есть моральные кодексы, устанавливающие превосходство биологической жизни над неживой природой.

2. Есть также моральные кодексы, провозглашающие превосходство социального порядка над биологической жизнью: обычные нормы морали, запрещение наркотиков, убийства, прелюбодеяния, воровства и тому подобное.

3. Есть моральные кодексы, устанавливающие превосходство интеллектуального порядка над социальным: демократия, суд присяжных, свобода слова, свобода печати.

4. Есть динамическая мораль, которая не является кодексом. Её можно было бы назвать «кодексом Искусства» или чем-нибудь в этом роде, но искусство обычно считается настолько побочным явлением, что такое название просто подрывает всю его важность.

13 стр., 6435 слов

Проблемы соотношения права и морали

... целью курсовой работы является изучение и анализ проблем, связанных с правом и моралью. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач : 1. Дать определение понятиям права и морали. 2. Изучить общие черты права и морали . 3. Проанализировать взаимодействие права и морали. ...

Получалось так, что статичные структуры, которые связывают и удерживают один уровень организации, часто на другом уровне организации вынуждены сражаться за своё существование. Мораль — это не простой набор правил. Это очень сложная борьба конфликтующих структур ценностей. Этот конфликт — то, что остаётся от эволюции. Новые структуры по мере развития приходят в противоречие со старыми. И каждый этап эволюции оставляет после себя ворох проблем. Из этой борьбы между конфликтующими статическими структурами возникают концепции добра и зла.

ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

2.1 Признаки права

Рассматривая вопрос о понятии права, очень важно четко уяснить, что же такое право, что представляет оно собой как социальное явление и какие признаки его характеризуют. Сделать это, однако, непросто, поскольку в научной и учебной литературе предлагаются самые различные, к тому же не всегда удачные варианты ответа на этот вопрос. Не вдаваясь в анализ позиций тех или иных авторов, их взглядов на понятие права, отмечу, что наиболее предпочтительной является точка зрения, согласно которой необходимо различать право в общесоциальном смысле и право в юридическом смысле. Необходимость такого различия вытекает уже из смыслового значения слова «право». Если обратиться к словарям, то нетрудно заметить, что в русском языке (да и во многих других языках тоже) это слово имеет несколько значений и употребляется как в юридическом, так и неюридическом смыслах. В частности, слово «право» употребляется в таких смыслах, как «естественное право», «юридическое право», «моральное право», «право члена общественной организации», «материнское право» и т.д. Этим словом обозначают установленные государством нормы, различные возможности людей (например, право на жизнь, право на образование, право старшинства) и некоторые другие явления. Поэтому говоря о понятии права, нужно прежде всего исходить из смыслового значения слова «право» и различать в связи с этим право в общественном и юридическом смысле.

Право в общесоциальном смысле — это признаваемая в обществе, социально оправданная возможность (свобода) определенного поведения, т.е. возможность совершать какие-то социально значимые действия, притязать на что-то, требовать соответствующего поведения от других. Право в общесоциальном смысле по сути своей является естественным правом. Оно возникает само по себе, естественным путем и никем не устанавливается. Это право, рождаемое самой жизнью, вытекающее из общественных потребностей. Сформировавшись в системе общественных отношений, естественное право закрепляется в обычаях, нормах морали, религиозных и других нормах. Может оно закрепляться и в юридических нормах, т.е. нормах, устанавливаемых государством.

Право в юридическом смысле — это установленные или санкционированные государством, государственной властью, нормы, а также закрепленная в этих нормах свобода, возможность определенного поведения. Другими словами, право в юридическом смысле — это и есть то, что представители естественно-правовой, психологической и некоторых других теорий называют позитивным правом.

Позитивное право не тождественно естественному праву. Во-первых, они не совпадают, поскольку естественное право может закрепляться не только в нормах позитивного права, но и, как только что было отмечено, в других социальных нормах. Во-вторых, та свобода, возможность поведения, которая закреплена в нормах позитивного права, не всегда есть социально оправданная свобода или возможность. Не нужно забывать, что нормы позитивного права устанавливаются или санкционируются государством. Государство же закрепляет в своих нормах или санкционирует только такую свободу, которая отвечает интересам государства. А интересы государства — это не обязательно интересы общества. Более того, в нормах позитивного права может закрепляться не только свобода, но и несвобода и даже произвол. Поэтому в нормах позитивного права закрепляется не столько социально оправданная свобода, сколько свобода, установленная или признанная государством. А такая свобода не равнозначна естественному праву.

4 стр., 1738 слов

Право и мораль в мировой политике

... 1 Право и мораль в мировой политике Анархичный характер международных отношений, изначально заданный Вестфальской системой, регулируется международным правом. Американский исследователь Ричард Фалк заметил, что большинство правовых норм, которые используются в международных отношениях, ...

В современной отечественной литературе, в том числе в учебниках по теории государства и права, при освещении вопроса о понятии права нередко обращается внимание на нетождественность права и закона. При этом под законом подразумеваются нормы, установленные государством, т.е. то же позитивное право. Нетождественность права и закона чаще всего обосновывается тем, что законы, установленные государством, могут не выражать права. Если закон закрепляет произвол или не основан на естественном праве, он не является правовым законом, не является правом. Правом могут признаваться только правовые законы.

Данный подход к оценке позитивного права заслуживает всяческого одобрения, поскольку истинное право, право как таковое — это естественное право. Это право, идущее от природы человеческого бытия, право, выражающее подлинную свободу человека. Оценка закона с точки зрения его соответствия естественному праву — это оценка правового качества закона. Юридическая наука, исходя из цивилизованных, гуманистических представлений о правах и свободах человека, должна критически оценивать действующие законы государства на предмет их соответствия естественному праву, особенно естественному праву, признанному мировым сообществом и закрепленному в ряде международноправовых документов (во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН; в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом 16 декабря 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН и др.).

Однако позитивное право, соответствующее естественному праву, — это по большей части идеал, к которому нужно стремиться, это, так сказать, идеальное право, о котором говорили представители теории естественного права еще в ХVII-ХVIII веках. В действительности же люди имеют дело с действующим позитивным правом, которое признаётся, считается правом независимо от того, соответствует оно естественному праву или нет. Для юридической науки и, особенно для юридической практики законы, установленные государством, т.е. позитивное право, есть право, право в юридическом смысле. Именно это право официально действует в обществе, и именно оно изучается юридической наукой и применяется на практике.

Таким образом, право в юридическом смысле — это, прежде всего нормы, установленные или санкционированные государством. В таком качестве право обладает рядом признаков, которые позволяют охарактеризовать его и составить о нём определенное представление. Поскольку любое понятие отражает предметы и явления в их существенных признаках, для характеристики понятия права вполне достаточно ограничиться его основными признаками. К ним, как представляется, относятся: нормативность, общеобязательность, системность, государственно-волевой характер, формальная определенность, гарантированность.

4 стр., 1882 слов

Гегель о происхождении государства и стадиях развития права

... мораль являются двумя односторонними моментами, которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства. Гегель ... положительного в противоположность и противоречие между ними”. В гегелевской философии права речь идет о праве и законе в их развитой (т. е. соответствующей их ...

Нормативность права (позитивного права) выражается в том, что право состоит из норм. Нормы права — это определённые правила поведения. Они адресуются людям и их организациям и призваны регулировать, упорядочивать общественные отношения. Нормы права — это правила поведения общего характера. Они являются неперсонифицированными правилами поведения, поскольку адресуются не конкретным лицам, а неопределенному множеству людей и организаций, и рассчитаны не на конкретные отношения, случаи, а на неопределенное число одинаковых, типичных отношений и случаев.

Общеобязательность — признак, тесно связанный с нормативностью. Нормы права являются правилами поведения не только общего, но и общеобязательного характера. Общим характером, в принципе, обладают любые правила поведения (и обычаи, и нормы морали, и технические нормы), а вот общеобязательность присуща только праву. Нормы права в отличие от других норм поведения обязательны для тех, кому они адресуются. Всякий, кто подпадает под действие правовой нормы, должен поступать в соответствии с её предписанием, иначе может быть наказан.

Системность права проявляется в том, что нормы, из которых состоит позитивное право, находятся в определенном единстве, в системе и тесно связаны между собой. Они регулируют общественные отношения не в одиночку, не каждая сама по себе, а в комплексе, во взаимодействии друг с другом, объединяясь в институты и отрасли права. Право (особенно это относится к современному праву) — не простая совокупность норм, а единая в масштабах всего государства их система.

Государственно-волевой характер позитивного права выражается в том, что оно в отличие от права в общесоциальном смысле возникает не само по себе, а по воле государства. Нормы позитивного права либо непосредственно устанавливаются государством, его органами, либо возникают в результате государственного санкционирования, когда государство или признаёт в качестве правовых какие-то неправовые нормы (например, обычаи), или разрешает устанавливать нормы права определенным негосударственным организациям. Во всех случаях позитивное право появляется по воле государства и выступает в качестве государственного регулятора общественных отношений. Кроме того, волевой характер позитивного права проявляется еще и в том, что в его нормах в качестве государственной выражена воля или всего общества, или какой-то его части.

Формальная определенность. Этот признак довольно часто выделяют среди признаков права, поскольку нормы позитивного права в основной своей массе обладают формальной определенностью. Это проявляется в том, что подавляющее большинство правовых норм письменно, формально закреплено в различных официальных документах (законах, кодексах, договорах и т.д.) или других источниках (например, в священных книгах).

Это делает правовые нормы доступными для восприятия и придает им известную четкость и определенность. И, наконец, гарантированность. Она выражается в том, что государство, создав правовые нормы, вместе с тем и гарантирует их, обеспечивая возможностью принуждения. Для этого в нормах права предусматриваются различные меры воздействия, которые государство может применить к тем, кто отступает от требований правовых норм, не выполняет содержащиеся в них предписания.

Рассмотрев основные признаки права, права в юридическом смысле, можно дать следующее ему определение. Право (или позитивное право) — это система установленных или санкционированных государством норм поведения, которые обязательны для всех членов общества и действие которых гарантируется государством.

Приведенное определение, выражающее в краткой формулировке понятие права (позитивного права), является определением так называемого объективного права. В юриспруденции термин «право» употребляется в двух значениях: для обозначения системы установленных или санкционированных государством норм и для обозначения юридических прав, которыми наделяются или реально обладают участники регулируемых нормами права общественных отношений. В этой связи нормы права и в целом систему установленных или санкционированных государством норм именует объективным правом или правом в объективном смысле, а юридические права, которыми наделяются или реально обладают участники общественных отношений, — субъективным правом или правом в субъективном смысле. Объективное и субъективное право связаны между собой и находятся в неразрывном единстве. Это единство выражается хотя бы в том, что субъективные права закрепляются, прежде всего, в нормах позитивного права, т.е. в объективном праве как определенные возможности, возможности того или иного поведения участников общественных отношений, выражающие меру их свободы. В то же время субъективное право производно от объективного. Оно либо непосредственно закреплено в объективном праве, либо, не будучи закрепленным, в нем, так или иначе им предусмотрено. Например, диспозитивные нормы, имеющиеся во многих правовых системах, предоставляют участникам общественных отношений возможность предусматривать в своих договорах иные юридические права и обязанности, чем те, которые предусмотрены нормами права. В этих случаях субъективные права, которые будут зафиксированы в договоре, все равно будут производны от объективного права, поскольку возможность предусмотреть эти иные права дозволена объективным правом. Поэтому вопрос о понятии права — права в юридическом смысле — вполне достаточно ограничить характеристикой объективного права, тем более, что в юриспруденции под правом в первую очередь подразумевают именно объективное право.

2.2 Сущность права

Вопрос о сущности права тесно связан с вопросом о понятии права, но имеет вместе с тем самостоятельное значение. Если понятие права отражает основные, наиболее существенные признаки права, то сущность говорит о том, что есть право само по себе, в чем его смысл и внутренняя основа. Сущность — это как бы скрытая, невидимая сторона права, его душа, суть без которой нет права как такового. Уяснение вопроса о сущности права также, как и уяснение вопроса о понятии права, представляет определенную сложность, поскольку в литературе отсутствует однозначное решение этого вопроса. Кроме того, в ряде современных учебников по теории государства и права этот вопрос или вообще не рассматривается, или подменяется вопросом о понятии права. В этой связи хотелось бы обратить внимание на узловые моменты, связанные с уяснением данного вопроса, и предложить некоторые варианты его решения. Прежде всего, нужно отметить, что вопрос о сущности права рассматривается в юридической науке либо с классовых, либо с общесоциальных, надклассовых позиций. Классовый подход в понимании сущности права характерен для марксистско-ленинской теории права. Определяя право как возведенную в закон волю экономически господствующих классов, она прямо подчеркивала классовый характер права и сущность права видела именно в этой воле. С точки зрения марксистко-ленинской теории право по своей сути и есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов.

Иного, общесоциального подхода в понимании сущности права придерживаются так называемые немарксистские теории, к которым относятся и теория естественного права, и юридический позитивизм, и нормативизм, и социологическая юриспруденция, и многие другие. Они по-разному определяют сущность права — как политическую справедливость, как божественную волю, как общую волю, как меру свободы, как защищенный интерес и т.д. — но ни одна из них не рассматривает право с классовых позиций и не сводит его к возведенной в закон воле того или иного класса.

Преимущественно с общесоциальных позиций характеризует сущность права и современная отечественная теория государства и права, хотя единое понимание сущности права здесь тоже отсутствует. В частности, одни исследователи сущность права видят в том, что право — это обеспеченный государственным принуждением мощный социально-нормативный регулятор, определитель возможного и обязательного поведения. По мнению других право по своей сущности — это охраняемая государственным принуждением нормативная форма упорядочения и стабилизации общественных отношений. С точки зрения третьих сущностью права является обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества общая воля, которая выражена в законе и вследствие этого выступает в качестве общего масштаба, меры поведения и деятельности людей. Наконец, четвертые сущность права видят в том, что право — это мера свободы (а также справедливости), гарантированная государством. Встречаются и другие высказывания относительно сущности права.

Опять же не вдаваясь в анализ тех или иных взглядов на сущность права, хочу обратить внимание на то, что не бывает сущности права вообще, а есть сущность естественного права, т.е. права в общесоциальном смысле, и сущность позитивного права, т.е. права в юридическом смысле, есть сущность объективного права и сущность субъективного права. Это разные сущности, поскольку естественное и позитивное право, объективное и субъективное право — разные явления

ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И МОРАЛИ

3.1 Единство права и морали

Право и мораль как системы нормативного регулирования обладают едиными чертами, основными из которых являются следующие:

  • нормы права и нормы морали являются разновидностями социальных норм. В силу этого они обладают одинаковым набором черт, присущих всем социальным нормам;
  • как право, так и мораль являются надстроечными категориями.

Они обусловливаются экономическими, культурными и иными условиями существования определенного человеческого сообщества. Поэтому в каждом обществе нормы права и нормы морали близки между собой по содержанию, а нормы морали одного общества могут серьезно отличатся как от норм морали другого общества, так и от норм права того же общества;

  • право и мораль являются одним из основных социальных ценностей современного общества;
  • право и мораль предполагают относительную автономию воли индивидов. Каждый член общества имеет возможность сознательного выбора своей правовой и моральной позиции;
  • право и мораль определяют пределы должного и возможного поведения индивидов;
  • право и мораль являются элементами культуры соответствующего общества;
  • право и мораль являются системами, которые можно охарактеризовать с точки зрения преемственности предыдущего социального опыта.

При построении новой системы нормативного регулирования общественных отношений правовые и моральные нормы не создаются заново, а происходит заимствование накопленных в прошлом правовых и моральных принципов и норм, которые модифицируются применительно к развивающимся общественным отношениям;

  • как правило, право и мораль с течением времени прогрессируют под влиянием происходящих в обществе изменений.

3.2 Различие права и морали

Право и мораль различаются по моменту происхождения. Мораль зародилась раньше появления государства, в первобытном обществе. Право же появляется в обществе одновременно с государством.

Различны формы права и морали. Нормы морали, как правило, нигде не записаны, они существуют в устных преданиях о добрых и злых поступках, справедливых и несправедливых людях. Нормы морали содержаться непосредственно в сознании людей. В отличие от норм морали нормы права выражаются в определенной форме. Основной формой правовой нормы является письменный источник: закон, договор нормативного содержания, прецедент и так далее. Но из каждого правила есть исключения. Нормы морали содержаться непосредственно в сознании людей, хотя и могут быть зафиксированы в письменных источниках, например в художественной литературе, в научных работах по этике. В то же время такая форма права, как обычай, может не быть облечена в письменную форму, а также нормы морали, содержаться непосредственно в сознании участников правоотношений. Основным критерием различия является массовость. Основная, подавляющая часть моральных норм не записаны, а среди правовых норм не записанной является только малая, незначительная часть.

Различна сфера действия норм права и морали. Нормы морали охватывают практически все возможные общественные отношения, в то время как право призвано регулировать только часть из них, наиболее важную с государственной точки зрения. Право самоустраняется от регулирования большинства личных взаимоотношений в быту, дружбе, любви. Эти отношения регулируются моралью. Если государство развивается по пути тоталитаризма, право расширяет сферу своего действия и может при определенных условиях по степени охвата общественных отношений сравнится с моралью. Однако эффективность регулирования ряда отношений падает, если применяются не моральные, а правовые средства. Это происходит потому, что действие моральных норм права опосредуется юридическим процессом. А для любого юридического процесса требуется сбор доказательств. Но некоторые отношения между людьми не могут обеспечиваться доказательствами. Достаточными для принятия решения по существу правоохранительными органами. Какие доказательства можно представить в суд по делу о некачественной дружбе между товарищами? Мораль в формальных доказательствах не нуждается. Человек, который подвел своего друга. Поступив аморально, сам оценивает свой поступок. Кроме того, его поступок оценивается как аморальный со стороны коллег, друзей, родных, близких. В результате этого человек испытывает чувство вины и стыда. При этом совершенно не важно, доказаны ли перед обществом факты аморального поведения. Для морали это не особенно важно, потому что человек, который поступил аморально и сам это осознает. Может быть, его никто не упрекнет, но чувство вины будет. Если же человек считает себя правым с точки зрения морали и нравственности, то он не будет считать себя виновным в нарушении моральных норм, даже если его каждый будет упрекать в этом. Механизм морального регулирования общественных отношений закладывается в процессе воспитания, социализации личности и действует в дальнейшем автономно, хотя при определенном педагогическом воздействии может быть откорректирован. В этом сила моральной нормы, удобство ее использования для регулирования общественных отношений. Там куда недоступно право, применяемое государственными органами, всегда имеет доступ мораль, которая вне зависимости от нашего желания является частью каждого из нас и контролирует наши действия.

Различны регулируемые нормами права и морали общественные отношения и по их значимости. Право регулирует наиболее значимые общественные отношения, а мораль регулирует все общественные отношения.

Отличаются и способы формирования моральных и правовых норм. Нормы право создаются государством либо санкционируются им. Нормы морали формируются социальными группами путем общественного признания. Как правило, здесь имеет место своеобразный моральный прецедент. Представим себе, что в обществе, в котором никто не вступал в небрачные половые отношения, свершился акт адюльтера. Члены общества, узнавшие о супружеской измене, расценил такой поступок как вредный для общества, плохой. При этом родилась новая моральная норма, предписывающая воздержание от супружеских измен. Дополнительного санкционирования со стороны государственных органов не требуется.

Различаются время ввода в действие. Моральные нормы начинают действовать по мере установления, а правовые нормы начинают действовать с момента, указанного в законе. Это различие имеет также следующие специфические последствия. Во-первых, норма права может быть введена в действие очень быстро, при возникновении необходимости. Скорость ввода в действие зависит только от быстроты разработки законопроекта и оформления процедуры принятия. Норма морали не может быть введена в действие быстро. Она формируется постепенно. Необходимо не только наличие факта осуждения или одобрения прецедентного поступка, но закрепление такого отношения к этому поступку в сознании всех членов общества. Кроме того, норма права может быть единомоментно введена в действие на значительной территории земли, например, на территории крупного государства. Норма морали распространяется постепенно, передается путем личного общения людей, поэтому она вводится в действие на территории ареала, занимаемого обществом постепенно и довольно медленно. Аналогичным образом характеризуется и процесс отмены норм морали и права. Если норма права может быть отменена на всей территории государства, то для отмены нормы морали требуется ее постепенное замещение иной моральной нормой.

Право и мораль используют различные категории при оценке человеческого поведения. Моральная оценка использует шкалу добро-зло, а право — законно-противозаконно.

Серьезное различие между правом и моралью наблюдается по степени конкретизации требований и санкций их норм. Нормы права предписывают четкие варианты поведения при наличии определенных условий (фактического состава) и четко определяют границы применяемых санкций к нарушителям. Нормы морали более аморфны. Размыты как их требования, так и условия, которые должны сложиться для того или иного варианта поведения. Отсутствуют и границы санкций за аморальное поведение.

По-разному обеспечивается действие правовых и моральных норм. Нормы права охраняются всем государственным аппаратом. Соблюдение же норм морали напрямую не подкрепляется государством. Однако моральное действие может быть даже более эффективным, чем правовое, несмотря на кажущееся бессилие.

Мораль предъявляет более высокие требования к сознанию и поведению человека, чем право. Для права достаточно формального соблюдения закона, мораль же требует от каждого человека душевной чистоты и прогресса.

3.3 Взаимодействие права и морали

Право является системой, базирующейся на другой нормативной системе. А именно на морали. В силу того, что моральные требования сами по себе не обеспечиваются государством, наиболее важные из них дублируются и детализируются нормах права. В следствие этого общественно полезный вариант поведения обеспечивается двумя социальными нормативными системами, каждая из которых действует эффективнее другой при определенных условиях: мораль проникает в общественные отношения глубже, а право обеспечивает неотвратимость наказания.

Мораль влияет на процесс правотворчества. Влияние морали осуществляется двумя путями. Во-первых, при разработке законопроектов государственными органами учитывается моральное состояние населения страны. Во-вторых, законы разрабатываются и принимаются людьми, которые имеют определенный уровень морально-нравственного развития, обеспеченный им обществом, воспитавшим их. Поэтому каждое общество имеет такие законы, которые заслуживает.

Мораль влияет также и на правоприменительный процесс, так как каждый из правоприменителей является продуктом своего общества с заложенными в психике моральными условиями.

Государственные органы могут использовать мораль напрямую в процессе правоприменительной деятельности. Так, одним из факторов, влияющих на принятие судом решения по спору об определении места жительства ребенка, является моральное состояние личности каждого из родителей. Аморальность поведения потерпевшего. Согласно п. «з» ч. 1 ст. 61 УК РФ является обстоятельством, смягчающим уголовное наказание за совершенное преступление.

Приведем примеры взаимодействия права и морали. Моральную ценность личности отражают такие этические категории, как честь и достоинство. «Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе… Достоинство же — это, во-первых, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении любым попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость». Эти категории охраняются моралью. Они же охраняются и правом. Статья 130 УК РФ «Оскорбление», гласит: 1. оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами до шести месяцев. 2. оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до одного года.

Этика определяет чувство собственного достоинства как переживание собственной ценности и утверждение ее, возможно вопреки обстоятельствам. Достоинство защищается и моралью, и правом. Статья 150 ГК РФ «нематериальные блага» гласит: 1. жизнь и здоровье, достоинство личности, личная не прикосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, не прикосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага. Принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, не отчуждаемы и не передаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие не материальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя. 2. Не материальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст.12) вытекает из существа нарушенного не материального права и характера последствий этого нарушения.

3.4 Противоречия права и морали

Не смотря на единство целей права и морали, при некоторых обстоятельствах эти системы социальных норм могут противоречить одна другой. Противоречие права и морали заключается в следующем:

1. взаимное опережение и отставание права и морали. Как указывалось выше право, и мораль обладают различной скоростью создания норм и распространения их действий. В тех случаях, когда нормы одной из рассматриваемых социальных систем, развиваясь под влиянием потребностей общества, опережают нормы другой, между ними возникают противоречия.

2. В связи с тем, что моральные требования выше правовых, один и тот же поступок может оцениваться положительно с точки зрения одной нормативной системы и отрицательно — с другой. Например, согласно действующему законодательству каждая мать имеет юридическое право на отказ от своего ребенка, на оставление его в роддоме. Такие поступки правомерны, однако осуждаются моралью.

3. Наличие принципиально диаметральных точек зрения на регулирование одного и того же поведения со стороны правовой и моральной систем. Необходимо отдавать себе отчет, что законодатель в своей деятельности более скован, чем создатель моральной нормы. Для того, чтобы достичь поставленной перед ним цели право должно быть эффективным. Эффективность же действия права не всегда может быть достигнуто средствами, безупречными с моральной точки зрения. При этом необходимо учитывать, что в большинстве случаев правоприменитель действует не абстрактно, а в процессе противодействия правонарушителю. Правонарушители же не ограничивают себя соблюдением не правовых, не моральных норм, то есть готов использовать в борьбе с государством и обществом весь спектр доступных средств, в том числе и аморальных. Поэтому государство находится в заведомо проигрышном состоянии перед правонарушителем, хотя и обладает несравненно большим объемом ресурсов для обеспечения своей деятельности. Заведомо более слабая позиция государства в борьбе с правонарушителем объясняется тем, что оно имеет право на легальное применение силы, а, например, преступник, такого права не имеет, но и разрешения на применение насилия не у кого не спрашивает. В результате чего, государство применяет силу легально, а преступник — не легально. Легальность применения силы диктует соблюдение соответствующего установленного регламента. Из этого следует, что государство в применении силы ограничено законом, а преступник — не ограничен. Применительно к заявленному тезису необходимо понимать, что преступник не ограничен в применении насилия именно в процессе борьбы с государством в лице правоохранительных органов и добросовестных членов общества, если государство в этой борьбе побеждает, то оно ограничивает не легальное применение силы преступником путем применения к нему самому силы легальной. Таким образом, на начальных стадиях борьбы государства и правонарушителя последний имеет определенную фору, только преодолев которую государство может привлечь его к юридической ответственности. Поэтому государству приходится брать на вооружение в свой арсенал крайние, но эффективные средства, которые при обычных обстоятельствах с моральной точки зрения оцениваются отрицательно. Большой перечень спорных, с точки зрения общественной морали, правовых норм содержит Федеральный закон от 12.08.1995 года № 144-ФЗ «об оперативно — розыскной деятельности». Так п. 10 ст. 6 указанного закона позволяет представителям оперативно — розыскных подразделений прослушивание телефонных переговоров. Спросите любого ребенка младшего школьного возраста и он Вам доходчиво объяснит, что подслушивать нехорошо. Аморально читать чужие письма, однако Федеральный закон от 12.08.1995 №144 — ФЗ «об оперативно — розыскной деятельности» дозволяет это делать в соответствии с п. 9 ст. 6. Однако именно применение таких, безупречных с точки зрения бытовой морали законных средств позволяет эффективно бороться с преступностью.