Способы защиты авторских и смежных прав

Защита авторских и смежных прав — одна из важнейших категорий теории гражданского и гражданско-процессуального права, без уяснения которой весьма сложно разобраться в характере и особенностях гражданско-правовых санкций, механизме их реализации и других вопросах, возникающих в связи с нарушением гражданских прав. Исследование данной категории предполагает, в свою очередь, выяснение содержания и соотношения ряда взаимосвязанных понятий, к числу которых первую очередь относится само право на защиту.

Данная категория принадлежит к числу наиболее сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость, т.к. это является одним из важных условий успешного развития науки, литературы и искусства. В соответствии со ст. 44 Конституции РФ «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». «Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, статья относит к числу важнейших прав граждан России право на свободу во всех сферах творческой деятельности. Это означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства правовой защиты этих прав и свобод».1

В российской юридической науке понятием «защита авторских и смежных прав» охватывается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. Действующее законодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав. К сожалению, не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике. «Многолетний опыт показывает, что авторские дела в судах составляют весьма незначительный процент среди других гражданских дел, хотя он в последние годы неуклонно растет»2 . Конечно, многие авторские споры не доходят до суда и разрешаются в процессе до судебного урегулирования. Причинами этого являются и низкий уровень правопорядка, и неосведомленность авторов о своих правах и способах защиты, и фактическое отсутствие квалифицированных специалистов, способных оказать авторам эффективную правовую помощь, и т.д.

4 стр., 1731 слов

Изучение и преподавание римского права. Личность в системе римского ...

Темами Коллоквиума стали следующие: «Изучение и преподавание римского права. Личность в системе римского права. Защита должников». В работе Коллоквиума приняли участие профессора из академий, институтов и университетов ...

Изучение проблемы защиты авторских и смежных с ними прав, начинается с определения понятия и перечисления авторских и смежных прав в соответствии с законодательством РФ. Это рассматривается в первой главе работы.

Вторая глава посвящена защите авторских и смежных прав в целом и в частности.

Таким образом, в данной работе я попытаюсь осветить некоторые вопросы способов защиты авторских и смежных прав, а также рассмотрю меры защиты за нарушение авторских и смежных прав.

Авторское право можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле — это подотрасль гражданского права, которая регулирует отношения по использованию и охране прав на произведения науки, литературы и искусства. В субъективном смысле — это имущественные и личные неимущественные права авторов и других лиц на объекты авторских прав.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства. Различают следующие виды произведений:

  • литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения.

Авторское право распространяется не только на обнародованные, но и необнародованные произведения, которые существуют в какой-либо объективной форме. Выделяют

  • письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);
  • устная (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);
  • звуко- и видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.д.);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- и фотокадр и т.д.);
  • объемно-пространственный (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

При этом авторское право не связано с правом собственности на вещественный объект, в котором выражено произведение. Купив книгу, покупатель не приобретает прав на использование произведения, выраженного в этой книге: он не сможет опубликовать ее, распространять ее экземпляры и т.д. Таким образом можно сказать что, авторское право фактически охраняет форму произведения, а не его содержание. Части произведений, в том числе и их названия также охраняются авторским правом при условии, что они являются результатами творческой деятельности и могут использоваться самостоятельно. В противном случае на часть произведения или его название не распространяется действие авторских прав.

8 стр., 3586 слов

Фактический материал в произведении, приемы его проверки редактором ...

... иногда цитирует по памяти. Редактор не должен позволять себе этого. 1.1 Виды фактического материала Фактическим материалом могут быть как цифры, так и цитаты. Цифровые данные выполняют разные функции ... точности и способы проверки цифрового материала: подсчеты 1. Соответствие суммы частей целому. 2. Соответствие процентного состава целому числу. 3. Соответствие авторских итогов повтором действий с ...

Согласно ч.4 ГК РФ существует перечень произведений, не являющихся объектами авторского права. К ним относятся:

  • официальные документы;
  • государственные символы и знаки;
  • произведения народного творчества;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Например, авторское право не охраняет информацию о номерах телефонов в телефонных справочниках, но охраняет форму, в которой эта информация выражена.

Для возникновения и осуществления авторского права не требуется выполнение каких-либо формальностей, в том числе регистрации объектов и прав на них. Факультативная регистрация государственным органом — Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам — производится в отношении программ для ЭВМ и баз данных.

Для того, чтобы проинформировать читателей и других пользователей об авторских правах, обладатель исключительных авторских прав может проставлять знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:

  • латинской буквы С в окружности;
  • имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
  • года первого опубликования произведения.

Например, © Петров Сергей Иванович, 2008.

Субъектами авторского права являются прежде всего авторы произведений, то есть лица творческим трудом которых данное произведение создано (ст. 5 ЗоАП), а также создатели производных (зависимых) произведений, таких как переводы, переработки, аранжировки и т.д. Для последующего использования производных произведений необходимо получить согласие как автора оригинального произведения, так и автора переработки, перевода.

Произведения могут быть созданы совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство).

Авторское право принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Различают два вида соавторства: делимое и неделимое. Если в произведение можно выделить части, созданные творческим трудом каждого из соавторов, то это делимое соавторство (например, музыка и слова песни, отдельные главы учебника).

В неделимом соавторстве такие части выделить нельзя, например, произведения братьев Гримм, Ильфа и Петрова.

Так же субъектами авторских прав являются лица, получившие права на произведение в силу закона или по договору. Так, например, авторские права переходят наследникам после смерти автора. Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации. В настоящее время такого органа в России нет.

4 стр., 1673 слов

Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав

... Данная курсовая работа посвящена уголовно-правовой характеристике нарушения авторских и смежных прав, нарушения изобретательских и патентных прав. Объектом моего исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере нарушения авторских, смежных, изобретательских и патентных прав. Предметом исследования являются особенности квалификации ...

Кроме того, авторские права могут переходить по договорам физическим и юридическим лицам.

Автору в отношении его произведения принадлежат имущественные и неимущественные авторские права.

К личным неимущественным правам относятся:

  • право авторства;
  • право на имя;
  • право на обнародование, включая право на отзыв;
  • право на защиту репутации автора.

Имущественное право регламентируется исключительным правом автора, на использование созданного им произведения, в том числе, право:

  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • сообщать произведение, (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
  • переводить произведение (право на перевод);
  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).